Поиск по сайту

Развитие познавательного интереса дошкольников к изучению темы «Осветительные приборы» посредством музейной культурно-образовательной практики «Поиск друзей для Светлячка»


Авторcтво: Кисова Екатерина Александровна, воспитатель ГБДОУ №46 Пушкинского района, Гевел Наталия Николаевна, воспитатель ГБДОУ № 20 Пушкинского района, Апока Наталья Александровна, воспитатель ГБДОУ №23 комбинированного вида Санкт-Петербурга


На сегодняшний день в современном обществе существует проблема отсутствия достаточного взаимодействия детей и родителей. Родители в силу своей занятости не всегда могут найти время для продумывания как и где провести выходные с пользой, о чем поговорить с ребенком. В помощь родителям с целью развития творческого (креативного) мышления детей и преодоления стереотипов и шаблонов была разработана культурно-образовательная практика «Поиск друзей для Светлячка». Место и формы работы были выбраны с учетом того что родители и дети могли одинаково полезно провести время решая познавательные, коммуникативные и творческие задачи. Наша работа была построена на реализации совместной работы с семьей в форме семейного образовательного путешествия. В ходе практики детям и родителям предлагалось исследовать различные осветительные приборы и сравнить их с приборами прошлого. Они должны были совместно внимательно осмотреть все осветительные приборы и выполнить фотоотчет о своей семейной прогулке.

Цель: формирование у дошкольников представлений об осветительных приборах.

Задачи: помочь детям выявить назначение осветительных приборов; расширить представления об источниках света; помочь выявить типичные украшения осветительных приборов; предоставить возможность детям выразить своё отношение к осветительным приборам; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности: способствовать овладению приёмам практического взаимодействия с окружающими предметами.

Проблемное задание для детей: помогите Светлячку найти друзей, которые излучают свет.

Характеристика группы: старшая группа ДОУ.

Продолжительность культурно-образовательной практики: 4 месяца

Оборудование: маршрутные листы, цифровые мобильный устройства.

Особенности организации партнерских отношений с родителями воспитанников: информирование в группе контакт, объявления, папки-передвижки, буклеты, памятки.

Предварительная работа

Содержание

Описание деятельности детей

Описание деятельности педагогов

Работа с родителями

Знакомство с различными источниками света.

Развитие мелкой моторики

 

Развитие внимания и памяти.

 

Развитие общей моторики.

Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением осветительных приборов; исследование внешнего облика осветительных приборов, выявление сходств и различий осветительных приборах в зависимости от области их применения.

 

Конструирование «Настольная лампа», «Люстра», «Прожектор».

Лепка «Лампа моей мечты».

 

Аппликация «Фонарь для детской площадки»

 

Дети играют в дидактические игры: «Собери осветительные приборы», «Эволюция вещей».

 

Раскраски, рисование по трафаретам, рисование своего осветительного прибора.

Экскурсия по детскому саду: в музыкальный зал, спортивный зал, по коридорам, лестничным маршам, кабинету медсестры, групповой комнате, спальне, умывальной комнате, методический кабинет.

 

Беседы о различных осветительных приборах, их использовании, назначении

 

Продуктивная деятельность педагогов. Конструирование «Настольная лампа», «Люстра», «Прожектор». Лепка «Лампа моей мечты».

Аппликация «Фонарь для детской площадки»

 

Рисование «Какой старинный осветительный прибор мне понравился», «Светильник моей мечты»

 

Организовали подвижные игры на прогулках.

 

Наблюдаем за осветительными приборами на улице.

Беседы, папки передвижки,

 

Участие родителей в экспериментировании с различными источниками света (свеча, лампа, фонарь и т.д.)

 

Участие родителей в самостоятельной экскурсии в музей «источники света в музее»

 

Проведение консультаций для родителей.

Основной этап

Семейная прогулка в музей

Воспитатели предложили родителям буклет, в котором надо выполнить задания вместе с детьми, тем самым будет поддерживаться интерес узнать чего-то новое и необычное. Задания были построены в виде решения проблемной ситуации: помощи Светлячку найти друзей. В конце путешествия дома дети вместе с родителями на пустой страничке отразили свои эмоции и впечатления о проведённом досуге.

Родители и дети оказались в историко-литературном музее города Пушкина с маршрутным листом под названием «В поисках друзей для Светлячка». Задания маршрутного листа описаны ниже – в основном тексте статьи, дополнительный дидактический материал для родителей представлен в приложении № 1.

Маршрутный лист «В поисках друзей для Светлячка»

Уважаемые родители!

Мы рады, что вы нашли возможность участвовать вместе с ребёнком в проекте «Нескучный выходной». Приглашаем вас побывать в городе Пушкине, на улице Леонтьевская, дом 28, лит. А, вход в ансамбль со стороны Соборной площади. (Приложение № 2)

Просим Вас выполнить небольшое задание, которое не требует особой подготовки. Оно выполняется по ходу движения по музею. На все вопросы нужно отвечать устно. При выполнении заданий желательно сфотографировать предложенные нами объекты на свои мобильные цифровые устройства. (для создания в группе фото выставки).

Подумайте, поразмышляйте, почему наш маршрут так называется?

А в этом Вам помогут ответы на наши задания.

Благодарим за участие и желаем прекрасного отдыха!

Вы прибыли в историко-литературный музей города Пушкин.

1. Рассмотрите источники света в музее и сфотографируйте их. Подумайте, могут ли они быть друзьями Светлячка, и чем они ему помогают? (Приложение № 3)

2. Найдите на 3 этаже старинный уличный фонарь, подумайте, почему он так выглядит, сравните с современным фонарём. Обведите найденный источник света. (Приложение № 4)


3.Найдите на 2 этаже осветительные приборы туристов и обведите их. (Приложение № 5)


4. На 2 этаже найдите подсвечник для дома и уличный фонарь со свечой. Чем они похожи и чем отличаются. (Приложение № 6).

5. Рассмотрите на 1 этаже осветительные приборы в виде ламп и сфотографируйте их. Дома нарисуйте свой осветительный прибор. (Приложение № 7).

Итоговый этап

Обобщение итогов прогулки: дети совместно с воспитателем обсуждают прогулку в музей, выполняют рисунки, аппликацию, лепят, создают фотоальбом «Друзья Светлячка».

В результате разработки и внедрения культурно-образовательной практики «Поиск друзей для Светлячка» в музей у дошкольников расширились представления об осветительных приборах настоящего и прошлого, а именно: легко ли было пользоваться приборами в прошлом, как они светили, как выглядят. У них обогатился и активизировался словарь за счет употребления слов: осветительные приборы, лампада, подсвечник, керосиновая лампа. Дети и взрослые обновили свои эмоции и чувства, оказавшись в музее. В ходе культурно-образовательной практики родители проявили высокую активность. Этому способствовали проводимые воспитателями мероприятия: мастер-классы, досуги, проекты, различные социальные акции и экскурсии.

Некоторые родители благодаря данному мероприятию первый раз посетили со своими детьми историко-литературный музей города Пушкина.

При разработке культурно-образовательной практики самое сложное для нас было выбрать учреждение культуры так, чтобы оно подходило нашей цели, было доступно территориально и финансово для родителей. Мы сами не раз посетили этот музей при составлении маршрута. Нам пришлось переработать большой объем информации и адаптировать для детей и родителей.

 

Список литературы

1. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014.

2. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.- М., Мозаика-Синтез, 2012.

 

Приложения

 

Приложение №1

Дидактический материал для родителей

История уличных фонарей

       Люди предприняли попытку осветить улицы еще в начале XV века. Первым с этой инициативой выступил мэр Лондона Генри Бартон. По его распоряжению на улицах Британской столицы в зимний период появились фонари, помогающие ориентироваться в непроглядной тьме.

       Спустя некоторое время французы также предприняли попытку осветить городские улицы. В начале XVI века для освещения улиц Парижа жителей обязали ставить на окна осветительные лампы. В 1667 году вышел указ Людовика XIV об уличном освещении. В результате парижские улицы осветились множеством фонарей, а царствование Людовика XIV назвали блестящим.

       В первых в истории уличных фонарях применяли свечи и масло, поэтому освещение было тусклым. Со временем использование в них керосина позволило несколько увеличить яркость, однако все равно этого было недостаточно. В начале XIX века начали использовать газовые фонари, что существенно улучшило качество освещения. Идея использовать в них газ принадлежала английскому изобретателю Уильяму Мердоку. В то время мало кто серьезно относился к изобретению Мердока. Некоторые его даже считали сумасшедшим, однако он смог доказать, что газовые фонари обладают массой преимуществ. Первые в истории газовые фонари появились в 1807 году на улице Пэлл-Мэлл. Вскоре таким же освещением могла похвастаться столица практически каждого европейского государства.

      Что касается России, то здесь уличное освещение появилось благодаря Петру I. В 1706 году император, празднуя победу над шведами под Калишем, распорядился вывесить фонари на фасадах домов вокруг Петропавловской крепости. Спустя двенадцать лет фонари осветили улицы Петербурга. На московских улицах они были установлены по инициативе императрицы Анны Иоанновны.

       Поистине невероятным событием стало изобретение электрического освещения. Первая в мире лампа накаливания была создана русским электротехником Александром Лодыгиным. За это он был отмечен Ломоносовской премией Петербургской академии Наук. Спустя несколько лет американец Томас Эдисон представил лампочку, которая лучше освещала и при этом была недорогой в производстве. Несомненно, это изобретение вытеснило газовые фонари с городских улиц.

      Большинство предметов бытовой экспозиции музея датируется второй половиной ХIX – началом XX веков. Ряд из них, такие как мутовка или глиняный горшок, относящиеся к традиционному укладу жизни, использовались и ранее многие столетия. Другие же появились лишь в индустриальную эпоху и напрямую связаны с техническим прогрессом. В их числе – керосиновая лампа.

       Её предшественницей была лампада – ёмкость, наполненная твёрдым или жидким жиром, куда погружался фитиль. Многие изобретатели и мастера в разных странах искали пути её усовершенствования. Лампада меняла свой внешний вид и конструкцию, однако не обеспечивала ровного, яркого и безопасного свечения. С началом промышленной добычи нефти в ХIX веке был получен универсальный и достаточно дешёвый вид горючего – керосин.

     Российские и зарубежные предприниматели стали поддерживать исследовательские работы и эксперименты по созданию новой лампы. Она появилась в 1853 году благодаря усилиям львовских фармацевтов Игнаца Лукасевича и Яна Зеха. Всё гениальное просто, это подтвердило и данное изобретение. В нижнюю часть лампы – резервуар наливали керосин, туда же опускали фитиль, другой конец которого зажимался поднимающим устройством в горелке и выходил из неё. Фитиль поджигали, а сверху устанавливали стекло. Оно защищало пламя, а вытянутая верхняя часть обеспечивала тягу, то есть горение. Свечение лампы зависело от качества керосина и фитиля. Его ширина измерялась в линиях, отсюда и название ламп – «семилинейка», «двадцатилинейка»... Одна линия составляла около 2 мм. Основными стандартными размерами фитилей были 3-,5-,7-,10-,15- и 20-линейные, т.е. до 4 см шириной. Нумерация эта проставлялась в верхней части лампового стекла либо на горелках. Круглые фитили – «молния» применялись реже. Сила пламени зависела от высоты выдвинутого фитиля (от 1 до 2,5 см) и регулировалась поворотом зубчатой шестерёнки, установленной в верхней части горелки. Фитиль периодически очищался от нагара и сверху подрезался, чтобы обеспечить яркое свечение и уменьшить копоть на внутренней поверхности стекла.

      В России керосиновые лампы появились в 1861 году и вытеснили все другие источники света. Стали бурно развиваться мастерские по производству элементов ламп и их сборке. Горелки и другие металлические части штамповали отдельно, стеклянные резервуары, абажуры и ламповые стекла создавали на стеклодувных производствах. Потом все собиралось воедино, и ставилось товарное клеймо фирмы. Имеющиеся в музейной экспозиции керосиновые лампы дают представление о многообразии форм и используемых для их производства материалов. Металлическая горелка прекрасно сочеталась даже со стеклянными и фарфоровыми ёмкостями. Для ламп новой конструкции мастера удачно приспособили фарфоровые вазы, тулово которых скрывало в себе металлический резервуар с горючим. Кроме того, умельцы декорировали его листьями и цветами растений, бабочками и птицами, придумывали необычные формы, например, в виде кочана капусты или улья, в который пробирается медведь. Подобные керосиновые лампы представляют собой уникальные художественные произведения, а в прошлом они украшали интерьеры в зажиточных домах.

      Наибольшего своего распространения керосиновые лампы достигли в 1860-1920 годах. Затем их во всё большей степени стали вытеснять газ и электричество. Но до сих пор во многих сельских магазинах простая керосиновая лампа – ещё не редкость, а бережливые хозяева хранят их в чуланах и кладовках на случай неожиданного отключения электричества.

 




Поделиться: