Поиск по сайту

Культурно-образовательная практика «Где живёт время?»


Авторcтво: Цветкова Екатерина Тагировна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 4 Кировского района Санкт-Петербурга


       

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, познавательное развитие включает в себя развитие у детей первичных представлений о времени. Однако анализ научных работ показывает, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. Специфические особенности времени затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».
Таким образом, перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встает проблема ознакомления детей 5-6 лет со временем - неосязаемым явлением в условиях преобладания у старших дошкольников наглядно-образного мышления и восприятия. Освоение времени начинается через практическую деятельность детей. В этой связи автором была разработана семейная культурно-образовательная практика творческо-исследовательского характера, которая позволила детям и родителям обнаружить в городском пространстве признаки времени, понять, как наглядно отражается время в предметах окружающего мира.
       Цель культурно-образовательной практики: формирование у детей старшего дошкольного возраста способности восприятия времени через исследование истории объектов окружающей среды и городского пространства.
       Проблемный вопрос: где живёт время?
       Адресная группа: воспитанники старшей группы (дети 5-6 лет без особенностей развития) и их родители.
       Продолжительность культурно-образовательной практики: 3 недели.
       Место культурно-образовательной практики в образовательном процессе ДОУ: семейная культурно-образовательная практика по развитию способности восприятия времени через исследование истории объектов окружающей среды и городского пространства организовывалась в рамках образовательных областей «познавательное развитие» и «художественно-эстетическое развитие», а также в рамках «взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» (ФГОС ДО).
Началась данная культурно-образовательная практика с того, что воспитанница группы принесла в детский сад мягкую игрушку своей бабушки. Это явилось поводом для образовательной ситуации – дети и педагог совместно исследовали эту игрушку, сравнили её с другими игрушками, находящимися в группе, после чего педагог предложила детям принести в детский сад имеющиеся дома игрушки своих родителей, бабушек и дедушек. Педагогом была подготовлена презентация об истории игрушки, и в процессе её показа внимание воспитанников привлекли игрушки детей времен блокады Ленинграда. Таким образом, содержание культурно-образовательной практики стало обусловлено эмоциональной значимостью для детей событий, связанных с блокадой Ленинграда, с отражением течения времени в предметах быта и объектах городской среды.
      Необходимое оборудование: проектор, тематические презентации педагога, игрушки, принадлежавшие разным поколениям людей (как специфическое средство информации об определённом периоде истории) [Пр. 1], предметы повседневного быта XX в. (утюг угольный, чугун/чугунок, деревянная миска и ложка, «блокадная ложка», рушники, ступка и пестик) [Пр. 2], информационно-обучающие материалы для родителей на бумажных носителях [Пр. 3].
      Особенность организации партнёрских отношений с родителями воспитанников: участие родителей в культурно-образовательной практике «Где живёт время?» началось с подготовительного этапа – когда дети попросили родителей найти и разрешить отнести в детский сад старые и старинные игрушки, имеющиеся у них дома. Информирование родителей о проведении семейного досуга проводилось комплексно: педагогом было размещено объявление, с приложением файлов с планом-заданием и фотографиями (довоенными и периода ВОВ) объектов городской среды, в группе VK; это объявление было продублировано в чате педагогов и родителей в WhatsApp, распечатано и повешено у входа в групповое помещение детского сада; также педагогом давались устные разъяснения каждому родителю, и дети, со своей стороны, тоже сообщили папам и мамам об этом событии.

 
                                               Ход культурно-образовательной практики:

 Предварительный этап


Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Образовательная ситуация, спровоцированная принесением одной из воспитанниц группы мягкой игрушки - котика, принадлежащей её бабушке.

Дети рассматривают, тактильно исследуют данную игрушку, обсуждают результаты исследования, сравнивают её с другими игрушками, находящимися в группе, расспрашивают девочку, принёсшую этого котика о том, откуда он, кто его «хозяин».

Педагог организует обсуждение по следующим вопросам:

- Что особенного во внешнем виде этой игрушки?

- Чем она похожа на игрушки, которыми вы играете каждый день в детском саду? Чем отличается от них?

- Как вы думаете, почему эта игрушка не похожа на современные мягкие игрушки?

- О чём может нам рассказать эта игрушка?

В конце обсуждения педагог предлагает детям принести в детский сад имеющиеся дома игрушки своих родителей, бабушек и дедушек.

Формирование у детей представления о том, что каждая игрушка имеет свой «возраст», свою «историю жизни» и может рассказать об определённом периоде времени.

Дети приносят из дома игрушки своих мам и пап, бабушек, дедушек, старших братьев и сестёр. Они раскладывают и рассаживают их в группе, рассматривают, сравнивают, обсуждают. Некоторые дети рассказывают истории, связанные с принесёнными ими игрушками.

Педагог ненавязчиво организует детскую коммуникацию, задаёт наводящие вопросы детям, захотевшим рассказать о своей игрушке.

Помогает детям сделать вывод: каждая игрушка может что-то рассказать о «своём времени».

Развитие у детей представления о том, что каждая игрушка как и каждая вещь, имеет свой «возраст», свою «историю жизни» и может рассказать об определённом периоде времени.

Дети просматривают презентацию об истории игрушек, многие уже могут определить «возраст» игрушек (старая-новая, современная-старинная); сравнивают увиденные игрушки со своими, живо обсуждают их, делятся друг с другом впечатлениями. Обращают особое внимание на истории блокадных игрушек. На одном из слайдов замечают висящее полотенце – рушник, некоторые дети вспоминают, что видели такие полотенца дома, у родственников. Обсуждение переходит на историю предметов быта.

Педагог подготавливает и показывает детям презентацию об истории игрушек, предлагает определить возраст игрушек, уточнить, по каким признакам его можно определить. Рассказывает о материалах, из которых делались игрушки, в каких условиях они производились.

В процессе рассказа о блокадных игрушках, замечает особый интерес воспитанников именно к их истории.

Отвечает на вопросы детей, поддерживает переход обсуждения на историю предметов повседневной жизни, в которых тоже отражается течение времени.

Формирование и развитие представлений детей об изменении внешнего вида предметов повседневной жизни в зависимости от времени их изготовления, что развивает у дошкольников способность воспринимать течение времени.

Дети рассматривают и исследуют представленные предметы быта, принесённые педагогом, стараются догадаться об их назначении, сравнивая с современными их аналогами, спорят друг с другом, аргументируя свои догадки.

Особое впечатление на детей производит сохранившаяся «блокадная ложка» [Пр. 2], часть которой «съедена» во время голода.

Дети узнают о том, что обычные предметы могут рассказать о необычных событиях истории.

Педагог приносит в группу старинные предметы быта: угольный утюг, чугунок, деревянную миску и ложку, «блокадную ложку», рушники, ступку и пестик.

Предлагает детям догадаться о назначении каждого предмета и способе его использования. Вместе с детьми сравнивает их с современными предметами быта аналогичного назначения.

Рассказывает о материалах и истории изготовления таких предметов.

Педагог задаёт вопрос:

- Как вы думаете, почему ложка так странно выглядит? Что с ней случилось?

Через рассказ об истории «блокадной ложки» педагог акцентирует внимание детей на том, что непривычный вид или необычное использование обычных предметов часто говорит о каких-то особенных событиях, и через это тоже можно увидеть течение времени.

Образовательная ситуация, основанная на методе визуальной социологии. Подготовка/обучение детей перед совместной детско-родительской творческо-исследовательской деятельностью в городском пространстве.

Формирование у детей представления о фотографии как информационном носителе;

Формирование умения «читать» фотографию, определяя по ней, к какому времени, (в данном случае – мирному или военному), она относится.

Дети рассматривают представленные на слайдах фотографии Исаакиевской площади довоенного и военного периода [Пр. 4], отвечают на поисковые и проблемные вопросы педагога.

Делятся друг с другом личными эмоционально-значимыми впечатлениями о посещении Исаакиевского собора, колоннады.

Педагог показывает детям слайды, на которых представлены фотографии Исаакиевской площади, сделанные в довоенный и военный период. На военной фотографии на месте Исаакиевского сквера расположено капустное поле, около собора стоит сторожевая вышка.

Педагог задаёт вопросы:

- Что общего у этих фотографий? Чем отличаются друг от друга эти фотографии? Были ли вы с родителями на Исаакиевской площади, в Исаакиевском соборе?

- Что вам знакомо на этой фотографии? О чём ещё нам может рассказать эта фотография? Чем заняты люди на этой фотографии? Как вы думаете, кто они? Где обычно выращивают капусту? Почему эти люди выращивают её на Исаакиевской площади в центре города? Как вы думаете, для чего нужны сторожевые вышки? А зачем сторожевую вышку поставили посреди площади, которая превратилась в поле капусты?

- Как вы думаете, в какое время жизни нашего города сделана эта фотография?

Педагог помогает детям сделать вывод о том, что фотография – это письмо, которое можно «прочитать»; по тому, что изображено на фотографии можно много узнать о том времени, когда она была сделана.

Основной этап – семейный творческий досуг в городском пространстве.

Предварительный этап завершился размещением педагогом в группе VK объявления для родителей, к которому были приложены файлы с планом-заданием и фотографиями (довоенными и периода Великой Отечественной войны) объектов городской среды. Объявление было продублировано в чате педагогов и родителей в WhatsApp.

Решившим участвовать, было предложено воспользоваться информационными ресурсами сайтов https://pastvu.com/ , http://www.citywalls.ru/ и https://sergey-larenkov.livejournal.com/post-sergey_larenkov-44538, а для дополнительных разъяснений - подойти к педагогу лично.

При встрече с родителями педагогом индивидуально давались устные разъяснения, как проводить данный семейный досуг. В ходе этих бесед выяснилось, что многие родители, особенно приезжие, сами недостаточно представляют себе не только историю блокадного Ленинграда, но и способы объяснения детям понятий течения времени и отражения его в предметах окружающего мира. Данное обстоятельство потребовало внести коррективы в содержание дидактических материалов.

При подготовке к изучению с детьми темы блокады Ленинграда, педагогу оказался очень полезен сборник научно-методических статей «Как говорить с детьми о блокаде и обороне Ленинграда», выпущенный в 2016 году Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда и Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, кафедрой культурологического образования. Фрагменты статей из этого сборника, были распечатаны в помощь родителям (были затронуты темы: зачем говорить с детьми о Блокаде; с какого возраста можно начинать говорить с детьми о Блокаде; как строить разговор об этом с детьми дошкольного возраста).

В группе VK были размещены ссылки на несколько художественных фильмов, которые можно посмотреть дома вместе с детьми («Зимнее утро», «Жила-была девочка», «Зелёные цепочки»).

В помещении раздевалки, где расположены стенды с информацией для родителей, в течение месяца находились книги, посвящённые блокаде Ленинграда, с богатым иллюстративным материалом.

В качестве основы для проведения совместной с ребёнком работы в городе родителям был предложен план-задание проведения выходного дня:

«Уважаемые родители, дорогие дети!

Определите, что за объект изображён на фотографиях.

Вместе с ребёнком, приехав на место, показанное на фотографиях, СОВМЕСТНО НАЙДИТЕ примерный ракурс, с которого была сделана съёмка.

Рассмотрите вместе и обсудите с ребёнком сходства и различия двух фотографий, придерживаясь следующей схемы:

1. Рассмотрите каждую фотографию в отдельности (не обсуждая, к какому времени каждая из них относится), обсудите детали (время года, погодные условия, наличие транспорта, пешеходов, особенностей их одежды; наличие/отсутствие проводов, состояния домов и т.п.). Задавайте ребёнку вопросы преимущественно поискового (Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?) и проблемного характера (Почему? Зачем? Для чего? С какой целью?). При рассмотрении довоенной фотографии сделайте акцент на том, что говорит о мирном времени (праздничные плакаты, транспаранты, пассажирский транспорт, люди в красивой гражданской одежде). Рассматривая фотографию военного времени, обратите внимание ребёнка на бумажные кресты на окнах (для чего они?), на строящиеся оборонительные укрепления, противотанковые ежи, надолбы (зачем?), замаскированные памятники (зачем?) и прочие характерные признаки военного времени.

2. Предложите ребёнку сравнить обе фотографии и определить, какая из фотографий относится к довоенному периоду, а какая сделана во время войны. Пусть сам ребёнок объяснит, почему он так решил, указав на отличия военного времени от мирного.

3. Обсудите с ребёнком, какие изменения произошли с данным объектом городской среды и его окружением к настоящему времени. Сфотографируйте ребёнка приблизительно с того же ракурса и расстояния (чтобы в кадре виден был заданный объект).

4. Дома, по возможности, подготовьте коллаж из 3-х или более фотографий увиденного объекта, добавьте разъясняющие подписи к ним и вместе с ребёнком красиво оформите свою творческую работу для итогового события – ВЕРНИСАЖА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, на котором воспитанники нашей группы, участвовавшие в этом проекте, проведут мини-экскурсию для детей и воспитателей подготовительной группы. ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА И ЖДЁМ ПРОДУКТЫ ВАШЕГО СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА!»

При входе в групповое помещение детского сада, в специально отведённом для этого месте, педагогом были размещены распечатанные парные фотографии различных объектов городского пространства, которые родители совместно с детьми могли узнать и выбрать для посещения. В виду того, что детский сад находится в Кировском районе, основная часть предложенных объектов относилась именно к этому району города, во время Великой Отечественной Войны находящемуся на передовой позиции («Кировский вал»). Другие варианты относились к общеизвестным объектам центральной части города.

Итоговый этап – вернисаж семейных фото-коллажей, подводящий итоги творческого досуга в городе.

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Обобщение итогов творческой (продуктивной) деятельности детей и взрослых в пространстве города.

Дети приносят из дома подготовленные вместе с родителями фото-коллажи [Пр. 4], отражающие проведение семейного творческого досуга в городском пространстве.

Активно участвуют в размещении своих коллажей в отведённом для этого пространстве сада.

Дети обсуждают с педагогом предстоящее проведение мини-экскурсии.

Дети приглашают воспитанников и педагогов подготовительной группы на открытие своей выставки фото-коллажей.

Педагог определяет место размещения принесённых детьми фото-коллажей и с помощью детей оформляет выставочное пространство.

Педагог предлагает детям подготовиться к предстоящему открытию выставки фото-коллажей: расспрашивает их о впечатлениях от проведённого семейного досуга; наводящими вопросами помогает правильно сформулировать и выразить полученный ими опыт.

Педагог помогает детям усвоить порядок проведения мини-экскурсии посредством ответов на следующие вопросы:

- Какой объект городской среды изображён на коллаже? В чём особенности каждой из фотографий? Чем они отличаются друг от друга и что у них общего? Как по данным фотографиям можно определить, с какими событиями истории они связаны и к какому периоду времени они относятся?

Применение полученного детьми опыта восприятия времени через исследование истории объектов окружающей среды посредством проведения мини-экскурсии.

Дети проводят мини-экскурсии по выставке фото-коллажей. Каждый демонстрирует свою творческую работу, рассказывая другим детям о посещённом объекте, опираясь на порядок проведения мини-экскурсии, разъяснённый ранее педагогом.

В процессе своего рассказа, каждый из детей отвечает на уточняющие вопросы, задаваемые ему педагогами и воспитанниками подготовительной группы.

Педагог наводящими вопросами корректирует рассказы детей, помогая рассказчикам соблюсти порядок проведения мини-экскурсии.

Педагог направляет ход выступлений детей таким образом, чтобы обсуждение завершилось усвоением представления о течении времени и его отражении в истории объектов окружающей среды.

На стадии подготовки материалов для проведения семейного досуга выходного дня по объектам городской среды, педагогом ещё не было определено, с чего начинать предварительный этап данной культурно-образовательной практики. Толчком к началу послужила инициатива детей – принесение ребёнком в группу игрушки своей бабушки. Это заинтересовало и других детей, и дальнейший ход культурно-образовательной практики «Где живёт время?» строился на личном интересе участников. Педагогом была подготовлена презентация об истории игрушки с акцентом на «истории жизни» блокадных игрушек (по материалам выставки Петербургского музея кукол «Память: игрушки детей войны», проходившей в 2015 году). Презентация была создана таким образом, чтобы к изучению объектов городской среды блокадного и довоенного периода, подвести детей через то, что для них интересно и эмоционально значимо – игрушки. Однако в процессе просмотра презентации интерес детей спонтанно переключился на предметы быта, и эта «живая ситуация» спровоцировала принесение педагогом в группу бытовых предметов – семейных реликвий и организацию исследования их детьми с целью провести ключевой вопрос «Где живёт время» и через предметы повседневной жизни. Таким образом, от понятного, близкого детям – игрушек и предметов быта, удалось перейти к объектам городской среды.

Из всего состава группы в основном и заключительном этапе приняли непосредственное участие только половина детей. Несмотря на подробные разъяснения педагогом того, как проводить семейный «выход» в город и как создавать итоговый творческий «продукт» этого «выхода», не все из родителей-участников подключили детей к оформлению фото-коллажа. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости проведения педагогом консультаций для родителей о важности совместного детско-родительского творчества.

Данная культурно-образовательная практика носила неформальный характер, многие участники подошли творчески к её заключительному этапу – оформлению фото-коллажей, выйдя за рамки предложенного педагогом плана-задания: был выполнен, помимо коллажа, макет Нарвских Триумфальных ворот; один из коллажей сделан в манере С. Ларенкова (соединение на одной фотографии прошлого и настоящего); некоторые семьи, выбравшие объекты, в которых расположены музеи (Нарвские ворота, Музей Суворова), посетили и сами музеи, добавив в свои коллажи фотографии музейной экспозиции.

Такой подход к проведению выходного дня был для большинства родителей и детей необычен, понравился и после вернисажа педагога спрашивали, будет ли продолжение подобного рода семейных досугов.

В результате, дети-участники культурно-образовательной практики «Где живёт время?» усвоили возможность воспринимать течение времени через объекты окружающей среды, что проявилось у них не только при проведении мини-экскурсий на выставке своих фото-коллажей, но и в дальнейшем – в жизни группы: дети стали замечать признаки «возраста» предметов (на прогулке - здания, скамейки во дворе; при рассматривании иллюстраций в книгах – к какому времени относится сама книга, и о каком времени говорит её содержание). Поставленная цель была достигнута: дети по-новому стали смотреть на предметы окружающего мира, их спектр восприятия времени расширился.



Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – №265.

2. Гильманова Л. В. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Гильманов, Л.А. Штягина, Н.А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С.57 – 60

3. Люблинская А. А. Детская психология издательство: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. – М., Просвещение, 1971.- 410 с

4. Никольский А. С. Ленинградский альбом: рисунки, гравюры, проекты военных лет / А. С. Никольский; сост. О. Н. Смелков. - Ленинград: Искусство, 1984 - 252 с.: ил.

5. Юдовин С. Б. Ленинград в дни Великой Отечественной войны: 18 репродукций линогравюр С. Б. Юдовина / С. Б. Юдовин. - Ленинград: Художник РСФСР, 1969 - 19 л.



Поделиться: