Поиск по сайту

Временная музейная экспозиция в детском саду как итог семейного досуга в рамках культурно-образовательной практики «Четыре стихии, спрятанные в глиняном горшочке»


Авторcтво: Богданова Юлия Александровна – воспитатель, Захарова Алевтина Михайловна – старший воспитатель ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга


     Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение новой парадигмы образования, в которой сам ребенок выступает как субъект детских видов деятельности, в процессе которых он познает окружающий мир.

     Применение инновационной технологии музейной педагогики в дошкольном образовании создает условия для активной деятельности ребенка через погружение его в специально организованную предметно-пространственную среду. Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество музея и детского сада путем организации тематических экскурсий для дошкольников. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению воспитательных и образовательных задач через музейно-педагогическую деятельность, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

     На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении есть мини-музей посуды «Посуда вчера и сегодня», собранный с помощью педагогов и родителей воспитанников. Чего там только нет: и столовая посуда, и чайная, и кухонная, выполненная из разных материалов. В нашем мини-музее можно трогать руками экспонаты, переносить, исследовать, изучать их.

     Внимание детей в мини-музее привлек коричневый глиняный горшочек с красивым орнаментом. Мы предложили ребятам самим отгадать название этого предмета посуды, разгадав загадку:

В земле родился, 

В огне закалился,

В печке сгодился.

     Дети затруднялись с ответом, поэтому мы сообщили им, что речь идет о глиняном горшке. У детей возникло много вопросов:

– Почему в загадке говорится «В земле родился»?

– Из чего он сделан?

– А где берут глину?

– Как он в огне закалился?

– Для чего его обжигают в печи? И т. д.

       Каждый из перечисленных вопросов стал предметом совместного обсуждения в группе детского сада и в семье. В ходе обсуждения определился один вопрос, на который родителям совместно с детьми предложено было найти ответ: «Как вода, земля, воздух и огонь соединились в глиняной посуде?».

       Так возникла идея создания в дошкольном учреждении временной музейной экспозиции посуды из глины как итога деятельности всех участников образовательных отношений в рамках семейного досуга культурно-образовательной практики «Четыре стихии, спрятанные в глиняном горшке».

        Дидактический материал для родителей, используемый при организации семейного досуга, был представлен в виде двухстороннего буклета «Гармошка» на 18 фальцев с заданиями. В буклет также вложены инструкции по работе с QR-кодом и интерактивной картой. Первая страница буклета содержит мотивирующее вступление. Семье предлагалось отгадать ребус и узнать название предмета, которому посвящена прогулка, а также найти ответ на вопрос «Как вода, земля, воздух и огонь соединились в глиняной посуде?».

        Объектами культурного наследия как основы для организации познавательной деятельности были выбраны экспонаты глиняной посуды Историко-литературного музея города Пушкина. В экспозиции музея «Царскосельский трактир» можно увидеть, какой посудой пользовались жители города Пушкина в давние времена, познакомиться с экспонатами посуды из глины (керамики). Перед семьей стояли следующие задачи:

·                    Определить, какая посуда, представленная в музее, сделана из глины;

·                    Рассмотреть вместе с ребенком каждый предмет посуды, выполненный из глины, и постараться подобрать изображения в буклете, на которые, по мнению ребенка, они похожи по форме. Рассматривая посуду из глины, обратить внимание ребенка на ее отличительные особенности.

·                    Помочь ребенку определить, какую посуду из глины и для каких целей можно использовать (глиняная посуда для хранения сыпучих продуктов, для приготовления пищи, для приема пищи и т. д.).

      Путем анализа экспонатов музея, поиска названий предметов посуды из глины, определения предназначения в быту, обогащаются художественно-эстетические впечатления ребенка, а также расширяются представления у детей о глиняной посуде. Разгадав вместе с ребенком ребус в буклете, можно узнать, как называется мастер, занимающийся изготовлением посуды из глины. Среди предметов глиняной посуды, представленных в музее, родителям предлагалось помочь ребенку выбрать предметы посуды, которые по форме похожи на свеклу или репку, и нарисовать прямо в буклете эскиз будущей посуды. Ответить на вопросы:

·                    Можно ли самому сделать вот такую глиняную посуду, как на твоем рисунке?

·                    Что для этого необходимо?

       Если последний вопрос вызвал у ребенка затруднение, можно воспользоваться аудиоподсказкой из буклета, воспользовавшись сканером QR-кодов с помощью взрослого (Рис. 1).

      Предлагаем родителям вместе с детьми продолжить прогулку к месту, где четыре стихии природы помогают родиться глиняному горшочку и найти ответ на вопрос: «Как вода, земля, воздух и огонь соединились в глиняной посуде?». Используя Google-карту, родители с детьми могут сами построить маршрут или воспользоваться готовой картой «Царскосельское детство», вложенной в карман буклета.

       Социокультурным институтом для организации творческой деятельности детей и родителей выбран культурно-досуговый центр «София» (студия керамики и гончарного мастерства «Черепаха»). В культурно-досуговом центре детям представилась возможность познакомиться с устройством мастерской (оборудованием), технологией изготовления посуды из глины, готовыми изделиями, созданными руками как детей, так и взрослых. Используя рисунок глиняного горшочка (эскиз будущей посуды), ребенку предоставляется возможность попробовать изготовить его для музейной экспозиции. Родителям предлагалось:

·                    Обратить внимание детей на то, как хранится глина в мастерской.

·                    Объяснить, для чего глину хранят в закрытом пластиковом контейнере.

·                    Помочь ребенку размягчить глину с помощью воды, подвести к выводу, что именно вода придает глине мягкость и пластичность.

·                    Вместе с ребенком на гончарном круге придать глине форму горшочка и поставить на просушку, для того, чтобы горшочек стал твердым.

·                    Обратить внимание ребенка на то, что именно воздух помогает глине стать твердой, но для прочности изделия его необходимо обжечь огнем в специальной муфельной печи. После обжига глиняное изделие превращается в керамику, становится прочным. Таким образом изделия из глины содержат в себе четыре стихии природы – землю, воду, воздух и огонь.

      Изготовленные в мастерской детьми совместно с родителями глиняные горшочки презентовались в группе и пополнили временную музейную экспозиции в детском саду.

      В кармашке буклета для ребенка спрятана памятка о совместном досуге, проведенном вместе с родителями. Ребенку предлагается с помощью взрослого ее сложить так, чтобы получилась книжка-раскладушка (Рис 2.)

 

      Совместная работа детей и родителей над музейной экспозицией сделала ее близкой и понятной для ребенка, так как в обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, создатель экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа и мама. Таким образом у ребенка формируется высокая познавательная мотивация, навыки сотрудничества и возможность самовыражения. Совместный досуг стимулировал творческую (продуктивную) деятельность как взрослых, так и детей, поэтому для детей была организована глиняная мастерская в нашем дошкольном учреждении (готовые изделия ребят были отданы в профессиональную гончарную мастерскую на обжиг). Родители отметили, что уже достаточно давно живут в Пушкинском районе, но им ни разу не приходилось бывать в Историко-литературном музее. Помимо экспозиции «Царскосельский трактир» их заинтересовали и другие экспозиции.

Культурно-образовательная практика способствовала:

·                    Расширению представлений у детей о глиняной посуде и гончарном мастерстве через опыт личных ощущений в социокультурном институте (музее, гончарной мастерской).

·                    Обогащению художественно-эстетического впечатления ребенка через взаимодействие с объектами окружающего мира и декоративно-прикладного искусства.

·                    Повышению творческого потенциала детей и родителей в процессе совместного освоения технологии работы с глиной как основы художественного гончарного мастерства.

·                    Развитию плодотворного сотрудничества всех участников образовательных отношений путем включения их в творческий процесс по созданию и пополнению музейной выставки посуды из глины.

Перспективы развития культурно-образовательной практики нами рассматриваются в трех взаимосвязанных направлениях:

·                    По тематике: мы планируем связать четыре стихии природы с социокультурными объектами города. Предполагаемые маршруты: стихия земли – «Александровский сад», стихия воды – «Пруды Царского села», стихия воздуха – аэропорт «Пулково».

·                    По содержанию: мы предполагаем, что при разработке дидактических материалов нами будет учитываться тот факт, что большинство семей имеют двоих детей, следовательно, задания должны быть разного уровня сложности.

·                    По организации: при разработке маршрутных прогулочных буклетов планируем включать только один социокультурный объект, что позволит сократить время прогулки.

 

Литература:

1. Боякова Е. В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства: Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «институт художественного образования». — 2011. — № 1. http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-razvitiya-sovremennogo-rebenka 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/ boyakova_07_03_2011.pdf

2. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.

3. Методические рекомендации по проектированию системы культурных практик, позволяющих воспитанникам накопить положительный опят самоопределения и самореализации в процессе взаимодействия с объектами окружающего мира. Авторы: Шейко Н. Г., Виноградова Л. А., Виноградова Н. В., Нилова Т. М. (ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга)

4. Бурцева С. Е. Конспект занятия-экскурсии в мини-музее народного быта для старшего дошкольного возраста «Керамическая посуда Древней Руси» /С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. – Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 7 (17). – С. 50-52.

5. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6 – С. 45-46.

 

Приложения

Буклет

 


Поделиться: