Авторcтво: Кузовкина Юлия Александровна, Фролова Елена Викторовна воспитатели ГБДОУ детский сад № 107 Выборгского района Санкт- Петербурга |
Многие современные родители считают ясли переходным этапом в жизни малыша от дома к детскому саду, не понимая важности этого периода для развития ребёнка. Но именно ранний возраст является уникальным сензитивным периодом в становлении личности дошкольника. Именно в этом возрасте развивается речь, моторика, самостоятельность малыша, происходит становление доверия к окружающему миру. Задача воспитателей: объяснить родителям уникальность этого возраста и сделать их активными участниками образовательного процесса. Как показывает практика, родители, которые с ясельной группы участвуют в мероприятиях, легче идут на контакт с воспитателями в детском саду, поддерживая инициативы педагогов.
Одной из задач Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование социальнокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей [2]. Работа в группе раннего возраста ведётся по многим направлениям, одно из которых формирование культуры семейного досуга, связанного со знакомством детей с Санкт-Петербургом, в силу особенностей возраста, эта задача решается совместно с родителями. Мы предлагаем начать знакомство с городом с объектов доступных и понятных ребёнку, например, с Зоопарка, впечатления, от посещения которого, дети отражают в игре. В помощь родителям создан игровой фильм, в котором содержится понятная ребёнку информация об объекте, вопросы и задания, которые родители могут самостоятельно проиграть с детьми. Ещё один вариант помощи родителям при знакомстве детей с городом - это создание маршрута образовательного путешествия по Зоопарку. Такой формат семейного досуга предполагает развитие ребёнка в разных областях: не только познавательное, но и, например, физическое. Задача педагогов состояла в подготовке карты и сопроводительного материала для детей и родителей, так как родителям часто бывает сложно отобрать именно ту информацию, которая понятна ребёнку 2-3 лет. Созданные материалы были объединены и представлены в культурно-образовательной практике «Мы идем в зоопарк!».
Основная цель культурно-образовательной практики: через знакомство с социально-культурным объектом Санкт-Петербурга - Зоопарком, воспитывать в ребенке заботу, чувство любви и бережного отношения к животным, природе, окружающему миру.
Проблемный вопрос, на который ищут ответ дошкольники в ходе культурно-образовательной практики: кто и как живет в Зоопарке?
Данная практика реализуется в группе раннего возраста (25-30 человек) и ее продолжительность составляет неделю.
В ходе культурно-образовательной практики используется оборудование для показа видео и фотоматериалов, ресурсы сети Интернет, печатные материалы, дополнительные материалы для художественного творчества (карандаши, фломастеры). Проводятся беседы с родителями, обмен информацией по средствам социальных сетей и на официальной странице группы на сайте ГБДОУ, размещение видеоматериала на площадке Ютуб, родители являются участниками совместных досугов с детьми. Дополнительно происходит подготовка материалов для реализации культурно-образовательной практики.
Данная культурно-образовательной практика реализуется в три этапа.
На первом, предварительный этапе, идет расширение представлений детей о диких животных: чтение стихов и загадок о диких животных, рассматривание картинок с животными, просмотр игрового фильма «Ленинградский зоопарк» (Рисунок 2.). Дошкольники узнают о животных, живущих в зоопарке, выполняют игровые задания совместно с родителями.
На основном этапе реализации культурной практики семьям воспитанников предлагается совершить образовательное путешествие «Мы идем в зоопарк!». Дидактические материалы для родителей представлены в виде электронной версии материалов доступной для самостоятельной печати или использования на электронных носителях (телефон\планшет) и печатной ламинированной версии (в методическом кабинете детского сада), доступной для многоразового использования. Электронная версия доступна для скачивания в группе в социальной сети Вконтакте и на официальной странице группы на сайте ГБДОУ.
Дидактические материалы для родителей и детей:
На итоговом этапе культурно-образовательной практики педагоги организуют сюжетную игру «Идем в зоопарк» (Рисунок 1), где воспитатели распределяют роли, а дошкольники играют в зрителей (едут в зоопарк, получают билет, смотрят животных) или смотрителей (строят вольеры, кормят животных), родители присутствуют в качестве зрителей. В конце происходит оформление выставки детских рисунков «Вот это зверь!», где родители оказывают активную помощь в сотворчестве.
Данная культурно-образовательная практика была частично реализована в группе раннего возраста: был создан игровой фильм и проведена сюжетная игра «Зоопарк». В ходе культурно-образовательной практики, дети проявляли инициативу в игровой деятельности: самостоятельно выбирали игрушки животных, о которых хотели заботиться, кормили животных, строили им вольеры. Проявляли активный интерес к книгам и пособиям, содержащим фотографии и рисунки животных, задавали ситуативные вопросы о животных и птицах на улице. Планируется реализация данной культурной практики в полном объёме, в том числе, с использованием созданных материалов для образовательного путешествия по зоопарку.
Приложения
Список используемой литературы
1. Столяров Б.А. Мы входим в мир прекрасного: образоват. прогр. и метод. рекоменд. для педагогов ДОУ, музейных педагогов и студентов пед. вузов [Электронный ресурс]/ Б.А. Столяров, А.М.Вербинец, А.В.Зуева, М.А.Зудина, О.А. Коршунова.-3-е изд., испр,-СПб, ГРМ, 2013.-212с. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Электронная книга).
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
Поделиться: