Поиск по сайту

Арттерапевтические методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Авторcтво: Кириллова-Минова Алла Валерьевна, учитель ИЗО ГСКОУ для обучающихся с отклонениями в развитии школы №487 Выборгского района Санкт-Петербурга


Важной частью системы работы школы вот уже несколько лет являются дни здоровья. В этой системе находит отражение не только здоровьесозидающая деятельность, но и взаимодействие всех участников образовательного процесса. Идея проведения предлагаемого дня здоровья была связана с социальным ориентированием, которое предполагает применение различных форм и способов обследования окружающего мира для улучшения адаптации воспитанников. Социальное ориентирование в школе – начало социализации в обществе. Здесь начинает проявляться интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми ребенок встретится в самостоятельной жизни, с теми трудностями, которые предстоит преодолеть, а проблемы решить. Общая цель состояла в развитии двигательной активности через включение в социальные взаимоотношения. Задачами Дня здоровья были:

- совершенствование двигательных умений и навыков;

- развитие навыков взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-учитель;

- совершенствование ориентировки в пространстве школы;

- коррекция психо-эмоционального состояния.

Предполагаемые результаты направлены на овладение детьми определенными ролями, выполняемыми на станциях, установлением адекватных связей, развитием навыков самообслуживания, снятие эмоционального напряжения.

Взаимодействие учитель-ученик выступало, как стремление педагогов обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к окружающему миру, создание условий для его развития. Всего было пять станций: Строительная, Столярная, Музыкальная, Арттерапия, Дорожная азбука.

В кабинете изобразительного искусства была станция «Арттерапия». Тема – «Море».

В процессе подготовки к работе был использован опыт, полученный на семинарах по теме «Элементы арттерапии в педагогической и психотерапевтической работе», предложенный голландским психотерапевтом Марией Молл, с которым педагоги нашей школы имели возможность познакомиться на базе школы № 25.

Подготовительная работа на станции требовала заготовки довольно большого количества красочных колеров определенной консистенции. Особо надо отметить необходимость педагогических действий по развитию мотивации детей к выполнению предполагаемой работы. Тем более что учитель, организующий встречу детей на станции, работает не во всех классах, а потому знает не всех детей. Большого количества времени потребовала подготовка по подбору музыкального сопровождения, которое совпадало бы по ритму с ощущением движения воды. Определенные трудности вызывала ограниченность работы на станции во времени. Станция работала не более десяти минут. За хронометражем наблюдали специально назначенные педагоги. В подготовке и сопровождении детей на станции важную роль играли воспитатели, которые адаптировали цели и задачи Дня здоровья на конкретных детей и готовились к тому, чтобы оказывать необходимую помощь им на станции. (Некоторые педагоги заранее разучивали стихи с ребятами). Был сделан прогноз на случай неравномерного выполнения задания во времени отдельными детьми и для них готовились дополнительные палитры с желтой и красной краской для возможного изображения солнца. У доски – мольберт с изображением моря. На доске написана тема занятия и нарисованы простые и сложные волны, левая часть доски пустая.

Дети работали в технике «работа гуашью по-мокрому».

Цель: создание эмоционально благоприятных условий для пробуждения творческой активности детей и выражения своих способностей.

Задачи:

  • Образовательная – обучение практическим навыков работы на большом формате, в новой технике (по-мокрому);
  • Воспитательная – создание благоприятного микроклимата, способствующего росту адекватных коммуникативных связей;
  • Коррекционная – коррекция мелкой и крупной моторики, разрядка эмоционального напряжения.

Оборудование: мольберт, на котором плакат с изображением моря. Бумага для акварели или ватман формата А-3. Банки для воды и красок. Кисти (щетина №3, №7, №8). Тряпки хлопчатобумажные. Гуашь, разведенная в банках. СD-диск Антонио Вивальди «Времена года».

море.jpg

В ходе работы станции важную роль сыграл организационный момент, когда участники не только приветствовали друг друга, но и приветливо улыбались, хором читали стихи, что и создало благоприятный микроклимат для детского творчества. Группа учащихся с воспитателем и учителем в класс работали четко по времени.

Дети, сидя за партой (на каждой парте бумага, кисть, банка с водой), выполняли задание индивидуально.

Во вступительной беседе учитель рассказал о теме занятия, предложил детям помечтать: представить себя на берегу моря. Затем подошел к доске и большой плоской кистью чистой водой нарисовал волнистые линии и предложил детям повторить эти линии на бумаге.

Дети с удовольствием сделали это. Кто испытывал затруднения, тому оказывали помощь сопровождающие педагоги. Таким образом, бумага была подготовлена к работе по-мокрому. Учитель и помощники раздали на каждую парту баночки с красками (разведенная водой гуашь – ультрамарин, берлинская лазурь).

Учитель предложил ребятам начать рисовать кистью море с нижней части листа, постепенно поднимаясь вверх волнообразными движениями кисти. При этом можно было менять, чередовать краски теплого и холодного оттенков так, как хотелось. Краска красиво расплывались: два синих цвета плавно взаимопроникали, создавая неповторимые, разнообразные гамма. Белые просветы бумаги только украшали картину, создавая ощущение воздуха.

рисуют.jpg

Интересным оказался процесс наблюдения за взаимодействием на станции Арттерапия. Никто из ребят не отказался рисовать море. Дети проявили следующие мотивы: интерес, желание, любознательность: что из этого выйдет? Моменты совпадения музыкальной волны и движения кистью вызывали удовлетворение: улыбку, «неговорящие» произносили отдельные звуки, показывали свои творения воспитателю, соседу. Необычными для ребят были большие кисти и крупный формат бумаги, что вызвало первоначально у четверых ребят растерянность. Помощь педагогов была своевременной и заключалась в словах поддержки, изображении первой красочной точки на бумаге.

В тех группах, где получилась дружная команда (когда дети, учитель по изобразительной деятельности, восрисунки моря.jpgпитатель и учитель класса работали сообща), осталось время, и ребята успели нарисовать не только море, но и солнце над ним.

Работали весело, легко. Во время работы красками звучала музыка Антонио Вивальди «Времена года».

По окончанию работы все рисунки сложили на полу, чтобы они просохли. В итоге работы станции у доски появилась выставка: огромное море – спокойное и бурное, ласковое и грозное, с восходом и закатом солнца и без него. Каждая работа имела свой неповторимый характер, свое настроение. Для ребят и родителей было особенно приятно то, что они взяли рисунки с собой и украсили ими свой дом. «Выставка рисунков» стала формой рефлексии детей. Педагоги провели общую рефлексию после всех станций, где были отмечены результаты Дня здоровья и каждой станции, в частности.


Поделиться: