Авторcтво: Ефимова Алевтина Николаевна, учитель-логопед, Мечинская Елена Вячеславовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 29 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Хлеб – это не только продукт человеческого труда, это – символ благополучия и достатка. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Сегодня отношение к хлебу неоднозначное. Многие дети ничего не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Жителями Санкт–Петербурга хлеб особо почитаем как символ жизни, благодаря хлебу выживали люди в блокадные годы.
Культурно-образовательная практика «Игра-путешествие в Дом хлеба», разра-ботанная авторами статьи, призвана обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, сформировать ценностное отношение к хлебу.
Цель культурно-образовательной практики: создание условий для осмысления детьми своего отношения к хлебу символу жизни в отечественной (русской) культуре.
Проблемный вопрос: «Почему люди во все времена ценили и почитали хлеб?».
Характеристика группы: дети подготовительной группы, 6-7 лет.
Продолжительность: три недели.
Особенности организации партнерских отношений с родителями воспитанни-ков:
- семинар – практикум «Нескучный выходной» для обучения родителей работе с игровыми технологиями;
- буклет для родителей «Идем в Музей!» с рекомендациями к организации вы-ходного дня;
- группа ВКонтакте «Хлеб – это жизнь» для поддержки обратной связи.
Ход культурно – образовательной практики
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Содержательный этап работы
|
Описание содержания работы дошкольников
|
Описание педагогического сопровождения культурно – образовательной практики
|
Знакомство детей с рассказом И. Сенченко «Хлеб святой»
|
Дети слушают рассказ, высказывают свое мнение о прочитанном, рассуждают по предложенным вопросам.
|
Педагог организует обсуждение рассказа с помощью приема технологии развития критического мышления "Ромашка Блума": - Назови, кто герои рассказа? - Что сделали дети? - Почему бабушка разгневалась? - Правильно ли я поняла, что дети совершили плохой поступок? - Как каждый из вас относится к этим поступкам? Объясните свой ответ. - Как бабушка называет хлеб? (святой). Что означает слово святой? Педагог подводит детей к выводу, что хлеб святой, т. к. даёт пищу, силу, жизнь. Относиться к нему надо уважительно, бережно, трепетно.
|
Составление кластера «Хлеб»
|
Дети выражают свои знания о хлебе в виде рисунков, оформляют их в виде кластера.
|
Педагог рассказывает детям, что все знания о хлебе хранятся в «Музее хлеба». Демонстрирует видеоролик, в котором персонаж «Крошка» приглашает детей прийти в музей, поиграть и ответить на вопрос «Почему люди во все времена ценили и почитали хлеб?»
|
Создание наглядного панно «Растущий колосок»
|
Дети обводят и вырезают детали для панно из фетра.
|
Педагог создает в группе панно в виде колоска для наглядной фиксации результатов посещения семьями музея Хлеба. После каждого посещения музея колосок увеличивается на одно зернышко.
|
На семинаре-практикуме «Нескучный выходной» родители получают рекомендации по организации выходного дня, оформленные в виде буклета (Приложение 1)
ОСНОВНОЙ ЭТАП
В ходе основного этапа дети и родители самостоятельно посещают музей Хлеба и выполняют творческие задания из предложенных буклетов (Приложение 2).
По завершению досуга дети с родителями сами придумывают интересное задание для своих друзей и зарисовывают на последней странице буклета.
Для придания духа соревновательности родители вступают в группу соцсети «ВКонтакте», где выкладывают фотографии из музея. В группе детского сада дети вырезают и наклеивают зернышки со своими именами в общий колосок. (Приложение 3)
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
Содержательный этап работы
|
Описание содержания работы
родителей
|
Описание содержания работы
дошкольников
|
Описание педагогического сопровождения культурно – образовательной практики
|
Проведение семейного досуга «По музею мы ходили…»
|
Обобщение итогов семейного посещения «Музея хлеба»
|
Помогают детям сформулировать правила обращения с хлебом
|
Придумывают, озвучивают правила обращения с хлебом
|
Педагог предлагает детям и родителям составить памятку «Как обращаться с хлебом»
|
Проведение игрового этапа семейного досуга
|
Родители проводят самостоятельно придуманные игры по теме «Хлеб»: «Кроссворд», «Доскажи словечко», «Найди по тени», «Вспомни сказку» и другие.
|
Играют в предложенные игры
|
Педагог помогает родителям проводить игры
|
Создание настольного лэпбука «Книга о хлебе»
|
Создание лэпбука, включающего игры и задания, предложенные семьями.
|
Оформляют индивидуальную страницу для лэпбука.
|
Оформляют индивидуальную страницу для лэпбука.
|
Помогает с оформлением лепбука.
Предлагает подарить лэпбук детям другой группы.
|
Представленная культурно-образовательная практика имела положительный успех у всех участников образовательного процесса. Большинство семей подготовительной группы участвовало в игре-путешествии и мы получили положительные отзывы от родителей. Организация практики в форме игры способствовала поддержанию интереса у детей и родителей к совместной досуговой деятельности. Дети и родители приобрели новый опыт общения с культурным пространством города. Педагоги реализовали поставленные задачи в полном объеме.
Основным значимым результатом проведения данной культурной практики мы считаем обогащение социокультурного опыта детей путем самостоятельного присвоения духовно – нравственных ценностей. Дети осознали, почему хлеб является ценностью. Данное утверждение подтверждают наблюдения за детьми в режимных моментах во время приема пищи: дети стали более ответственно относиться к хлебу, стараются доедать хлеб, не баловаться с ним и не крошить.
Приложения
Список использованной литературы:
1. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Страны. Народы, Цивилизации. Том 13. – М.: Аванта+, 2002.-704с.
2. Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2003.- 255с.
3. Лауро М.Энциклопедия. Хочешь знать почему?– М.: Махаон, 2006. - 256с.
4. http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба
5. http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...
Поделиться: