Поиск по сайту

Экскурсия в школе важная форма воспитательной работы в школе


Авторcтво: Копьяк Антон Сергеевич, учитель истории и обществознания, Степанова Татьяна Николаевна, учитель химии, Красногиро Георгий Валерьевич, учитель английского языка ГБОУ школа № 123 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» определено, что в школе осуществляется деятельность, направленная на развитие духовно-нравственного, патриотического, эстетического воспитания граждан, одной из форм с помощью, которой можно достичь данных целей является экскурсия. Толковый словарь Ожегова под экскурсией понимает коллективную поездку, посещение объекта с образовательной целью [2, 726].

       Целью экскурсии является расширение кругозора школьников, воспитание у них чувства патриотизма и любви к Родине, ее национальным традициям и культуре. Она обладает широким воспитательным потенциалом. Например, экскурсия по военно-патриотическому школьному музею дает начальные представления исторического характера; одна и та же историческая экспозиция может ориентироваться на разные возрастные группы, для примера возьмем постоянную экспозицию комнаты боевой славы 5 дивизии народного ополчения Ленинграда (ГБОУ школа № 123 Выборгского района Санкт-Петербурга) [1, 76; 3, 26-27]. В экспозиции представлены: фотографии бойцов дивизии, личные вещи, списки личного состава, материалы по установлению судьбы бойцов, картографический материал позволяющий увидеть боевой путь дивизии, масштабный макет Зеленого пояса Славы. На основе постоянной экспозиции младшие школьники получают первичные представления об истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда; учащиеся 9 класса, где в рамках дисциплины «История» предусмотрен учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» могут наглядно ознакомиться с экспонатами войны - история теперь не будет для них чем-то абстрактным, история станет осязаемой, дети поймут, что победу ковали такие же живые люди, как и они сами; учащиеся 10 класса смогут углубить свои знания, могут выбрать тему для учебной проектной или исследовательской деятельности. Представленный материал должен быть доступным, поэтому важно при разработке плана экскурсии ориентироваться на конкретную возрастную группу – необходимо использовать дифференцированный подход. По постоянной экспозиции были разработаны экскурсионные маршруты для начальной школы, 5-6 классы, 7-8 классы и 9-11 классы.

       Школьная экскурсия может быть продуктом проектной деятельности, разрабатываемой учащимися 9 или 10 классов. Проектная деятельность является одним из способов раскрытия индивидуальных способностей и творческого потенциала учащихся. Данный метод позволяет учесть личностные, коммуникативные (представление итогов проекта), регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка), познавательные универсальные учебные действия (освоить общеучебные действия, анализ, синтез информации, причинно-следственных связей), а также предметные и метапредметные результаты обучения. Целью метода проектов является научить учащихся основам проектной деятельности, которая способствует получению более глубокого знания по предмету или ряду предметов.

         В процессе конструирования школьной экскурсии используется множество дидактических подходов – обучение в игре, мозговой штурм, метод квестов. Если проект групповой применяется метод дискуссии, работа в команде, в ходе которой проявляются лидерские способности ее членов. При работе над экскурсией у ребенка развивается наблюдательность, появляются навыки самостоятельной работы. Также у ученика наступает удовлетворение продуктом собственного труда. Обучение становится интересным, что способствует углубленному освоению отдельных тем образовательной программы. На предзащите и защите учащийся знакомит с результатами своей деятельности не только членов комиссии, но и одноклассников, тем самым передает им знания и методику работы.

         Если говорить о форме экскурсии, они могут быть самыми разнообразными. Очная форма заключается в создании экскурсионного маршрута по достопримечательностям города или по экспозиции школьного музея; дистанционная, позволяет совершать заочные путешествия по Лувру, Британскому музею, не выходя из школьного кабинета. Данный вид может использоваться детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В нашей школе метод заочных экскурсий применяется при воспитательной работе с детьми, находящимися на лечении в клиниках Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета при проведении классных часов. При этом сама заочная экскурсия может быть также метапредметной, например, вместе с изучением истории и культуры Санкт-Петербурга учащиеся могут попутно решать математические задачи, связанные с памятниками города, данный прием использовала учитель математики Т.А. Хабенская (Структурное подразделение школы при ГПМУ). Метапредметной может быть и экскурсия, созданная в виде видеоролика, она позволяет связать содержание предметов различного учебного профиля: информатика – история, информатика – литература. В процессе работы учащийся приобретает не только навыки по исследованию исторического, литературного или иного материала по учебному предмету, но и учится работать с современными техническими средствами представления материала.

         Сегодня активно развиваются интерактивные экскурсии, они могут использоваться и в рамках школьного музея - ученик выступает не в качестве стороннего наблюдателя, а является активным участником процесса, это можно осуществить различными методами, например, применяя метод квеста (создавать игровые включения), ученик погружается в игру, выполняет задания, таким образом, продвигается по экскурсионному маршруту. Также создать эмоциональное погружение можно путем создания соответствующей атмосферы с помощью звуковых, световых эффектов, прочтения документов личного происхождения (с согласия владельцев или наследников), приглашение очевидцев событий, просмотра кадров кинохроники. Можно использовать инсталляцию для усиления психологического эффекта, нами в ходе подготовки временной экспозиции по истории Блокадного Ленинграда центральным экспонатом выбран блокадный дневник пятнадцатилетнего мальчика Михаила Андреевича Савельева, который работал слесарем на машиностроительном заводе Арсенал, вокруг него были собраны цитаты показывающие ужасы войны.

Важным преимуществом школьного музея является возможность прикоснуться к музейному экспонату, таким образом, история становится живой (конечно, это утверждение верно лишь для некоторых предметов)

        Сам метод экскурсии применяется в нашей школе давно, в 1940-е гг. появляется школьное ученическое научное общество по химии и химический музей, инициатором этого движения была заслуженный учитель РСФСР К.Г. Колосова. Химический музей находился на 4 этаже школы и занимал два помещения напротив кабинета химии. Приходили экскурсанты из других школ Ленинграда, школьный музей химии являлся наглядной базой для демонстрации уроков. Многие экспонаты были сделаны руками самих учащихся. Сама химическая экспозиция не сохранилась, часть экспонатов музея было передано в 1980-е гг. на кафедру химии СПб АППО. В 2002 г. в здании школы были помещены экспонаты 5 дивизии народного ополчения г. Ленинграда, которая сейчас находится в статусе комнаты боевой славы. В рамках проектной деятельности защищались работы по наградам находящимся в комнате боевой славы (проект по истории, руководитель В.И. Зорина), местам литературных героев произведений Федора Михайловича Достоевского (проект по литературе, руководитель Е.В. Петрова), экскурсия по временной экспозиции посвященной Первой мировой войне (проект по истории, руководитель А.С. Копьяк). Волонтеры школы также помогали организовывать экскурсии по истории денежного обращения в XIV – XVIII в.; по истории покорения космоса. В рамках временных экспозиций были представлены подлинные экспонаты из личных коллекций детей и педагогов школы: открытки, почтовые марки, автографы космонавтов, денежные знаки, награды, письма и документы. Все они являются свидетелями эпохи.

        В школьном музее можно проводить экскурсии, приуроченные к календарю дней единых действий, например: День окончания Второй Мировой войны, Международный день памяти жертв фашизма, День государственного герба РФ, День неизвестного солдата, День Героев Отечества, и других.

            Мы затронули лишь малый аспект, где может быть применен метод экскурсии, если выйти за пределы школы, то можно говорить о краеведческой, экологической и других видах экскурсии, важную роль экскурсия играет и в профориентационной деятельности, но это уже тема для другой работы.

 

Литература:

1. Наш Выборгский район: Книга для семейного чтения / Сост. А.В. Финагентов. – СПб., 2010. – 95 с.

2. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. – М.: Оникс, 2008. – 736 с.

3. Школьный музей – проводник в историю. Справочник по музеям образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга / Сост. Т.М. Гусенцова; под ред. Н.А. Савченко. – СПб.: Петрополис, 2017. – 48 с.


Поделиться: