Авторcтво: Белова Елена Владимировна, воспитатель, Симонова Ирина Анатольевна, воспитатель, Чорная Людмила Станиславовна, методист ГБОУ детский сад №123 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга |
Одной из задач дошкольного образования является развитие творческого воображения детей – способности создавать в ходе продуктивной деятельности новые образы, конструкции и идеи. Для этого ребенок должен научиться замечать вокруг себя необычные предметы, эмоционально оценивать их, фантазировать, вторить, опираясь на имеющийся опыт. К сожалению, внутренние ресурсы образовательного учреждения, которые мы используем для решения поставленной задачи, порой бывают ограничены. Как правило, творческое воображение в условиях группы детского сада развивается на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием. Вместе с тем, следует заметить, что для развития воображения ребенка огромные возможности дает городская среда. В современном Петербурге существует множество арт-пространств и музеев, где с помощью особых творческих и технических средств посетителям предлагают развить свое воображение.
Для своей культурно-образовательной практики мы выбрали «Музей теней». Это уникальное культурное пространство, где представлены объекты современного искусства в стиле «shadow art» (искусство теней). Все арт-объекты связаны в единую экспозицию, главной темой которой является Петербург. Этот музей развивает творческое мышление, нестандартный взгляд на мир, учит находить новые образы в том, что в повседневной жизни кажется понятным и очевидным. Погружаясь в атмосферу противостояния света и тени, посетители получают возможность увидеть себя и всё, что их окружает, с неожиданной стороны.
Нами была разработана культурно-образовательная практика «Загадки теней», в рамках которой была задействована указанное арт-пространство.
Цель культурно-образовательной практики – создание условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, развивать творческое воображение дошкольников.
Проблемный вопрос, на который искали ответ дошкольники: Что можно делать с тенью?
Характеристика группы дошкольников: старшая группа, 5-7 лет, 20 дошкольников.
Продолжительность культурно-образовательной практики: 2 недели.
Оборудование, используемое в ходе практики: ширмы для театра теней, проектор, доска для проектора, фонарики.
Информация родителям о культурно-образовательной практике передавалась разными способами: в родительских уголках, по электронной почте, в группе «Вконтакте», на сайте детского сада. Так, в родительском уголке мы поместили папку-передвижку «Воображение дошкольников», на стенде «Наше творчество» разместили рисунки детей, выполненные такими техниками, как «Кляксография», «Рисование мыльными пузырями», «Монотипия», «Отпечатки» и «Рисование тенью».
Ход культурно-образовательной практики:
Предварительный этап – образовательное событие, предваряющее семейный досуг в городе – НОД «Рисование тенью»
Содержательный этап работы
|
Описание содержания работы дошкольников
(что делали дети?)
|
Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики
|
Организационный момент
|
На доске появляются картинки - жители особенного городка, дети знакомятся с ними, те приглашают ребят в гости.
|
Презентация с картинками (приложение рис.1)
|
Мотивирование к деятельности
|
Размышляют, что общего у всех гостей.
Придумывают название городку – Тенебург.
|
Воспитатель произносит имена гостей, выделяя голосом общую часть слов.
Предлагает найти и выделить эту общую часть маркером на доске (приложение рис.2)
Педагог приводит примеры названий городов.
|
Исследовательская деятельность
|
Дети делятся своими знаниями «Что такое тень?»
Проводят эксперименты с тенью.
|
Педагог организует обсуждение по следующим вопросам:
-Как появляется тень?
-Какого цвета тень?
-Может ли тень двигаться?
-Как меняется тень?
-Что можно делать с тенью?
Предлагает детям продемонстрировать с помощью фонаря предложенные ответы.
|
Рисование тенью
|
Ребята узнают от педагога, что существует такой вид искусства – искусство теней.
Дети выбирают в группе предметы для рисования, берут фонарики, находят тень выбранного предмета, обводят ее, затем дорисовывают, превращая в кого-то или что-то.
|
Педагог рассказывает об искусстве теней.
|
Анализ результатов деятельности
|
Дети показывают, что получилось из тени, придумывают небольшой рассказ.
|
Педагог организует выставку рисунков (приложение рис.3,4)
|
Подведение итогов
|
Дети получают ребус на карточках.
|
Воспитатель предлагает ребятам ребус, который они могут разгадать вместе с родителями (приложение рисунок 5,6). Ребус – это слово, название искусства теней.
|
Основной этап – семейный досуг в городском пространстве.
При встрече с родителями, в группе «ВК» педагоги сообщают семьям, что разгадав полученный ребус, они узнают, как называется искусство теней и где находится тот самый «Тенебург», куда ребят пригласили жители этого городка.
Тем, кто отгадал слово, дается маршрутный лист с заданиями, которые предлагается выполнить в музее (приложение рисунки11,12).
Итоговый этап – образовательное событие в дошкольном образовательном учреждении, подводящее итоги семейного досуга в городе – развлечение «Загадки теней»
Содержательный этап работы
|
Описание содержания работы дошкольников и родителей
|
Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной
|
Приветствие
|
Игра детей с родителями «Привет»
|
Музыкальное сопровождение – песня «Привет».
|
Игра «Угадай ребенка по тени»
|
Дети поочередно прячутся за ширмой, создавая тень. Родители отгадывают, где их ребенок.
|
Педагог помогает детям за ширмой, предлагает дополнительные атрибуты – шляпки, маски, очки, шарфики (приложение рис.8)
|
Зарядка с «Тенью»
|
Дети и родители повторяют движения под музыку за «Тенью»
|
Педагог за ширмой демонстрирует различные движения под музыку.
|
Загадки теней
|
Дети с родителями по очереди показывают заранее подготовленную теневую загадку, остальные отгадывают.
Вместе придумывают историю-небылицу с отгадками.
|
Воспитатели помогают в показе загадок и составлении истории (приложение рис. 9)
|
Обмен впечатлениями
|
Дети, родители, педагоги делятся своими впечатлениями о развлечении.
|
Предложенная практика вызвала интерес как у детей, так и у родителей. Все семьи разгадали слово-название искусства теней, некоторые впервые узнали об этом искусстве и о музее теней (приложение рисунок 7).
В группе дети предложили создать теневой театр, с удовольствием показывали представления, придумывали новые истории (приложение рисунок 10).
Музей посетили не все семьи в силу разных причин - отсутствие свободного времени, материальные трудности. Посетившие музей дети и родители делились хорошими впечатлениями: присылали фотографии, приносили в группу фотографии теней, придуманных дома, а мы с ребятами их отгадывали. Многие ребята рассказывали, что вечером перед сном они читали с родителями сказки и с помощью фонарика и движений рук создавали тени – героев сказки.
Самым интересным мероприятиям для родителей и детей в детском саду стало развлечение «Загадки теней». Мы постарались привлечь родителей к подготовке и участию в мероприятии, чтобы они были активными участниками. Получилось, действительно, загадочно и весело.
Приложение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – 96 с.
2. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2000. – 423с
3. Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей. – М., 2001.
4. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1-12.
5. Шарагина Л.И. Логика воображения. – М., 2001
Поделиться: