Поиск по сайту

Кризис детей трехлетнего возраста


Авторcтво: Капральная Татьяна Александровна, воспитатель ГДОУ №119 Фрунзенского района, Санкт-Петербурга


Возраст после двух лет – очень важный период в развитии малыша. Это возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным! Это время открытий и находок, пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, у него начинает формироваться воля и независимость. В этом возрасте у ребенка появляется в речи местоимение «Я». А также много других слов «Я САМ», «НЕТ», «НЕ ХОЧУ», «НЕ БУДУ».

Новое осознание себя проявляется в стремлении подражать взрослым, быть похожим на них, имитировать их поведение. Ребенок впервые открывает то, что он – такой же человек, как его родители или другие взрослые. Три года – это возраст, когда ребенок хочет ощутить себя самостоятельным.

Я САМ

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система “Я” кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Л.А. Булдакова (психолог)

Кризис трех лет у детей – серьезное испытание для родителей, а ребенку в это время еще труднее. Он не понимает, что с ним происходит и иногда не может контролировать свое поведение. В этот период ему нужна поддержка родителей и, конечно, воспитателей, если ребенок посещает дошкольное учреждение. Очень важно, чтобы родители знали о том, что кризисы в разные периоды жизни – явление неизбежное, необходимое для развития ребенка. А после кризиса первого года наступает кризис трех лет. Родители должны понимать, что это вовсе не проявление вредности у ребенка, а природная необходимость испытать себя, ощутить силу воли и свою значимость. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Кризис может начаться уже с 2,5 лет и закончиться в 3,5- 4 года. Когда малышу исполняется 2 года, пора ждать кризис, и родители должны быть к этому готовы. Если нет, то воспитатель должен донести до них эту информацию. Именно в это время важно поддержать малыша к самоутверждению и взрослости. Кризис 3-х лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно! Если его нет, значит с малышом что-то не так. Конечно, родителей ждет трудный период, но нужно набраться терпения и просто переждать его «как бурю». Итак, что делать родителям?

Очень важно, если родители вовремя заметили начало кризиса и поняли, что пора перестроиться и изменить свое отношение к ребенку, тогда кризис может пройти достаточно гладко и безболезненно. Некоторые родители считают, что если между родителями и ребенком доброжелательные отношения и в семье царит мир и покой, то ребенок не может находиться в состоянии кризиса и очень удивляются тому, если им скажут, что их ребенок находится на сложном этапе развития. Это неправильно, и поэтому мы, воспитатели, должны очень тактично подвести их к осознанию того, что их прежние методы обращения с ребенком уже не актуальны на новом этапе развития. Например, до наступления кризиса, ребенок был ласковым и послушным, позволяя водить себя за ручку, раздевать и одевать, убирать вещи в шкафчик в детском саду и т.д. И вдруг он превратился в ребенка, который всем недоволен и все время сопротивляется любым вмешательствам в его жизнь, например, не дает себя причесать, хочет сам раздеться или одеться, хочет кушать самостоятельно, идти по улице без помощи взрослого и т.д.

Нередко такое поведение ребенка застает врасплох родителей и, не зная, что делать и как реагировать мама или папа теряются, в лучшем случае, а в худшем – начинают сердиться и ругать ребенка на глазах у других детей и взрослых. Это неправильно. В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, это не приведет ни к чему хорошему. Но и позволять все, конечно, тоже нельзя. Очень часто ребенок начинает капризничать в местах, где много людей, так называемых «зрителей». Например, приходя утром в детский сад, малыш начинает впадать в истерику, хотя несколько минут назад прекрасно шел в сад по улице с хорошим настроением. Он не хочет раздеваться, заходить в группу, отказывается надевать сандалии, кушать кашу, начинает проситься домой и т.д. Воспитатель невольно становится свидетелем происходящего и, конечно, пытается помочь родителям «разрулить ситуацию». Самое лучшее, что можно сделать в этой ситуации – это переключить внимание ребенка на что-то другое. Например, сказать, что сейчас мы будем рисовать что-то интересное, или будем читать твою любимую книжку, сейчас мы будем играть в твою любимую игру. Этот метод может сработать, если ребенок еще не достиг пика истерики. Но если же истерика уже началась, то самое лучшее – просто переждать. Желательно перевести ребенка в менее людное место, чтобы лишить его зрителей, так он быстрее успокоится и придет в себя. В это время можно заняться с другими детьми подвижной игрой, почитать книжку и ребенок может потихоньку присоединиться сам к группе детей. Нужно стараться избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет».

В этот период детям нужно читать как можно больше литературы, где обыгрывается переворачивание привычных ситуаций, например, «Путаница» К. Чуковского и другие стихи для малышей не только в детском саду, но и дома. Для этого можно сделать папку-передвижку для родителей, где можно указать список литературы, что читать детям и разместить готовые подборки стишков, различные высказывания великих людей о воспитании.

Кроме чтения, можно предложить детям игру под названием «Делай все наоборот» или «Скажи наоборот». Например, воспитатель говорит ребенку: «Маша, мы сегодня не идем гулять!». А Маша отвечает « Нет, мы идем гулять». Или говорим «Даша, давай наденем на куклу юбочку», а предлагаем Даше брючки. Даша должна выбрать юбочку. Воспитатель говорит детям «Ребята, сейчас мы будем приседать, как гуси», а начинает прыгать, как зайчик. Дети должны выполнять приседания, они должны услышать задание воспитателя, не смотря на то, что он делает другое движение. Обычно детям нравятся условия таких игр. Они отвечают их внутреннему состоянию. Чтобы игра не приелась, в нее можно вносить изменения, например, в некоторых ситуациях можно вообще не использовать слова и объясняться с помощью мимики и жестов, так называемая игра в «глухонемых». Такой прием постоянно заставляет ребенка следить за поведением взрослого, чтобы угадать его желания и предложения. Это своеобразная игра в загадки и она должна быть направлена на то, чтобы ребенок выполнял правильные действия, это именно то, что нужно нам добиться. Следующая игра « Живые картинки»- взрослый просит ребенка изобразить любимое животное, ребенок должен показать, как оно ходит, ест, спит. Затем взрослый и ребенок начинают по очереди показывать какое- либо животное, говорят на их языке, называют животное. Можно попробовать изобразить какое- либо животное и попросить, чтобы дети угадали, кто это. В эту игру можно вносить различные изменения и дополнения, например, с группой детей можно изобразить, как дует ветер, как качаются деревья, как плывут облака и т.д.

В результате приобретения нового опыта у ребенка развиваются речь, движения, чувство юмора и эмоциональность. Таким образом, используя чтение и игры, как родители, так и воспитатели могут работать над обогащением речи ребенка.

Очень важно отличать у ребенка нормальные проблемы роста, то есть кризис, от капризов, связанных с нехваткой маминой любви и внимания, особенно в наше время, когда родителям приходится очень много работать, а ребенку проводить в саду целый день, с утра и до вечера. Не успел еще малыш в полной мере адаптироваться в детском саду, как мама уже спешит выйти на работу. Именно в это время родители хотят думать, что с ребенком все хорошо, а он вдруг начинает проявлять свое недовольство. В связи с нехваткой времени, родители начинают потакать прихотям ребенка, уступать ему во всем, лишь бы не плакал. Не все в состоянии четко осознать начало кризиса. Если взрослые не замечают или не хотят замечать изменения у ребенка, то кризис может протекать остро, с нарастающим непониманием и частыми конфликтами. Такое непонимание часто встречается в семье, где один ребенок, по неопытности родителей, связанное с недостаточным изучением литературы.

Как родителям, так и воспитателям тяжело выдерживать упрямство, крики и истерики ребенка и, конечно, мы, воспитатели, чаще всего спасаем ситуацию. Надо помнить, что малышу еще тяжелее, чем нам. Он не осознает, что с ним происходит, буря настигает его изнутри.

Признаки кризиса трех лет:

  1. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию на любую просьбу определенного взрослого, при этом может спокойно выполнить любую просьбу другого взрослого. Например, утром в саду ребенок никак не хочет надевать чешки с мамой для музыкального занятия, а стоит выйти воспитателю в раздевалку и сказать, что зайчик ждет нас в музыкальном зале и он споет нам песенку, ребенок тут же согласится надеть чешки и с хорошим настроением войдет в группу. Негативизм может быстро исчезнуть, если принять правильную тактику, не быть слишком требовательным к ребенку, слишком строгим, не пускаться в длительные споры с ребенком.
  2. Упрямство. Ребенок выражает свое мнение и хочет настоять на своем, не потому, что ему это нужно, а потому, что он это придумал. Например, малыш просит купить ему машинку, мама покупает, но через пять минут она ему уже не интересна и он просит что- то еще. Если мама, не задумываясь, покупает следующую игрушку, она ему тоже будет не нужна. Для него главное – настоять на своем. Упрямый ребенок может настаивать на своем долгое время, например, находясь в магазине, даже тогда, когда ему этого уже совсем не хочется, главное – получить результат. В этот период взрослый должен принять правильную тактику, не потакать его желаниям, а набраться терпения и научить ребенка выбирать то, что ему действительно нужно. Если родитель может предвидеть ситуацию, то можно попытаться обговорить ее дома и предложить самые оптимальные варианты ее решения. Например, решить с ребенком дома, какая игрушка необходима ему в данный период, какую пользу она принесет, как можно интересно с ней поиграть. Сказать малышу, что он сможет выбрать только одну вещь, самое главное, не обманув его, не купив ничего. Другой пример, собираясь утром в детский сад, ребенок уже требует, чтобы его забрала только мама или дедушка, и ни с кем другим он не хочет идти домой. Если вы четко знаете, что малыша сможет забрать только бабушка, надо сообщить об этом ребенку, объяснив ему, что другие члены семьи находятся на работе и в другой раз мама сможет за ним прийти. За день в садике ребенок может забыть о своем желании и не вспомнить об этом, уходя домой. Но ведь есть такие дети, которые будут вынашивать эту мысль в голове целый день и думать, когда же придет мама. Иногда бывает очень трудно отвлечь такого ребенка от его мыслей и привлечь к играм с детьми, очень часто такие дети любят играть в одиночестве и мало общаются со сверстниками. Мы, воспитатели, должны правильно вести себя в этой ситуации, проявлять чуткость, не торопить малыша в его действиях. Нам надо быть более гибкими и находчивыми, например, дети обедают после прогулки, а один ребенок отказывается от еды, хотя вы точно знаете, что он проголодался. Не надо его заставлять, можно просто попробовать посадить рядом на стульчик его любимую игрушку (или ту, которую он принес из дома), и изобразить, что она кушает вкусный обед. Ребенок, увлекшись игрой, может сам не заметить, как он все съест. Конечно, нужно позволять ребенку проявлять свою самостоятельность, но в разумных пределах и чтобы это не нанесло вред малышу.
  3. Строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость направлена против прежнего образа жизни и против тех правил, которые ребенок успел усвоить к трем годам. Строптивость может выражаться в детском недовольстве, с которым ребенок может отвечать на все, что ему предлагают делать. Например, малыш категорически отказывается умываться, одеваться, кушать ложкой самостоятельно, хотя прекрасно все это умеет делать. Строптивость может ярко проявиться у ребенка, если родители часто используют в воспитании запреты и приказы. Ребенок начинает бунтовать, он хочет проявить свою самостоятельность даже в тех делах, которые он даже не знает, как делать, например, хочет один переходить дорогу, сам завязать шнурки, сам налить чай и т.д. Конечно, в зависимости от ситуации, родители могут решить проблему разными способами: отвлечь ребенка, уговорить его, позволить ему действовать самостоятельно, если это не причинит вред здоровью ребенка. Но очень часто можно услышать слова мамы или папы: «Я так устала ждать, он все хочет делать сам…». Получается, что многие родители вообще не готовы к кризису, а зачастую даже не слышали, что это такое.
  4. Своеволие. Ребенок хочет все делать сам, не зависимо, умеет или не умеет. Он не хочет просить помощи у взрослых, потому что считает, что он и сам взрослый. В этом случае может возникнуть рев и истерика.
  5. Протест. В случае протеста ребенок со всеми идет на конфликт, и с родителями, и с бабушкой, и с воспитателями. Например, ребенок, бросив игрушку на пол, заставляет взрослого поднять ее, но взрослый в ответ просит поднять игрушку его самого. На что ребенок начинает плакать, топать ногами, падает на пол, начинается истерика.
  6. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было ему интересно, любимые игрушки и другие вещи. Малыш может демонстративно ломать игрушки, без разрешения брать вещи взрослых и портить их. Может использовать в речи грубые слова, услышанные где-то ранее, и применять их к своим близким. Такие явления говорят о том, что у ребенка изменяется отношение к себе и к другим людям.
  7. Ревность. Если в семье несколько детей, то ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или сестрой. Такое положение его не устраивает, и он борется изо всех сил, он может драться, ссориться и пытаться подчинить себе соперника. Ребенок будет доказывать, что он главнее и лучше. В этом случае необходимо уделять внимание каждому ребенку в семье, внимательно выслушивать все его просьбы и пожелания без раздражения, и это совершенно не значит, что надо выполнять все их прихоти. Просто, выслушав внимательно, взрослый будет в курсе того, чего хочет ребенок и сможет объяснить ему, нужно ему это или нет. Каждый ребенок, независимо от его возраста, хочет, чтобы хоть на несколько минут мама или папа принадлежали только ему. Таковы симптомы кризиса трех лет.

Итак, кризис – это необходимость, не было бы кризисов, не было бы процесса развития. Сроки его наступления и длительность напрямую зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от поведения взрослых. Великий психолог Го сказал:

«Воспитание маленьких детей без участия семьи похоже на сбор листьев граблями в сильный ветер».

В таком случае кризис пойдет только на пользу растущему человеку, не оставляя в его душе болезненных воспоминаний.

Советы воспитателям для работы с родителями:

- Изготовление папок- передвижек на данную тему в раздевалке.

- Подборка литературы для родителей.

- Список литературы для чтения родителями детям.

- Изготовление коллажей и плакатов на данную тему.

- Домашние задания по совместному изготовлению рисунков и поделок на разную тематику.

- Проведение совместного мероприятия родителей с детьми.

- Использование электронных образовательных ресурсов, выкладывание информации на сайте дошкольного учреждения или созданные самостоятельно.

- Анкетирование и тестирование родителей (анонимно).


Приложения:

· Мини-анкета для родителей

· Тренинг для родителей «Как бы Вы поступили?»

· Тест «Какие мы родители?»


Литература:

· Л. Г. Матвеева «Что я могу узнать о своем ребенке». Изд. У-Фактория, Екатеринбург 2004г.

· Л. С. Выготский «Вопросы детской психологии». М. Изд. Союз, 2оо4год.

· Л. Ф. Обухова « Возрастная психология». М. Изд. Российское пед. агентство, 1996г.

· Е. Н. Корнеева « Детские капризы».Изд. У- Фактория, 2004год, Екатеринбург.


Поделиться: