Авторcтво: Богодаева Александра Анатольевна, заместитель заведующего по образовательной работе, Дубкова Светлана Викторовна, педагог-организатор, Петухова Екатерина Борисовна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга |
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать все!
С ранних лет у детей формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими особенностями района, своего города. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Ребенок – дошкольник открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, впечатлителен, отзывчив, любознателен. Знания и любовь к своей семье, городу, привитые в дошкольном возрасте, становятся началом формирования чувств патриотизма, любви к малой родине.
Мы живем в Санкт–Петербурге, в городе Красное Село. Это - «город в городе». Здесь много новостроек и социальных кварталов. Наш детский сад расположен в одном из таких социальных кварталов, поэтому большинство семей воспитанников переехали и проживают в городе Красное Село совсем недавно. В связи, с чем была поставлена задача по социальной адаптации к новым условиям вновь приехавших детей через знакомство детей и их родителей с историей и культурой нашего города. Каждому ребенку будет полезно знать, как возник наш город, откуда пришло название «Красное Село», какие исторические места есть и с какими событиями они связаны, какие люди жили и трудились в нашем городе.
Опираясь на естественный интерес ребенка старшего дошкольного возраста к чтению, изучению букв, географических карт, энциклопедий мы решили объединить «буквы» и «объекты города» во время образовательного путешествия. Дети вместе с родителями подбирают или ищут на определенную букву объекты любимого города, изучают его историю, посещают это место, фотографируются и создают страницу азбуки Красного Села.
Семейный марафон по созданию азбуки, основанный на выполнении творческой и поисковой деятельности, способствовал погружению детей и родителей в культурное и историческое пространство нашего города.
Цель культурно-образовательной практики: социализация личности воспитанников путём организации их познавательной и практической деятельности совместно с родителями, основанной на освоении природного и историко-культурного наследия Красного села.
Задачи:
1. Расширить представления детей о Красном Селе, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, природе, исторических памятниках.
2. Способствовать ознакомлению дошкольников с историей города Красное Село и с людьми, которые его прославили.
3. Формировать умения ориентироваться в пределах микрорайона, составлять и понимать простейшие картосхемы.
4. Развивать умение детей составлять творческий рассказ, задавать и отвечать на вопросы.
5. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Проблемный вопрос культурно-образовательной практики: В русском алфавите 33 буквы. «А» - арбуз. «Б» - бегемот. «М» - мама. «Я» - ящерица. А можем ли мы найти слова на все буквы алфавита вокруг себя – в Красном Селе? Давайте попробуем исследовать наш город и поискать городские объекты, названия которых начинаются на все буквы алфавита в нашем любимом городе Красное Село».
Участники: дети подготовительной к школе группы детского сада № 85 города Красное Село (27 человек); родители детей группы; воспитатель группы; педагог – организатор.
Продолжительность культурно-образовательной практики: 2 недели (1 сентября 2019 г. – 15 сентября 2019 г.)
Данная практика, ориентированная на детей старшего дошкольного возраста, может быть реализована как индивидуально, так и с подгруппой детей, в условиях выходного дня с родителями.
Используемое оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, математический планшет, карточки с буквами, шестигранный куб, цветные карандаши, бумага для рисования, фломастеры, планшеты для рисования, фотокамера.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Рекомендации для родителей «Красное Село. История и жизнь», «Красное Село для детей», «Что почитать детям о городе Красное Село».
2. Выставка творческих работ «Мой любимый уголок Красного Села».
3. Викторина для родителей и детей «Знаешь ли ты свой город?»
4. Экологическая акция «Чистое озеро».
Ход культурно-образовательной практики (семейного марафона)
«Азбука Красного Села»
Предварительный этап – образовательное событие, предваряющее семейный марафон
в городе
|
Содержательный этап работы
|
Описание содержания работы
с дошкольниками
|
Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики
|
Совместная деятельность воспитателей с детьми.
Знакомство с городом Красное Село.
Цель: расширить общее представление детей о городе Красное Село.
|
Рассматривание иллюстраций, фотографий, коллажей и плакатов. Краеведческие игры, рабочие листы с заданиями (пройди маршрут, отгадай название улиц), разрезные картинки.
Слушание стихотворения В.Б.Данилевского «Родному городу».
|
Стенд «Мой город».
Картотека фотоматериалов.
Коллажи о природе города Красное Село («Птицы и растения в парках и скверах города»).
Сбор магнитов, календарей, значков с изображением достопримечательностей города Красного Села (совместно с родителями).
Воспитатель подготавливает презентацию «Моя малая Родина – город Красное Село».
|
Совместная деятельность воспитателей с детьми.
Интерактивная маршрутная игра «От А до Я по улицам
Красного Села»
(с шестигранным большим кубом)
Цель: мотивировать детей к совместному участию с родителями в марафоне «Азбука Красного Села».
|
Дети принимают участие
в интерактивной маршрутной игре «От А до Я по улицам Красного Села».
Содержание игры:
Дети по очереди бросают куб, выпавшая цифра указывает на тот объект, который дети должны открыть на интерактивной доске с помощью стилуса.
Ребенок называет объект города Красного Села.
Дети слушают краткий рассказ, интересную информацию об объекте.
Дети отвечают на вопросы:
- А кто из вас здесь был, что интересного видел?
- На какую букву начинается название объекта?
Дети выкладывают соответствующую букву на математическом планшете цветными резинками по образцу (Приложение 2).
Физкультминутка «Мы по городу шагаем то, что видим, называем» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Дети выбирают карточку с буквой, на которую они вместе с родителями должны найти в городе Красное Село какой-либо объект и сделать страницу «Азбуки» с изображением буквы и фотографии объекта с небольшим рассказом о нем.
|
Воспитатель разрабатывает интерактивную маршрутную игру с использованием технологии Mimio для интерактивной доски (Приложение 1).
Данная игра может быть выполнена с помощью презентации Microsoft Office PowerPoint.
Основные объекты:
«Озеро Безымянное»;
«Бассейн» (Спортивный комплекс «Газпром»);
«Триумфальная Арка Победы»; «Бумажная фабрика (мельница)»;
«Школа»; «Парк дворцовый».
Воспитатель начинает свой рассказ об объекте со слов:
«А знаете ли вы, что…?»
Подбирает образцы выкладывания букв на математическом планшете, физкультминутку.
Читает отрывок из стихотворения В.Б.Данилевского «Родному городу»:
Так, здравствуй, Красное Село,
Где все привычно и знакомо!
И что бы ни произошло,
Здесь я спокоен: тут я дома!
Воспитатель подводит итог интерактивной маршрутной игры и задает вопрос: «Давайте попробуем найти вокруг нас объекты, которые начинаются на все буквы алфавита в нашем любимом городе Красное Село».
Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку всей семьей на поиски «Азбуки».
Воспитатель создает алгоритм «Как сделать страницу азбуки?» и шаблон в помощь родителям по организации прогулки по городу Красное Село.
|
Основной этап культурно-образовательной практики – семейный марафон «Азбука Красного Села».
Семьям воспитанников предлагалось исследовать городское пространство на основе специально созданных педагогами дидактических материалов.
Дидактический материал для родителей
Образец оформления страницы Азбуки (размещен на стенде в приемной группы)
Итоговый этап – образовательное событие в дошкольном образовательном
учреждении, подводящее итоги семейного марафона
|
Содержательный этап работы
|
Описание содержания работы с дошкольниками
|
Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики
|
Презентация страниц «Азбуки Красного Села»
Цель: представление индивидуальных результатов семейного марафона.
|
Дети показывают свою страницу и презентуют работу, отвечают на следующие вопросы:
- Где мы были?
- Какой объект мы нашли на эту букву?
- Чем интересен этот объект?
|
Воспитатель организует презентацию страниц «Азбуки Красного Села». Готовит план презентации (Приложение 3).
|
Флешмоб «От А до Я по улицам Красного Села»
Цель: представление групповых результатов семейного марафона.
|
Дети стоят в музыкальном зале, у каждого в руках своя страница «Азбуки».
Звучит песня, дети на соответствующую букву поднимают вверх свою страницу азбуки (Приложение 4).
|
Воспитатель готовит аудиозапись песни «Тридцать три родных сестрицы» (слова Бориса Заходера, музыка Даниила Гайнанова).
|
Презентация книги «Азбука Красного Села»
Цель: общественная экспертиза результатов семейного марафона.
|
Дети рассматривали книгу, искали знакомые буквы, рассказывали друг другу о том, как они гуляли с родителями по Красному Селу.
Книгу разместили в уголке «Моя Малая Родина – город Красное Село!» (Приложение 5)
|
Воспитатель с помощью родителей оформляет «Азбуку Красного Села» в форме книги с буквами, цветными страничками и фотографиями объектов города.
Отзыв родителей (Приложение 6)
|
Культурно – образовательная практика в форме прогулки по родному городу показало эффективность сочетания процесса познания родного города и знакомства с буквами алфавита, а самое главное в непринужденной познавательной обстановке мы помогли детям начать путь самопознания культурных ценностей родного края, формируя чувства патриотизма, любви к малой родине. Ценность такого приема заключается в том, что он дает возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Оформленная в форме книжки «Азбука Красного Села» стала настольной книгой наших детей – они с удовольствием ее пересматривали, искали знакомые буквы, рассказывали друг другу о достопримечательностях, о том, как они их искали с родителями, обсуждали фотографии.
Общение с детьми, совместная игровая деятельность по итогам семейного марафона, показали, что дети значительно повысили свои знания о городе, в котором живут – называют свой домашний адрес, знают названия улиц города, могут рассказать об озере Безымянном, парке, железнодорожном вокзале, о мемориалах Великой Отечественной войны, о растениях и животных нашего края. Воспитанники стали лучше ориентироваться в объектах спорта и культуры, а также проявлять высокую заинтересованность при рассказывании и желание узнать еще больше о своем родном крае.
Приложения
Литература:
1. Васильева А.А., Верещагина Н.О., Козак И.Б. Город Красное Село: Иллюстрированный путеводитель для детей и их родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2014.
2. Очерки истории Красного Села и Дудергофа. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2007.
3. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Поделиться: