Поиск по сайту

Использование приемов обучения риторике в преподавании русского языка и литературы в современной школе


Авторcтво: Коваль Марина Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №294 Центрального района Санкт-Петербурга


Цель данной статьи не столько привнести что-то новое в обозначенную выше тему, а скорее обратить на нее внимание учителя. Так как учебные дисциплины, которые я преподаю являются гуманитарными, ученикам на моих уроках часто приходится высказывать свое мнение, делиться впечатлениями об увиденном, услышанном, прочтенном. К сожалению, эта уникальная возможность - быть услышанным учителем при 25-ти одноклассниках — зачастую бывает утрачена. Самое удивительное, что мне приходится слышать не банальное «я не готов» или «забыл сделать», а обезоруживающее молчание при выполненном задании и полном понимании темы. Если вначале учебного года мне казалось, что дети просто не привыкли ко мне и им нужно время, то подобные ответы во второй четверти дали понять, что это проблема и над ней необходимо работать.

Я выработала две стратегии. Первая, конечно, открытого выступления. Данная стратегия была разработана и осуществлена в 9 классе нашей школы. В ноябре 2013 года исполнялось 195 лет со дня рождения И.С.Тургенева. В честь этого события в школе был организован конкурс чтения стихотворений в прозе Ивана Сергеевича. Подготовка к конкурсу осуществлялась следующим образом:

· Выбор текста для выступления (не самый простой этап, кстати, учитывая специфику рассматриваемого материала: стихи в прозе - лирика возрастная).

· Разбор интонаций, подачи.

· Поиск музыки, подходящей по смыслу, ложащейся на текст (декламация осуществлялась под музыкальное сопровождение).

· Запоминание текста.

· Декламация на мероприятии.

Первые два пункта разбирались индивидуально, остальные — в группе участников. Индивидуальные занятия дали свои плоды. Ребята выполняли специальные упражнения по дыханию и технике речи, применялся литературный анализ текста, способствовавший раскрытию дополнительного контекста, что дало возможность «пережить» ученику чувства автора и передать их публике на сцене.

Итог был очень нестандартный. Жюри, в составе которого были учителя, не могли никак определить, кому и как распределить призовые места. Ребята продемонстрировали практически актерскую игру. Один из учеников настолько прочувствовал текст, что на презентации даже не сдержал слез, чем завоевал симпатию не только жюри, но и всех остальных слушателей!

Вторая стратегия предназначена для тех учеников, которые абсолютно зажаты и не представляют себе каким образом можно вообще работать на уроке, кроме как письменно. Данная работа проводилась в 5 классе. В стратегии можно выделить несколько этапов:

· Индивидуальное задание (по предмету стандартное упражнение, требующее свободного письменного анализа, например, мини-сочинение по проблемному вопросу).

Упражнения на раскрепощение:

Для снятия мышечного зажима.

Исходное положение. Встать прямо. Сосредоточить свое внимание на правой руке. Далее следует напрячь руку до предела. Через несколько секунд сбросьте напряжение и расслабьте руку. Затем то же самое сделайте левой рукой, потом с шеей, поясницей и ногами.

Это упражнение учит управлять мышечным напряжением.

Напрягите руку до предела. Затем постепенно расслабляйте ее, полностью переведя напряжение на другую руку. Следом начинайте расслаблять вторую руку и переведите напряжение полностью на ногу, затем на вторую ногу, следом на поясницу, спину и затем на шею.

Это упражнение направлено на выработку плавности движений.

Для этого вам следует представить свое тело в виде узкого извилистого сосуда, который следует полностью наполнить жидкостью, например, оливковым маслом. Затем представьте, что вам вводят оливковое масло в указательный палец. Вам следует заполнить этим маслом все суставы своего тела. Упражнение надо выполнять медленно, плавно, сосредоточено, чтобы смазать каждый свой сустав и заполниться оливковым маслом по «горлышко».

· Самостоятельное выполнение упражнений по дыханию и технике речи (как дополнительное задание, на отметку для мотивации)

· Ответы с места

· Ответы у доски

· Индивидуальные сообщения по биографии писателя (на уроках литературы)

· Презентация проекта (на уроках русского языка, тема «Глагол», обобщение изученного, составление презентации)

Результаты тоже были интересными. Ученики не только стали более свободно чувствовать себя в классе при ответе, у них повысилась мотивация к обучению, часть комплексов была снята с помощью раскрепощающих упражнений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, во-первых, проблема самопрезентации, декламации и простого ответа на рабочем уроке существует в современной школе, во-вторых, своевременный и правильный анализ проблемы, интенсивная работа над ней поможет справиться учащимся с комплексами и преодолеть неуверенность в себе.


Литература

1. Ульянов В.В. Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи: - Петербург, 2011


Поделиться: