Поиск по сайту

Культурно-образовательная практика «Свет городских фонарей»


Авторcтво: Мурзакова Светлана Станиславовна, воспитатель, Арсеньева Екатерина Аркадьевна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 88 Центрального района Санкт-Петербурга


 

        Дошкольники воспринимают мир через органы чувств, главным образом через зрение. Вместе с тем, если у ребенка имеется «ненасмотренный взгляд» (Осорина М.В.), то ребенку очень сложно воспринимать визуальную информацию. Отсюда перед ДОУ и родителями стоит очень важная задача – развитие визуальной культуры дошкольника, т.е. формирование умения смотреть, видеть, подмечать детали, делать выводы на основе увиденного. Городская среда является уникальным местом, где развитие визуальной культуры может происходить успешно, поскольку город, прежде всего, вещественная среда. Поэтому педагогами детского сада была разработана культурно-образовательная практика «Свет городских фонарей». В ходе этой практики детям и родителям предлагалось исследовать фонари Санкт-Петербурга. Они должны были внимательно рассмотреть фонари, выполнить исследовательские задания и составить фотоотчеты о своих семейных прогулках, которые затем размещались в социальной сети vkonakte.ru группы «Смешарики».
          Цель культурно-образовательной практики: формирование у детей представления об истории и назначение городских фонарей.
          Проблемный вопрос, на который искали ответ дошкольники: «Как свет фонарей преображает город и его жителей».
          Адресат: дети старшей группы детского сада и их родители.
          Продолжительность культурно-образовательной практики: 3 недели.
          Оборудование, используемое в ходе практики: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, коллекция фонарей, игрушки «Смешарики», дидактические материалы для родителей.
          Особенность организации партнерских отношений с родителями воспитанников: размещение информации на информационных стендах группы, в группе «Смешарики» социальной сети vkonakte.ru (объявления, видео материалы, презентация для организации прогулки № 1 и интерактивная карта с заданиями к прогулке №2), папки-передвижки в раздевалке группы детского сада, предоставление родителям возможности размещать свои материалы в социальной сети vkonakte.ru


                 Ход культурно-образовательной практики

        1. Предварительный этап – образовательное событие, предваряющее семейный досуг в городе

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

Описание педагогического сопровождения культурнообразовательной практики

Подтема «Что такое фонари?»

В декабре, когда совсем мало светит солнце, становится темно и грустно. Даем детям понять, что фонариками мы хотим зажечь маленький огонек в душе, маленькое солнышко внутри нас.

Дети наблюдают и рассказывают о своем настроении, что они чувствуют. Как меняется настроение и окружающий пейзаж.

Мы выходим с детьми на вечернюю прогулку, и обращаем внимание детей на то, что внешний свет и тепло все более угасают. Включаем фонари на участке и смотрим, как изменилось окружающее пространство

Знакомим детей с разнообразием осветительных приборов.

Пополнение мини-музея фонарей в группе «От свечи до лампочки».

Рассматривают все экспонаты.

Организация мини-музея фонарей в группе «От свечи до лампочки».

Знакомим со свойствами света.

Игры детей в свободной деятельности. Взаимодействуют с фонариками, принесенными из дома: теневой театр, найди клад, опыты со светом.

Организация теневого театра, создание лаборатории «Почемучек»: опыты со светом организация прохождения квеста в группе.

Знакомство семей с фонарями ближайшего окружения.

Фото-викторина «Найди фонарь».

Дети с родителями участвуют в поисках фонарей ближайшего окружения и составляют загадки про фонари.

Организация фото-викторины в группе «Смешарики» социальной сети vkonakte.

Подтема «Какими были первые петербургские фонари?»

Знакомим детей с историей фонарей Санкт-Петербурга

Дети знакомятся с историей фонарей в Санкт-Петербурге.

Рассказ Совуньи - презентация «История освещения» Знакомство с источниками света (масло, керосин, газ, электричество).

Загадки от Совуньи - проблемное изложение «Как зажигали первые петербургские фонари» и «Ниша для фонаря».

Дети выдвигают гипотезы, делают выводы.

Рассказ воспитателя о способах зажжения фонарей.

Видео загадка – для чего использовалась раньше эта каменная ниша.

Пополняем эмоциональные впечатления детей через просмотры видеофрагментов

Дети просматривают видеофрагменты.

Демонстрация видеофрагментов (П.И.Чайковский «Щелкунчик», балет, ред. В.Вайонена, фрагмент «Гости съезжаются на бал»)

Мультфильм «Старый уличный фонарь» Г.-Х.Андерсена.

Знакомим детей с художественной литературой о фонарях.

Дети слушают сказку «Старый уличный фонарь» Г.-Х.Андерсена в вечернее время при свете фонарика. Дети задают вопросы друг другу по прочитанному произведению.

Чтение художественных произведений по теме во второй половине дня, при свете фонаря. Обращаем внимание детей, как преображается комната при свете фонарика.

Знакомим детей с иллюстративным материалом о фонарях.

Дети рассматривают иллюстрации и делятся друг с другом впечатлениями.

Подборка в книжном уголке художественной литературы, иллюстраций, демонстрационных материалов

Творческая деятельность по теме

Дети отражают свои впечатление и эмоции в творческой деятельности

Рисование «Мой любимый фонарик», «Хоровод фонарей, зарисуй поскорей» пластилинография: «Фонарь, который мне понравился».

Лепка на плоскости: «Фонарь – помощник мой».

Аппликация: «Фонари нашей улицы (Моховая)».

Подтема: «Кто помогает фонарям охранять город и горожан?»

Знакомим детей с мифам о Медузе и Персее

Смотрят мультфильм «Персей и Медуза Горгона», рассматривают иллюстрации в книгах с мифами и легендами Древней Греции. Обсуждают и отвечают на вопросы

Высказывают свои предположения в ходе беседы друг с другом

Рассказывание фрагментов мифа о Медузе Горгоне и Персее, показ мультфильма «Персей и Медуза Горгона», размещение в книжном уголке иллюстрации и книг с мифами и легендами Древней Греции.

Проблемное обсуждение: Что мы знаем про Медузу Горгону? Где можно про неё узнать? Продолжи миф: что было бы если…

Творческая деятельность по теме

Рисование по сюжету мифа о Медузе Горгоне и Персее.

Организация творческой деятельности по сюжету мифа о Медузе Горгоне и Персее.

Знакомим детей со способами изготовления фонариков из различных материалов

Дети выбирают образцы поделок и выполняют работу с помощью воспитателя.

Организация творческой мастерской « Фонарная мастерская» (ремонт и изготовление фонарей). Педагог представляет детям образцы поделок и способы выполнения работы.

1. Основной этап – семейный досуг в городском пространстве.

Предлагаем родителям на выбор совершить одну из предложенных прогулок. Семья может выбрать вариант для прохождения прогулки – на бумажном носителе или воспользоваться презентацией, размещенной в группе «Смешарики» социальной сети vkontakte. В группе vkonakte размещена также карта маршрутов прогулок.

В группе живут персонажи мультфильма «Смешарики» (игрушки Копатыч, Лосяш и др.). Умная Совунья знакомит семьи и Смешариков с городом. В выходные дни, когда детей в детском саду нет, они грустят и скучают. Совунья предлагает детям в пятницу взять домой игрушку из детского сада и познакомить Смешарика с нашим красивым городом. Ребенок выбирает игрушку и вместе с родителями отправляется на прогулку.

Прогулка № 1 на Одесскую улицу в «Музей уличных фонарей».

Дидактические материалы для родителей:

Дорогие родители, бабушки, дедушки и дети!

Сегодня Совунья приглашает Вас совершить прогулку в «Музей уличных фонарей», который находится на Одесской улице. Вы узнаете об истории появления фонарей в нашем городе. Совершите приятную и познавательную прогулку.

Как свидетельствует табличка на доме, в этом месте располагалась первая в городе контора по производству уличных осветительных приборов. Ведь Петербург был первым городом в России, где появились уличные фонари. Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые. И именно на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажегся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным.

Выполните задания Совуньи: внимательно рассмотрите все фонари в этом музее под открытом небом.

·                    Давайте подойдем к первому фонарю. Рассмотрим внимательно фонарь и попробуем ответь, почему фонари называли «стражами города». Можно ли сказать, что первые фонари охраняли город и горожан? Как об этом рассказывает «одежда старых петербургских фонарей? (сравните «одежды» первого петербургского фонаря и караульной будки)».

·                    Первые фонари были изготовлены из дерева. Но они не сохранились до наших дней. Внимательно рассмотрите фонари, потрогайте и определите, из каких материалов сделаны копии? Почему решили сделать их из другого материала? Сейчас все фонари на улице электрические, но раньше эти фонари заправлялись маслом. И работу эту выполняли фонарщики.

·                    Давайте подойдем к скульптуре фонарщика и внимательно рассмотрим этого бронзового волшебника. Он попал в наше время прямиком из прошлого. Незаменимый работник присел отдохнуть на ограду, оперся на лесенку и навсегда застыл в бронзе. Внимательно рассмотрите скульптуру. По каким признакам мы можем определить профессию? Что у фонарщика в бидончике? Чего не хватает фонарщику?

·                    А сейчас давайте посмотрим, что у нас под ногами. Чем вымощена улица? Это называется брусчатка. Как вы считаете, по какой улице удобнее ходить, по современной или старинной? Почему?

·                    Подойдите к последним двум фонарям. Предпоследний фонарь старинный, а последний современный. Чем они похожи и чем отличаются? Почему современные фонари такие высокие? Какой фонарь выше? Почему?

·                    Зайдите во двор. Полюбуйтесь росписями на стенах (их называют граффити). Знакомый городской пейзаж? Узнаёте собор? Какое время изображено - прошлое или настоящее? Какое время суток? Сумерки. Горожане прогуливаются. Сейчас сядет солнце, но люди не торопятся домой. Почему? Вот фонарщик зажигает фонарь. Как изменится улица, город? Что почувствуют люди?

·                    Выбирайте - какой фонарь вам больше нравится или придумайте свой фонарик. Расскажите историю про него. Представьте, что вы настоящие писатели или сказочники! Совунья уверенна, что вы получили удовольствие от прогулки, от новых совместных впечатлений, открытий.

Прогулка № 2 «Кто охраняет петербургские фонари?»

Дорогие родители, бабушки, дедушки и дети!

        Улицы Петербурга освещают сотни красивых фонарей, они считаются самыми красивыми в мире! Совунья предлагает вам отправиться на прогулку и показать нашим Смешарикам – кто же охраняет фонари? Кто помогает фонарям освещать город? Можно эту прогулку совершить во второй половине дня, когда фонари зажжены и тогда ваше путешествие станет немного таинственным и загадочным. А можно днем – и тогда фонари вас удивят своим неповторимым украшением. Возьмите в группе любимого Смешарика, ведь он не видел фонари нашего города! Удивляйтесь, исследуйте, любуйтесь!

·  Фонари на Соляном переулке. (Соляной пер., 13) Совсем рядом с нашим детским садом, у старинного здания на Соляном переулке расположены удивительные фонари, самые большие в городе. Обойдите вокруг них, рассмотрите – кто охраняет их? Покажите Смешарику маленьких мальчиков-ангелочков, их называют путти. Что они делают? Отгадайте – каким профессиям можно научиться в академии Штиглица, вход в которую они освещают?

Пройдите по Соляному переулку до улицы Пестеля, поверните направо, пройдите до Пантелеймоновского моста через реку Фонтанку.

· Фонари на Пантелеймоновском мосту. Рассмотрите внимательно фонарь на мосту. Этот фонарь охраняет страшное морское чудовище - Медуза Горгона. Как вы думаете – что в её изображении должно было пугать, наводить ужас?

Вспомните легенду, расскажите её Смешарику. Каждый, кто встречал взгляд Медузы Горгоны    превращался в камень. Многие храбрые люди пытались победить Горгону, но безуспешно. И лишь один греческий герой Персей догадался, как с ней справиться. Сделал он это с помощью отполированного как зеркало щита. Эту хитрость подсказала ему мудрая богиня Афина. Проведите эксперимент и почувствуйте себя Персеями. Наведите зеркальце или экран смартфона на изображение Медузы Горгоны так, чтобы увидеть её глаза в зеркальце.

После того как Персей победил Медузу Горгону, он принес богине Афине свой меч, в котором отразилось ее страшное лицо. Изображение её головы стали помещать на щите (такой щит называется эгида).

Рассмотрите внимательно этот удивительный фонарь. Из чего сделан фонарный столб? На чем укреплён щит? На чем висит сам фонарь? Как вы думаете, кому могли принадлежать эти предметы?

На вершине фонарного столба сидит золотой двуглавый орел. Где вы видели эту необычную птицу? Как вы думаете, почему скульптор поместил её здесь?

Пройдите по набережной реки Мойки мимо Летнего сада и перейдите Садовую улицу. Вы выйдите на Марсово поле.

·  Фонари на Марсовом поле. Вы оказались на поле, на котором раньше происходили парады и торжественные шествия. Внимательно рассмотрите все фонари и покажите их Смешарику. Обратите внимание на форму и цвет фонарей. Найдите фонари с необычным цветом стекол плафонов. Это настоящие старинные фонари, которые давным давно освещали Николаевский мост (ныне Благовещенский мост). Посчитайте. сколько граней у фонаря. Рассмотрите, из каких частей состоит фонарь, чем украшен фонарный столб? Рассмотрите основание плафона, как он соединен со столбом.

Выбирайте - какой фонарь вам больше нравится или придумайте свой. И расскажите историю про него. Представьте, что вы настоящие писатели или сказочники! Надеемся, что вы получили удовольствие от прогулки, от новых совместных впечатлений, открытий!

Прогулка № 3 «Кто охраняет петербургские фонари?»

Дорогие родители, бабушки, дедушки и дети!

     

   Улицы Петербурга освещают сотни красивых фонарей, они считаются самыми красивыми в мире! Совунья предлагает вам отправиться на прогулку и показать нашим Смешарикам – кто же охраняет фонари? Кто помогает фонарям освещать город? Можно эту прогулку совершить во второй половине дня, когда фонари зажжены и тогда ваше путешествие станет немного таинственным и загадочным. А можно днем – и тогда фонари вас удивят своим неповторимым украшением. Возьмите в группе любимого Смешарика, ведь он не видел фонари нашего города! Удивляйтесь, исследуйте, любуйтесь!

· Фонарь у дома Зингера. Какие «невиданные звери» охраняют фонари перед входом в знаменитый книжный магазин? Рассмотрите ажурные металлические завитки, которые украшают эти фонари. Пофантазируйте, на что они похожи? Как они связаны с золотыми цветами на дверях магазина?

Пройдите по Невскому проспекту вдоль фасада дома Зингера, найдите магазин «Ноты» (Невский пр., д.26)

·

Фонарь нотного магазина. Рассмотрите фонарь, установленный над входом. Да это целый оркестр на одном фонаре! Сколько музыкантов в оркестре? Скажите Смешарику - как называется такой оркестр? На каких музыкальных инструментах играет каждый из музыкантов?

Перейдите на другую сторону Невского проспекта, пройдите по каналу Грибоедова до Банковского моста.

·  Златокрылые львы. Рассмотрите эти «живые» фонари. Как вы думаете – добрые они или злые? Таким грифонам со времен древней Эллады приписывали способность надежно охранять золото от любых посягательств. Как вы думаете – что должны были стеречь эти златокрылые львы?

Существует городская легенда, что величественные стражники Банковского моста волшебные. И если потереть левую лапу льва, которая находится ближе всех к Казанскому собору, то исполнится загаданное желание. Попробуйте и вы загадать! Выбирайте - какой фонарь вам больше нравится или придумайте свой. И расскажите историю про него. Представьте, что вы настоящие писатели или сказочники! Надеемся, что вы получили удовольствие от прогулки, от новых совместных впечатлений, открытий!

2. Итоговый этап – образовательное событие в дошкольном образовательном учреждении, подводящее итоги семейного досуга в городе.

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

Описание педагогического сопровождения культурно образовательной практики

Вечер досуга

«Волшебные фонарики».

Закрепление полученных знаний, обмен впечатлениями и полученными эмоциями на прогулках.

По внешнему виду определяют как работает фонарь и подбирают материалы.

Организует интерактивную игру «Зажги фонарь»

Дети рассказывают друзьям где он был со Смешариком, что его Смешарик видел. Делятся полученными знаниями и впечатлениями от прогулок. Рассказывают сочиненные с родителями сказки.

Направляет беседу, рассказы детей.

Конструирование – «Мой фонарик»

Организует изготовление фонариков из бумаги и картона.

Внутрь фонарика помещаем свечу на батарейке. Теперь этот фонарик можно подарить человеку, которому грустно. И пусть фонарик зажжет маленький огонек добра в его душе, семье, доме.

Для того чтобы у детей и взрослых появился интерес к теме, нами была организована игра фото-викторина «Найди фонарь». Дети с родителями активно включились в игру, чтобы первыми найти загаданный фонарь. В группе в vkonakte семьи размещали фотографии с вопросами, стараясь опередить друг друга.

Также во время предварительного этапа особый интерес у детей вызвало создание мини-музея «От свечи до лампочки». Детям понравилось знакомиться с настоящей керосиновой лампой и разнообразными необычными старинными и современными светильниками.

Мы использовали фонарики, принесенные детьми, для создания таинственной и уютной атмосферы во время чтения сказок и прослушивания аудиопроизведений. По окончании практики дети часто просят почитать и послушать музыку при свете красивого фонарика.

После проведенного предварительного этапа семьи воспитанников с удовольствием отправились на прогулки. Мы подготовили две прогулки и предоставили семьям возможность сделать самостоятельный выбор, куда они отправятся.

На итоговом этапе мы провели вечер досуга «Волшебные фонарики», на котором особое внимание уделили эмпатии. Дети поделились своими впечатлениями и пришли к выводу, что фонари могут создать неповторимую, теплую атмосферу в городе, в комнате, в группе и дома. Дети решили подарить сделанные своими руками фонарики людям, которым грустно. И пусть этот фонарик зажжет маленький огонек добра в его душе, семье, доме!

Приложение

Литература:

1. Осорина М. В. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее. Электронный ресурс. Код доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21850751.

2. Солнцева О. В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: учебно-методическое пособие – СПб., 2013

3. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е.Н. АБВ гуляли по Неве. – СПб, 2018.



Поделиться: