Поиск по сайту

Культурно-образовательная практик «Игра – путешествие в Дом хлеба»


Авторcтво: Ефимова Алевтина Николаевна, учитель-логопед, Мечинская Елена Вячеславовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 29 Выборгского района Санкт-Петербурга


   

Хлеб – это не только продукт человеческого труда, это – символ благополучия и достатка. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Сегодня отношение к хлебу неоднозначное. Многие дети ничего не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Жителями Санкт–Петербурга хлеб особо почитаем как символ жизни, благодаря хлебу выживали люди в блокадные годы.
    Культурно-образовательная практика «Игра-путешествие в Дом хлеба», разра-ботанная авторами статьи, призвана обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, сформировать ценностное отношение к хлебу.
    Цель культурно-образовательной практики: создание условий для осмысления детьми своего отношения к хлебу символу жизни в отечественной (русской) культуре.
    Проблемный вопрос: «Почему люди во все времена ценили и почитали хлеб?».
    Характеристика группы: дети подготовительной группы, 6-7 лет.
    Продолжительность: три недели.
    Особенности организации партнерских отношений с родителями воспитанни-ков:
- семинар – практикум «Нескучный выходной» для обучения родителей работе с игровыми технологиями;
- буклет для родителей «Идем в Музей!» с рекомендациями к организации вы-ходного дня;
- группа ВКонтакте «Хлеб – это жизнь» для поддержки обратной связи.


                       Ход культурно – образовательной практики


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

Описание педагогического сопровождения культурно – образовательной практики

Знакомство детей с рассказом И. Сенченко «Хлеб святой»

Дети слушают рассказ, высказывают свое мнение о прочитанном, рассуждают по предложенным вопросам.

Педагог организует обсуждение рассказа с помощью приема технологии развития критического мышления "Ромашка Блума": - Назови, кто герои рассказа? - Что сделали дети? - Почему бабушка разгневалась? - Правильно ли я поняла, что дети совершили плохой поступок? - Как каждый из вас относится к этим поступкам? Объясните свой ответ. - Как бабушка называет хлеб? (святой). Что означает слово святой? Педагог подводит детей к выводу, что хлеб святой, т. к. даёт пищу, силу, жизнь. Относиться к нему надо уважительно, бережно, трепетно.

Составление кластера «Хлеб»

Дети выражают свои знания о хлебе в виде рисунков, оформляют их в виде кластера.

Педагог рассказывает детям, что все знания о хлебе хранятся в «Музее хлеба». Демонстрирует видеоролик, в котором персонаж «Крошка» приглашает детей прийти в музей, поиграть и ответить на вопрос «Почему люди во все времена ценили и почитали хлеб?»

Создание наглядного панно «Растущий колосок»

Дети обводят и вырезают детали для панно из фетра.

Педагог создает в группе панно в виде колоска для наглядной фиксации результатов посещения семьями музея Хлеба. После каждого посещения музея колосок увеличивается на одно зернышко.

На семинаре-практикуме «Нескучный выходной» родители получают рекомендации по организации выходного дня, оформленные в виде буклета (Приложение 1)

ОСНОВНОЙ ЭТАП

В ходе основного этапа дети и родители самостоятельно посещают музей Хлеба и выполняют творческие задания из предложенных буклетов (Приложение 2).

По завершению досуга дети с родителями сами придумывают интересное задание для своих друзей и зарисовывают на последней странице буклета.

Для придания духа соревновательности родители вступают в группу соцсети «ВКонтакте», где выкладывают фотографии из музея. В группе детского сада дети вырезают и наклеивают зернышки со своими именами в общий колосок. (Приложение 3)

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

Содержательный этап работы

Описание содержания работы

родителей

Описание содержания работы

дошкольников

Описание педагогического сопровождения культурно – образовательной практики

Проведение семейного досуга «По музею мы ходили…»

Обобщение итогов семейного посещения «Музея хлеба»

Помогают детям сформулировать правила обращения с хлебом

Придумывают, озвучивают правила обращения с хлебом

Педагог предлагает детям и родителям составить памятку «Как обращаться с хлебом»

Проведение игрового этапа семейного досуга

Родители проводят самостоятельно придуманные игры по теме «Хлеб»: «Кроссворд», «Доскажи словечко», «Найди по тени», «Вспомни сказку» и другие.

Играют в предложенные игры

Педагог помогает родителям проводить игры

Создание настольного лэпбука «Книга о хлебе»

Создание лэпбука, включающего игры и задания, предложенные семьями.

Оформляют индивидуальную страницу для лэпбука.

Оформляют индивидуальную страницу для лэпбука.

Помогает с оформлением лепбука.

Предлагает подарить лэпбук детям другой группы.

Представленная культурно-образовательная практика имела положительный успех у всех участников образовательного процесса. Большинство семей подготовительной группы участвовало в игре-путешествии и мы получили положительные отзывы от родителей. Организация практики в форме игры способствовала поддержанию интереса у детей и родителей к совместной досуговой деятельности. Дети и родители приобрели новый опыт общения с культурным пространством города. Педагоги реализовали поставленные задачи в полном объеме.

Основным значимым результатом проведения данной культурной практики мы считаем обогащение социокультурного опыта детей путем самостоятельного присвоения духовно – нравственных ценностей. Дети осознали, почему хлеб является ценностью. Данное утверждение подтверждают наблюдения за детьми в режимных моментах во время приема пищи: дети стали более ответственно относиться к хлебу, стараются доедать хлеб, не баловаться с ним и не крошить.


Приложения


Список использованной литературы:

1. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Страны. Народы, Цивилизации. Том 13. – М.: Аванта+, 2002.-704с.

2. Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2003.- 255с.

3. Лауро М.Энциклопедия. Хочешь знать почему?– М.: Махаон, 2006. - 256с.

4. http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба

5. http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...



Поделиться: