Поиск по сайту

Проблема совести в работах Ивана Ильина


Авторcтво: Андреева Мария Константиновна, к.п.н., заместитель директора ГОУ гимназии № 114 Выборгского района Санкт-Петербурга


Иван Александрович Ильин (1882-1954) – выдающийся русский философ, государствовед, писатель и религиозный мыслитель. Творческое наследие Ивана Ильина позволяет вновь ощутить и глубже понять причины трагедии России.

Философско-религиозное, социально-политическое наследие Ивана Ильина в настоящее время активно изучается, так оно стало доступно широкому кругу читателей совсем недавно – в 2005 году 26 томов его произведений были переведены на русский язык. В меньшей степени творчество И. Ильина освоено с точки зрения психологии.

Выдающийся религиозный философ И. Ильин внес значительный вклад в психологическую науку и раскрыл глубоко и целостно процессы, происходящие во внутреннем мире человека. Одним из центральных, процессов, которые во многом определяют психологическое состояние человека является совесть – внутренний « страж» человеческой души.

Непревзойденный мастер слова, И.Ильин сумел целостно, доступно и обоснованно дать феноменологическое описание психологических закономерностей переживания человеком совестного акта как психологического феномена (механизма) проявления совести. В данной статье мы поставили перед собой задачу – проанализировать и изложить концепцию совести по работам И.Ильина и показать их практическую значимость для психологии и педагогики образования.

Рассмотрим основные положения, которые И.Ильин положил в основу концепции совести как психологического феномена. Пересказывать блестящие формулировки автора – это значит в определенной мере умалить глубину постижения сущности описываемых явлений внутреннего мира человека. В связи с этим многие тезисы и логические рассуждения автора сопровождаются цитатой из его произведений.

Актуальность проблемы совести заключается в том, что современное

человечество разучилось переживать совестный акт. В результате этого человек

живет на земле в состоянии внутреннего раскола. «Беда современного

человечества, - пишет И.Ильин, - состоит в том, что оно как бы разучилось

переживать совестный акт и отдаваться ему, что весь его «ум» и вся его «образованность» есть мертвое и отвлеченное действие рассудка, недурно соображающего о «целесообразности» разных средств, но ничего не разумеющего

в вопросео священных целях жизни» (3, с. 81) Мы живем на земле в состоянии внутреннего раскола, от которого мы страдаем и который мы не умеем

преодолеть: это расхождение между нашими лично-эгоистическими

побуждениями и нашим Божественным Призванием, которое мы иногда

переживаем как внутреннее влечение, как духовную жажду» (4, с.484)

Отвечая на вопрос, можно ли пробудить совесть воспитанника , Иван Ильин пишет:

- Только живое родит жизнь;

- Дух пробуждается только на зов духа

- Какой любви может научить нелюбящий,

- Как может неискренний вызвать искру в угасшей душе?

Автор дает развернутое определение того, что такое совесть.

v Совесть есть сама жизнь и дух, и любовь и искренность: сила страшная, и чистая, и божественная…

v Совесть есть живая и цельная воля к совершенному,

v поэтому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека, все начинает делаться недобросовестно, все снижается, обесценивается, становится никому не нужным

v «Совесть есть основной критерий и механизм разрешения конфликта между личным своекорыстием и интересами дела и службы. Там, где уходит совесть, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, исчезает понятие служения«повсюду воцаряется продажность, взяточничество, измена и дизертирство, все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной…»(с. 152)

v Совесть есть первый и глубочайший источник ответственности

v Совесть – живая основа элементарно упорядоченной культурной жизни

v Совесть «есть начало не механическое, а органическое, не уравнивающее, а распределяющее, не мертвящее, а творческое, не рассудочное, любовно-художественное» /3, с.105/.

v «Отход современного человека от христианской совести чреват бедами. Этот отход будет продолжаться до тех пор, пока не наступит возвращение» (3, С.152)

И.Ильин ставит важнейшие вопросы , ответы на которые позволяют дать четкое феноменологическое описание психологических процессов «работы совести» в душе человека:

- Что представляет собой акт совести?

- Как осуществляется совестный акт?

- Как переживается совестный акт в душе?

- Какое неправильное понимание совести бывает?

К неправильному пониманию совести автор относит такое, когда под совестью понимают только укоры совести, а не силу положительного зова.

Описание эмоций, возникающих у человека в связи с переживанием укоров совести позволяет автору дать представление о причинно-следственных связях между переживаниями и вытеснением несостоявшегося совестного акта:

· укоры совести – это болезненный протест вытесненного и не состоявшегося совестного акта

· это чувство своеобразного «неодобрения», которое обнаруживается лишь после совершения дурного поступка

И.Ильин называет признаки «укоров совести»:

· Какое-то легкое и отдаленное недовольство собой

· Недовольство иногда обостряется до мучительного, невыносимого отвращения к своему поступку и самому себе

· Человек переживает некий внутренний разлад, наполняющий душу унынием, тоскою и растерянностью,

· Разлад раскалывает душу, повергает ее в состояние раскола и слабости, мешает жить и радоваться

Еще более наглядно автор описывает психологические процессы, лежащие в основе переживания, которое знакомо каждому человеку – это так называемые «муки совести» - болезненные укоры совести

Укоры совести бывают иногда такими болезненными, что человек начинает думать об одном – как спастись от этих гложущих упреков и внутреннего раскола. Не зная, как спастись от этих укоров совести, он переносит свою ненависть и отвращение на саму совесть.

В поисках путей спасения от болезненных уроков совести люди пытаются задушить в себе это совестное неодобрение, вытеснить его в глубины бессознательного.«Чем тягостнее или даже мучительнее проявлялись доселе укоры совести, чем труднее было удалить их из дневного сознания души, чем ожесточеннее ведется эта замуровывающая и удушающая борьба с совестью, с тем большим гневом или даже яростью воспринимается и вытесняется новое оживление ее укоров» / 3, 88-89/

Автор описывает, как человек защищается от совестного переживания:

· Отвращение может переноситься с самого совестного переживания на то, к чему призывает совесть

· Человеку становится ненавистной сама идея добра, добродетели

· В результате этого душа человека становится циничной, черствой, холодной.

Если человеку удается вытеснить совесть в глубины бессознательного, то он в душе создает как бы подземный погреб, в котором он пытается замуровать свою совесть со всеми ее укорами.

Однако душа жаждет равновесия и спокойствия и человек ищет компромисса с совестью.«Душа не способна ни вечно обманывать себя перед лицом совести, ни спокойно выносить и созерцать свою собственную нравственную недостойность» / 3, с. 89 /

В поисках компромисса с совестью человек может также прибегать к толкованию совести как готовой на уступки:

· понимание совести снижается и извращается

· человек, которому не удается поднять себя до совести, начинает опускать ее до себя

· человек начинает толковать совесть как якобы готовую на уступки

Включаются механизмы психологической защиты:

· человек искажает, перетолковывает свой поступок в выгодном свете на основе понимания о житейской пользе

· человек начинает сам говорить за свою совесть и вместо нее толковать все по своему усмотрению («моя совесть не протестует, моя совесть спокойна»)

В результате совесть умолкает в его душе – человек утрачивает совестный акт.

Когда человек утрачивает совестный акт, в его внутреннем мире происходят сложные психологические метаморфозы:

· Незаметно совесть превращается в личное «консультационное бюро», дающее полезные и успокоительные советы (это и означает, что совестный акт утрачен).

· Происходит интеллектуализация совестного акта (ум заслоняет совесть, он умничает по - земному)

· Человек начинает принимать рассудочные соображения своего земного ума и опыта за показания совести.

И.Ильин так описывает правильное понимание совестного акта:

· Совесть не дает никаких обобщений, она указывает человеку прежде всего и больше всего на единый, нравственно лучший исход из данного жизненного положения

· Совестный акт не нуждается ни в каких сознательно формулируемых вопросах, он может состояться спонтанно у того, кто этого не ожидал, а может быть даже и не хотел

· У многих хороших людей совестный акт приходит как бы сам, он «возвышает свой голос».

«Когда священные врата между любящим сердцем и сознательным деланием не закрыты в ожидании живой и искренней доброты, в эти ворота совестное содержание вступает легко и просто. Тогда совесть чувствует себя в жилище сознательной души, как у себя дома, она господствует в нем и распоряжается, а душа, освященная совестью, начинает сама гореть и светить и излучать совестные лучи. И тогда, если мне захочется чего-нибудь совестно неверного, я услышу в глубине своей протестующий и осуждающий глас совести». /3, С.103/.

Главное средство – молитва, внутреннее взывание к Богу (может быть без слов и просьб). «Самое воззвание к совести, этот вопрошающий стук в двери ее, сам по себе не что иное как особый вид молитвы, а совесть есть сама внутренняя сила Божия в нас, которая открывается в нас, которая открывается нам как наше собственное глубочайшее существо» (3,с.98)

Соединение поэтического вдохновенного описания божественной природы совестного акта у И.Ильина гениально сочетается с глубиной научного определения. Автор так описывает правильное переживание совестного акта:

· Вопрошающий совесть сам должен предстать перед ней во всей своей цельности

· Спрашивать следует про самого себя и практически (не для знания, а для делания)

· Человек должен собраться, сосредоточиться и отдаться целиком вопросу: «Что мне делать?»

-Спрашивать нужно не о самом целесообразном, выгодном, легком, умном, приятном, успокоительном, но о нравственно лучшем! Вопрошать совесть следует так:

«Что мне сделать, чтобы совершить нравственно лучшее?»

«Можно ли это сделать во славу Христову?»

- «Совестный акт подобен скорее молнии, сверкающей из мрака, или мощному подземному толчку, как при землетрясении

- Совестный акт – это ослепительный свет, озаряющий внутреннее пространство души, от которого человек как бы мгновенно прозревает,

- ибо совесть есть состояние нравственной очевидности и в этой очевидности есть некая божественная разумность, которую человек может и должен пытаться перевести на язык своего земного ума

- «Совестный акт состаивается в душе и проявляется в ней в виде могучего позыва к совершенно определенному нравственному поступку или образу действий»

- Этот порыв, идущий из душевно- духовных недр ,должен перейти в поступок

- Бывает так, что человек долго копит этот аффект и получается аффективно-волевая пружина. Сам человек не знал о том, что в нем происходило. «Дух совершал в нем свое дело». В бессознательной бездне сердца происходило не бесследное исчезновение, а накопление, концентрация и перегорание. /3, с. 78/.

Каждый, кто имеет развитые рефлексивные способности может свидетельствовать, что данное описание точно отражает все нюансы переживаний человека, связанных с совестью.

Переживание совестного акта И. Ильин называет осуществлением внутренней духовной свободы. « Ибо человек, переживая это изумительное, таинственное душевное состояние, осуществляет внутреннюю духовную свободу в таком глубоком и целостном виде, что ему невольно открываются глаза на его подлинную природу: он сам становится духовно свободным в этот момент и начинает эту свободу уже не с чужих слов, не одним отвлеченным рассудком или воображением, но собственным, удостоверенным опытом, главным и драгоценнейшим источником всякого познания», - пишет автор. «Мало того, человек, верно переживший совестный акт, завоевывает себе доступ в сферу, где долг не тягостен, где дисциплина слагается сама собою, где инстинкт примиряется с духом, где живут любовь и религиозная вера» / 3 , стр.79/.

Ознакомление слушателей Военно-медицинской Академии ( переподготавливаемых по специальности «Преподаватель высшей школы» )в в курсе «Психология человека» показало, что данная концепция имеет важное значение для понимания многих фундаментальных проблем психологии человека ,и что концепция совести (категория совести) должна, по нашему мнению, должна быть одной из важнейших в системе знаний по дисциплине «Психология человека». Опрос слушателей показал, что знакомство с концепцией совести И.Ильина сыграло роль инсайта и продвинуло в понимании психологии человека больше, чем изучение других теорий личности.

Многие психологи обосновывают необходимость возвращения в психологию одной из базовых нравственных категорий – совести, рассматриваемой как феномен, находящийся на границе душевного (психологического) и духовного измерения (В.Братусь, В Манеров, С.Герасимов, В.Василюк и др.) Авторы христианского направления в психологии предлагают рассматривать вектор развития личности не столько в плоскости ее самоактуализации, сколько в принятии ею ответственности за свои каждодневные деяния и за всю жизнь в целом в соответствии с голосом совести / См. 1, 2 /.

Литература:

1. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии// Вопросы психологии. – 1990. - № 6.

2. Герасимов С.А. Совесть как феномен духа // Московский психотерапевтический журнал, 2007, № 3 С. 89-104.

3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. СПб. ,2006 - 448 стр.

4. Ильин И.А.Поющее сердце, СПб, 2007.


Поделиться: