Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
|
Поиск по сайту
|
Методологические подходы к реализации эколого-патриотического наставничества обучающихся посредством экологического образования и просвещения
Аннотация. В статье обосновывается важность эколого-патриотического воспитания учащихся и формирования у них патриотического мировоззрения через участие в экологически ориентированной деятельности. Представлен опыт работы школы по внедрению модели экологического наставничества и его результаты. Ключевые слова: экологическое образование и просвещение, образование для устойчивого развития, патриотическое мировоззрение, образовательные стратегии, эколого-патриотическое наставничество, интегративно-деятельностный подход. В контексте современного этапа развития экологического образования в России происходит смещение акцентов в сторону формирования экологической культуры в контексте концепции устойчивого развития. В рамках этого процесса содержание образования переходит от предметно-ориентированного естественнонаучного подхода к социально-ориентированной модели, которая нацелена на решение экологических проблем и моделирование экологических ситуаций в интересах сбалансированного развития общества. В этой модели учащиеся становятся активными участниками процесса решения экологических проблем и снижения экологических рисков. Несмотря на общественную значимость перехода школьного экологического образования на качественно новый уровень, задача разработки его методологических и научно-методических основ представляет собой сложную проблему, которая затрагивает не только педагогику, но и философию, психологию и социологию [1]. Образование для устойчивого развития представляет собой расширение содержания экологического образования, что делает его более комплексным и охватывающим широкий спектр вопросов, связанных с обеспечением условий жизни людей и управлением рисками. Ориентация на будущее и воспитание готовности к жизни в условиях динамичной и непредсказуемой реальности — это ключевые задачи современного образования. В связи с этим, экологическое просвещение и формирование патриотического мировоззрения становятся неразрывно связанными и актуальными направлениями работы. При правильном подходе экологическое образование может стать мощным инструментом для укрепления патриотизма и формирования гражданственности. Оно направлено на воспитание эколого-гражданских ценностей, которые проявляются в бережном отношении к себе, к окружающим, к природе и к объектам природного наследия. Кроме того, оно способствует развитию любви к Родине. Воспитание патриотизма, в свою очередь, ставит целью формирование у граждан ответственности перед Родиной, перед обществом и государством. Это предполагает готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите национальных интересов. Глубокое чувство патриотизма зарождается именно с познания родной природы, любви и заботы о ней. Эти ценности отражают систему представлений индивида об окружающей действительности, определяют направленность его деятельности и поведения, а также побуждают к активности. В подростковом возрасте активно формируется индивидуальный стиль жизни, что связано с развитием важных психических новообразований, таких как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание и самооценка [3]. С возрастом влияние системы ценностных ориентаций на поведение личности увеличивается. К началу юности у человека окончательно формируется система ценностей, которая тесно связана с другими чертами личности. Именно поэтому наставничество, как универсальная технология интенсивного развития личности, может быть эффективно применена для решения разнообразных задач, стоящих перед школой. Наставничество – это канал обогащения опытом всех участников образовательного процесса и необходимый шаг на пути превращения образовательной организации в центр притяжения местного сообщества, «где самые разные люди могут найти свою роль – и тем самым внести вклад в развитие образовательной среды» [4]. В основе наставничества лежит восполнение того или иного дефицита сопровождаемого, в том числе и устранение внутренних образовательных дефицитов обучающихся. Это создание условий для формирования у них способности самостоятельно разрешать различные социальные или образовательные проблемы. Конечный результат и показатель успешности наставничества — обретение сопровождаемым способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров и самоуправлению процессами собственного развития, образования и адаптации (в зависимости от типа наставничества) [1]. В нашей школе наставничество в экологическом просвещении и формировании патриотического мировоззрения личности является результатом трансформации существующей в школе системы экологического образования для устойчивого развития, которая модернизируется не извне, а изнутри; основано на проектном подходе к формированию новшеств, которые интегрированы в текущую деятельность школы; ориентировано на построение инновационной эколого-образовательной среды, основанной на открытости, вовлеченности в экологическую деятельность всех субъектов образования и социальном партнерстве. В школе используются следующие образовательные стратегии: · Эко-гуманитарная: направлена на формирование эколого-ориентированных целей и ценностей, формирование экологичной личности — открытой, адаптивной к изменениям, критически мыслящей, гражданственной и общительной; · Интерактивного обучения: проектная деятельность, исследования, творчество учащихся, межпредметное взаимодействие; · Культурно-историческая: воспитание любви к своей малой Родине, участие в сохранении культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы, формирование чувства национальной гордости, национального самосознания и способности жить с людьми других культур, языков и религий; · Гражданско-правовая: формирование глубокого понимания гражданского долга и ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; · Военно-патриотическая: изучение военной истории России, знание дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей страны в годы Великой Отечественной войны, сохранение воинских традиций и связи поколений защитников Родины; · Управленческая: основана на принципах экологического менеджмента, «зеленой экономики», «зеленого дизайна» и «зеленого стиля жизни». Результаты наставничества для учащихся: - расширение представлений о реальном мире, своих возможностях и способах действия; - развитие навыков и качеств личности, необходимых для жизни; - преодоление личностных кризисов; - формирование экологической ответственности и грамотного поведения; - развитие лидерских качеств наставников; - активное вовлечение учащихся в жизнь школы. Используемые методы: - методы передачи и восприятия информации: словесные методы (рассказ, беседа, эко-передачи по радио, вербальные игры и пр.); диалогический метод; метод учебных дискуссий; наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, видео-метод и пр.); практические методы (опыты, практическая деятельность); - методы стимулирования интереса к обучению: проблемный метод; метод создания эмоционально-нравственных ситуаций; метод проектов; метод сотрудничества; метод деловой игры, познавательных игр; исследовательский метод и др.; - методы стимулирования чувства долга и ответственности: метод направленных действий (открытий); метод предъявления правил, требований; метод убеждения и др. [2]. Также в качестве теоретико-методологической основы эколого-патриотического наставничества мы используем интегративно-деятельностный подход, который предполагает интеграцию учебного процесса с интеллектуально-творческими массовыми мероприятиями. Объединение патриотического и экологического направлений воспитательной работы открывает перед нами новые горизонты для творчества. В нашей школе уже сложились свои уникальные традиции, собственная символика и богатая история; активно функционируют различные ученические общественные объединения. · Военно-спортивный клуб «Парнас» — детское и молодежное общественное объединение, целью которого является патриотическое и гражданское воспитание учащихся на лучших традициях служения Отечеству, формирование готовности к его защите и подготовка к государственной и гражданской службе. · Студия Медиатворчества — газеты «Шквал», «Экостиль», школьное радио и группа в ВКонтакте, которые способствуют развитию творческого потенциала и коммуникативных навыков. · Волонтерский отряд «Северное сияние» — объединение неравнодушных молодых людей, готовых бескорыстно помогать ближним. · Экологический клуб Юннатов — объединение увлеченных ребят, которые стремятся внести свой вклад в защиту окружающей среды. · Спортивный клуб «Северная долина» — место, где каждый может найти занятие по душе. Наставническая деятельность пронизывает все эти направления работы, способствуя развитию и становлению юных лидеров. В этом году военно-спортивному клубу «Парнас», исполнилось 5 лет. Этот клуб — детское и молодежное общественное объединение, созданное для патриотического и гражданского воспитания учащихся на лучших традициях служения Отечеству, формирования готовности к его защите и подготовки к государственной и гражданской службе. К курсантам «Парнаса» присоединяются ответственные обучающиеся, которые под руководством наставников активно участвуют в военно-спортивных мероприятиях, экскурсиях, походах, показательных выступлениях, а также в осенних и весенних полевых выходах и сборах, соответствующих профилю клуба. Они оказывают шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Деятельность военно-спортивного клуба «Парнас» носит системный характер и имеет ряд достижений: - показательные выступления на школьном смотре строя «Орлята учатся летать» – демонстрация навыков строевой подготовки и умение действовать слаженно; - взаимодействие с региональным штабом «Общероссийского Народного фронта» – изготовление и передача окопных свечей для наших бойцов, а также участие в акции «Письмо солдату»; - организация занятий по тактической медицине на базе центра ДОСААФ – развитие навыков оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях; - успешные выступления на районных мероприятиях военно-патриотического характера — участие в турнирах ДОСААФ по страйкболу, тактическому биатлону и гонкам на квадрокоптерах (первое место в гонках на квадрокоптерах, второе место в городском турнире по тактическому биатлону и второе место в конкурсе командиров городского строевого смотра «Равнение на знамена»). Таким образом можно сделать вывод о важности и перспективности развития наставнических практик эколого-патриотического воспитания школьников. Они формируют экологическое сознание, позитивные личностные качества, зарождают патриотические чувства на основе общих дел на благо природы, других людей, родного города, родной страны.
Литература 1. Алексеев С.В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека: экогуманитарный подход / С.В. Алексеев // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020, Том 1, №1. С. 6-14. 2. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. - № 3. – С. 4-18. 3. Гущина Э.В. Экологическое образование для устойчивого развития на основе интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний: экогуманитарный подход // Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. – 2023. - № 52. URL: (дата обращения: 10.04.2025). 4. Лубенникова С.А., Кузьмина С.А., Шмакова С.В. Система экологического волонтерского наставничества школьников через школьные экологические проекты. Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. – 2022. - № 47/ URL: https://www.erono.ru/archive/?SECTION_ID=385&ELEMENT_ID=9332 (дата обращения: 12.03.2025)/ Поделиться: |