Поиск по сайту

Организация информационно-технологического сопровождения системы образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Авторcтво: Баранова Т. А.; Фомина А. А.




Заместитель директора по информатизации НМЦ Фрунзенского района

Баранова Татьяна Альбертовна

Методист по информационным технологиям НМЦ Фрунзенского района, к.п.н.

Фомина Алла Анатольевна





Фрунзенский район – один из больших спальных районов Санкт-Петербурга: отдел образования управляет 50 общеобразовательными учреждениями, 80 дошкольными образовательными учреждениями, 5 учреждениями дополнительного образования детей, также в районе работают Научно-методический центр (НМЦ), Центр психолого-медико-социального сопровождения, Централизованная бухгалтерия.

В образовательных учреждениях района более 150 компьютерных классов, около 400 административных компьютеров, более 220 мультимедийных проекторов, более 50 интерактивных электронных досок, 16 цифровых лабораторий, 5 мобильных компьютерных классов. Во всех общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей подключён Интернет по оптоволокну, дошкольным образовательным учреждениям предоставлен выход в Интернет по технологии dial-up.

Организацию и функционирование информационного пространства системы образования района обеспечивает структурное подразделение Научно-методического центра – Центр информатизации образования.

Кадровое обеспечение процесса информатизации в районе выглядит следующим образом: общее руководство обеспечивает заместитель директора по информатизации Научно-методического центра (руководитель Центра информатизации образования НМЦ), методическую и технологическую работу на уровне района ведут методисты по информационным технологиям, программисты и инженеры Центра информатизации образования НМЦ. В отделе образования нет специалиста, отвечающего за данное направление, обязанности частично распределены между несколькими сотрудниками, частично переданы в Центр информатизации образования НМЦ. В 31 общеобразовательном учреждении введены инфраструктурные подразделения Центры информатизации образования (руководитель, методист, лаборант, инженер или программист), в 17 ОУ сохранена должность заместителя директора по школьной информационной сети, в остальных образовательных учреждениях нет какой-либо специальной должности, связанной с информатизацией образовательного учреждения, и необходимые обязанности возложены на сотрудников приказами руководителя.

При организации информационно-технологического сопровождения системы образования района ЦИО НМЦ выделяет следующие основные направления деятельности:

· информирование субъектов системы по текущим вопросам, в т.ч. оперативное;

· формирование банков данных (различной тематики) и организация доступа к ним;

· сопровождение районных и городских автоматизированных систем управления;

· аналитическая деятельность;

· презентация системы образования района.

Основными средствами, обеспечивающими данную сферу работы, являются электронная почта, сайт, файловый обмен через ftp, издательская деятельность, медиатека, фильмотека, районная система дистанционного тестирования учащихся и районная система учёта компьютерного и офисного оборудования. Подробнее остановимся на каждом из них.

Электронная почта. Регулярный обмен электронными сообщениями с общеобразовательными учреждениями осуществляется уже около 8 лет. Ежегодно в начале учебного года ответственные за информатизацию в школах подают адреса своих почтовых ящиков для размещения их в районных адресных книгах, в течение года книги обновляются по мере необходимости. В каждом образовательном учреждении имеется ответственный за работу с почтой: во многих ОУ это внесено в должностные обязанности администратора (секретаря), реже — заместителя директора по школьной информационной сети (руководителя школьного центра информатизации образования), в других ОУ такой ответственный назначается приказом директора.

Через электронную почту отсылаются сообщения от методистов НМЦ, специалистов отдела образования, учреждений дополнительного образования для всех категорий работников ОУ, что обычно указывается в теме письма (директорам ОУ, заместителям директоров по ВР, председателям МО начальных классов и т.д.). Часто рассылается информация Комитета по образованию, материалы с различных совещаний, формы документов. Электронная почта также является основным средством для оперативного информирования (например, об изменении в планах работы, переносе мероприятий и т.д.). Электронная почта также используется для сбора различной информации от образовательных учреждений, для приёма заявок на конкурсы и олимпиады.

В данный момент идёт работа по внедрению электронной почты в регулярном режиме в дошкольные образовательные учреждения. Другим направлением развития является расширение количества адресантов — у всех методистов НМЦ заведены собственные почтовые ящики и им устанавливаются районные почтовые базы данных, чтобы они могли делать необходимые рассылки со своих рабочих мест.

Сайт «Образование во Фрунзенском районе» www.edu-frn.spb.ru. Существует с 2001 года. Представлена информация об отделе образования, НМЦ, всех общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях района, существуют свои страницы у структурных подразделений, методистов НМЦ и специалистов отдела образования, на которых они (через администратора сайта) могут разместить необходимую им информацию, в том числе для скачивания. На сайте размещаются планы работ на месяц, имеется лента анонсов и новостей. С 2007 года открыта галерея, где размещается графическая информация: работы победителей различных конкурсов, фотоотчёты с мероприятий и т.д. Естественно, имеется необходимый набор нормативных документов, а также страницы, посвящённые ЕГЭ и ПНПО.

Одной из целей развития данного направления для нас является повышение интерактивности нашего сайта, увеличение его роли именно для работников районной системы образования.

Файловый сервер. Для предоставления школам информации, имеющей достаточно большой объём, а также относительно конфиденциальной информации (которую нельзя выложить на сайт), в районе существует свой ftp-сервер с ограниченным доступом. В общеобразовательных учреждениях пароль выдан ответственным за информатизацию, и они несут ответственность за его сохранность. Отдельный вход со своим паролем сделан для ответственных за ЕГЭ. В ближайшее время планируется увеличение объёма файлового сервера и активное его использование в качестве банка методических и дидактических материалов педагогов района.

Издательская деятельность. Регулярно ведётся с 1998 года. Особое место занимает ежемесячный сборник «НМЦ-пресс», в котором публикуются планы работы на месяц Отдела образования, НМЦ, ЦПМСС, важные документы различного уровня — от федерального до районного. Сборник выдаётся бесплатно методистам НМЦ и в каждое общеобразовательное учреждение бесплатно (тираж около 150 экземпляров). Ежегодно издается план работы на учебный год вместе с анализом работы в прошедшем учебном году, сборники с итогами олимпиад знаний, конкурса пед. достижений, другие информационно-аналитические сборники.

По мере необходимости издаются сборники нормативных документов (обычно тематические — по аттестации педагогических и руководящих работников, внебюджетной деятельности, наградных документов, по профильному обучению и т.д.

Другие направления: сборники, иллюстрирующие реализацию программы развития районной системы образования (программа «Воспитание», районная научно-практическая конференция «Купчинские чтения: наука, творчество, поиск» и др.); сборники, посвящённые обобщению опыта экспериментальной работы («Опыт лучших - Фрунзенскому району: педагогические концепции победителей конкурса Приоритетного национального проекта «Образование», «Теория и практика экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях: опытно-экспериментальная работа в ОУ Фрунзенского района», «Теория и практика экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях: опыт организации», «Проблемы и перспективы развития лицейско-гимназического образования в современных условиях» и др.); наконец, сборники творческих работ учителей и учащихся («Учитель-творчество-искусство: сборник творческих работ учителей Фрунзенского района», «Да здравствует солнце!: сборник творческих работ учащихся 1-11 класс» и др.).

Ежегодно издаётся около 25 тематических сборников. Все сборники распространяются бесплатно. Конечно, издательский центр не обходится без информационных буклетов, листовок и другой презентационной полиграфической продукции. Разрабатываются бланки грамот, дипломов, благодарностей районного уровня.

Медиатека. Начала работать в 2002 году, когда было закуплено на средства НМЦ более 250 дисков. Тогда же начала создаваться и коллекция лучших методических разработок учителей района. В 2007–2008 гг. по адресной программе Комитета по образованию получено ещё более 300 дисков. На данный момент в районной медиатеке более 600 единиц хранения. Желающие могут прийти поработать с электронными ресурсами в компьютерных классах НМЦ, получить индивидуальную консультацию методиста. Ещё один вид услуг медиатеки — выполнение запросов работников районной системы образования на поиск правовой информации в нормативно-правовой системе Кодекс (сетевая версия установлена с 2005 года). Эта услуга предоставляется бесплатно.

Фильмотека. Существует более 15 лет, насчитывает свыше 4000 наименований видеоматериалов. Фондами фильмотеки пользуются: учителя ОУ, воспитатели ДОУ, методисты ДДЮТ, учителя специальных образовательных учреждений, учителя других районов. Сейчас продолжается формирование фонда на цифровых носителях. Одним из важных направлений деятельности фильмотеки является создание видеофильмов, отражающих работу районной системы образования, аккумулирующих педагогический опыт, являющихся своеобразным отчётом о проделанной работе. Фильмы создаются по плану-заказу НМЦ и отдела образования, образовательных учреждений, методистов.

Районная система дистанционного тестирования учащихся. Была создана в 2004 году. Представляет собой распределённую базу данных: тестовая база и профили пользователей хранятся на серверах компании, существует административный web-интерфейс — различный для районного и школьного уровня, для тестирования в ОУ устанавливается на компьютеры пользователей приложение, обеспечивающее загрузку указанного учителем теста в указанный промежуток времени через Интернет, выполнение теста учащимся (в режиме off-line) и отправку результатов на сервер. Данная система позволяет сразу увидеть свои результаты, а на районном уровне провести анализ полученных данных в автоматическом режиме и выявить объективную картину успеваемости по различным предметам или отдельным темам.

Районная система учёта компьютерного и офисного оборудования. Введена в 2006 году в штатном режиме. Работает по тому же принципу, что и тестовая система, представленная выше. Все данные о технике образовательных учреждений (наименование, производители, основные параметры, когда и как получена, где установлена и т.д.) хранятся на серверах, заполнение производится через приложение, которое синхронизируется с базой при его запуске или по команде пользователя. На районном уровне можно быстро производить разнообразный анализ имеющихся данных, конвертировать в Excel, отслеживать своевременность заполнения данных.

Отдельно можно сказать о работе района по сопровождению городских и федеральных баз данных. Для организации работы административно-управленческого аппарата учреждений в районе ведется работа по внедрению АИСУ «Учебное заведение XXI. ПараГраф»: сначала в работу был запущен модуль «Движение учащихся» затем «Педагогические кадры». Мы были одним из 5-и районов, где эта АИСУ была введена во всех ДОУ и УДОД. Организована работа в ОУ по сетевому многопользовательскому режиму работы с АИСУ, в экспериментальном режиме ведется работа с модулем «Успеваемость». За каждой базой закреплён ответственный, который отвечает за её заполнение (правильность, своевременность), а качественные вопросы, проблемы с функционированием программ решаются через консультации методистов.

В целом во Фрунзенском районе организована и активно работает система информационно-технологического сопровождения образования. Данная система обеспечивает практически все информационные потребности субъектов образовательного процесса, является масштабируемой и развивающейся, успешно взаимодействует с городской информационной системой.

Поделиться: