Поиск по сайту

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)


Авторcтво: Соколова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ школы №115 Выборгского района Санкт-Петербурга


     Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника, не только знающего школьную программу, но и мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность [1]. Младшие школьники с интересом наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире, могут выдвигать порой фантастические гипотезы, находить ответы на свои вопросы. Причём область интересов обучающихся разнообразна: их интересуют физико-химические процессы, животный и растительный мир, происхождение вещей, цена минуты, искусство, психология. Важно поддерживать их интерес и научить обучающихся правильному подходу к этому творческому виду деятельности. Но, прежде всего, учитель сам должен понимать важность и необходимость проектно-исследовательской работы для достижения метапредметных результатов. Работа с обучающимися в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных предметных областей. Приобщение обучающихся к исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

      Особое внимание в статье уделяется организации проектно-исследовательской деятельности детей 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ - особая категория детей, которым уделяется наибольшее внимание в образовательном процессе. У данной категории детей наблюдаются большие речевые дефекты, влияющие на развитие познавательных процессов. Эти дети имеют небольшой словарный запас, нарушение звуковой, лексической, грамматической сторон речи.

      Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети 1 класса с ОВЗ приобретают умения: ставить цели; планировать свою работу; работать с разными источниками информации; перерабатывать информацию; выбирать способы реализации целей; выделять главное; оценивать свою деятельность: общаться с другими детьми.

     Таким образом, организация проектно-исследовательской деятельности у учащихся с ОВЗ способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

     Данная статья адресована учителям начальных классов коррекционной школы, т.к. метод проектов является одним из важнейших методов, способствующих формированию жизненных компетенций учащихся, подготовке к реальным условиям жизни.

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос: как достичь этого, как выбрать формы и методы? Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация проектно - исследовательской деятельности школьников 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основе такой деятельности лежит:

- развитие познавательных навыков учащихся

- развитие умений самостоятельно добывать информацию

- умение ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания

- развитие умения видеть, сформулировать и решить проблему.

Для начала ответим на вопрос «Может ли младший школьник с ОВЗ быть исследователем?». Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретет жизненный опыт, будет иметь запас знаний, умений и навыков (ЗУН). На самом деле, для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врожденной потребностью, нужно только ее развивать, а не подавлять. И определенную роль в этом играют окружающая среда, родители и школа.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данных задач при работе с детей с ОВЗ, является технология проектно-исследовательской деятельности. Прежде всего, проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением [3. 46]. Во-вторых, технология такой деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт. В-третьих, проектно-исследовательская деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

Существуют некоторые особенности проектной деятельности при работе с детьми с ОВЗ:

  1. во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки.
  2. в ходе проектной деятельности необходимы помощь и контроль со стороны учителя на каждом из ее этапов;
  3. родители являются активными участниками образовательного процесса. Они пошагово учатся вместе с ребенком, помогают в выполнении домашнего задания и отборе информации, помогают составить рассказ, сообщение, нарисовать иллюстрации и сделать поделки, оформить портфолио. Корректируют план с учетом личной занятости детей и создают условия для выполнения этого плана. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

На различных этапах организации проектной деятельности обучающихся с ОВЗ планируется достижение конкретных задач:

Развитие внимания возможно на начальном этапе проектной деятельности. С целью развития внимания используется мотивационный приём: постановка цели, показ практической значимости результатов труда. Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают.

Развитие умения планировать работу также возможно на начальном этапе проекта, планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ОВЗ. Поэтому при планировании работы по изготовлению изделия ставится, например: вопрос: С чего начать работу? Зачем нужен эскиз продукта проекта??

Развитие восприятия возможно на основном этапе проектной деятельности. Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия, является сравнение, ученики устанавливают признаки различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность.

Развитие речи происходит на всех этапах проектной деятельности. В качестве стимуляции к повышению речевой активности происходит побуждение учеников к самостоятельным высказываниям о предстоящей и проделанной работе; обсуждению образцов; о постановке целей проекта; защите готового изделия.

Развитие навыков сотрудничества осуществляется при изготовлении проектов на всех этапах проектной деятельности. Учащиеся осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. Улучшается и общий психологический климат на уроках: учащиеся помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.

Проектная деятельность учащихся предполагает обязательное наличие продукта деятельности, что особо важно для детей с ОВЗ. Они видят результат своей работы. Продуктами проектной деятельности могут быть: выставка детских работ, книжка-малышка, коллаж, макет, готовое изделие, памятки и многое другое.

Таким образом, перед началом работы мы ставили цель: создать проектно - исследовательские работы с учениками 1 класса с ОВЗ, используя различные методы организации исследовательской деятельности.

Задачами работы явились следующие:

- углубление знаний о проектно-исследовательской деятельности.

- определение форм работы с классом по данной теме во внеурочной деятельности.

- определение условий для формирования навыков исследовательской деятельности.

- участие в научно - практической Конференции «Первые шаги в науке».

Свою работу по организации в классе проектно - исследовательской деятельности мы начинали с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных сложился образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Свою деятельность мы строили в сотрудничестве с родителями.

     Уточним теоретические моменты. Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projectus – «брошенный вперед». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчетов, чертежей), необходимых для создания какого- либо сооружения или изделия, либо предварительный текст какого-либо документа, или наконец, какой – либо замысел или план [5, 11].

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие и заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта [5, 9].

Исследование – извлечь нечто «из следа», то есть восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам. Исследование – процесс выработки новых знании, один из видов познавательной деятельности человека [6, 12].

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учеников, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением [6, 14].

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделении е целей и задач, планирование хода работы, определение ожидаемых результатов [5, 11].

Особенность работы состояла в том, что мы попытались организовать именно проектно-исследовательскую деятельность с учениками с ОВЗ, несмотря на то, что они всего лишь учащиеся 1 класса.

Рассмотрим классификацию проектов по тематическим группам [1, 27]:

1. Практико-ориентированный проект

- Нацелен на удовлетворение интересов самих участников проекта

- Продукт проекта - учебное пособие для кабинета, макет, инструкция, памятка, рекомендация

2. Информационный проект

- Направлен на сбор информации об объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

- Продукт проекта: результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, создание информационной среды класса или школы.

3. Творческий проект

- Направлен на привлечение интереса публики к проблеме проекта

- Продукт проекта: предполагает нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, игры, произведении литературного, изобразительного и декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и т.д.

4. Ролевой или игровой проект

- Направлен на предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

- Продукт проекта: мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.д.)

Все пять перечисленных целевых направлений реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же, как любой проект – творческий, игровой, практико-ориентированный или информационный. Здесь речь идет не о единственной, а о главной (доминирующей) направленности деятельности участников того или иного проекта.

Среди учеников в основном были практико – ориентированные и информационные проекты.

Этапами проектно – исследовательской деятельности наших учеников являлись следующие:

1) Тема проекта и обоснование ее актуальности.

Постановка проблемы или как выбрать тему исследования? От правильного выбора темы во многом зависит результат работы. Темы можно объединить в три группы [4, 34]:

Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Теоретические – ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у людей, что написано в книгах и т.д.

Эмпирические – темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Темами учеников в основном были теоретические темы.

К темам мы предъявляли следующие требования:

- Тема должна увлекать ребенка. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, не даст должного эффекта, вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное добровольно-обязательное мероприятие.

- Тема должна быть выполнима. Вам необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные ЗУН. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

- Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто сам увлечен.

- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность - это не только способность найти необычное, но и способность нетрадиционно смотреть на традиционные предметы и явления.

- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Выполнить исследование на одном дыхании невозможно, но учитывая, что способность первоклассника долговременно работать в одном направлении ограничена, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские проекты не требовали длительного времени.

- Тема должна быть доступной. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов.

Темами наших участников явились следующие:

«Безопасность на дороге. Будь готовым сберечь себя и защитить своих близких!»

«Александр Суворов – гений русской военной стратегии»

«Я и моя безопасность дома»

«Происхождение мусора: с чего все начиналось, и что ждет планету завтра»

«Стихийные бедствия и как спастись при них?»

«Я и моя безопасность дома»

 

2) Поиск вариантов решения и сбор материала.

Выбор источников для сбора материала во многом зависит от формулировки темы. Но сам поиск новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками. Торопиться здесь не стоит.

3) Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.

Задача учителя помочь проанализировать полученную информацию, обобщить, выделить главное, подготовить к представлению результатов. Итогом может стать макет, книга, и научный отчет. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию, но и эстетическим требованиям.

4) Создание продукта проекта.

Продуктами проекта могут быть видеофильмы, выставки, газеты, журналы, поделки, коллекции, стать, сценарии и т.д. Продуктами проектов наших учеников явились: макет «Безопасность в доме», макет «Контейнеры для сбора разных видов мусора», плакат и альбом «Сражений А. Суворова», флаер «Безопасность на дорогах» и брошюра «Как спастись при стихийных бедствиях?».

Каждый проект был уникален. Но уникальность каждого проекта порождала сложности при его планировании, поскольку зачастую было трудно предположить, как в действительности будут достигаться результаты. Поэтому результатом проектной деятельности является не только продукт, но и извлеченные уроки, то есть опыт, который используется в дальнейшем при планировании и выполнении следующих проектов.

5) Защита проекта на научно - практической Конференции «Первые шаги в науке» на базе ГБОУ школа №115.

Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Ученики 1 класса защищали свои проекты публично. Были выявлены призёры и победители. В ходе защиты ребенок учился излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Это – было праздничное мероприятие. Для оценки результатов и вручения дипломов формировалось жюри. Участники-выступающие делали свои доклады с гордостью и честью, а гордо и честно их оценивало строгое жюри. Благодарными слушателями были все ребята, приглашенные на Конференцию.

    6) Оценка проекта.

При оценке следует учитывать, что:

- ученики должны чувствовать себя успешными;

- ученики лишь учатся проводить исследование, любое их достижение является движением вперед.

Критерии оценки:

- сформированность исследовательских навыков

- оригинальность и познавательная ценность собранного материала

- структура и логика работы

- язык и стиль изложения (убедительность и доказательность изложения), ответы на вопросы

         Итак, в ходе работы над проектами у учеников 1 класса с ОВЗ развивались коммуникабельность, заинтересованность в достижении результата. Мы давали возможность ученикам научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, соглашаться или возражать. В 1 классе к работе над проектами обязательно привлекаются родители, которые после консультации с учителем помогают маленьким исследователям правильно подобрать нужный материал и направить его в определенное русло. Итак, третий субъект проектной деятельности – родители. Привлекать родителей целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме внеурочных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея проекта. А вот помощь советом, информацией, проявлением заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности учеников. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Для этого важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно рассказать о сути проекта, его значимости для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности формах возможного участия в ней. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика с ОВЗ свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из ее участников. Таким образом:

- Работа вместе с детьми над проектом, родители больше проводят с ними времени. Лучше понимают их проблемы.

- Встречи, общение с родителями может сделать для ребенка гораздо больше, чем наставления и нравоучения.

- В результате совместной проектной деятельности восполняется дефицит отношения со взрослыми, формируется значимое отношение к понятию «Семья».

В заключении хочется отметить, что организация проектно-исследовательской деятельности учащихся 1 класса с ОВЗ – оптимальный, увлекательный, интересный детям, а, значит, и исключительно действенный современный метод обучения младших школьников с ОВЗ, позволяющий вовлечь обучающихся в творческую работу, естественным способом преподать новые знания, расширить детский кругозор, развить речь, раскрыть творческий потенциал каждого, заставить поверить в собственные возможности и, как результат, повысить интерес к учебе.

Приложение 1

Приложение 2. Урок "Окружающий Мир"

Приложение 3. Работы детей


   

Литература

1. Гаврилин А.М. Организация работы над проектом// Школьная педагогика, №3, 2007. – с.14 – 19

2. Дети с ОВЗ в общеобразовательных школах: способы и особенности. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/rebenok-s-ovz-v-obychnoj-shkole

3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 167с.

4. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель. – 2010. – 34с.

5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: пособие для учителя. А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004. – 80с.

6. Семенова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе/ Вестник ТГПУ, –2012. – №11. – 209с.


Поделиться: