Поиск по сайту

Плавание – как одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка.


Авторcтво: Жилхоманова Наталья Игоревна, инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 34 Выборгского района Санкт- Петербурга


     Циклические упражнения – плавание, быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, ходьба на лыжах, скольжение на коньках и другие. Длительные, равномерно повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего организма, который на физиологическом уровне способствует нормализации работы сердечно - сосудистой и дыхательной системы, а также повышению умственной и физической работоспособности, созданию и закреплению позитивного эмоционального фона. Одним из важных видов циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действием, является плавание.

     Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка и предотвращает сутулость. Особенно характерно это для плавания «Кролем на груди» и «Кролем на спине», при котором попеременные движения рук в воде и над водой влияют на гибкость позвоночника. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Не вызывает сомнения оздоровительная направленность плавания. Оно широко применяется как средство коррекции функциональных отклонений.

   Правильно организованные занятия в воде способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового, развитого во всех направлениях ребенка. Плавание поможет предупредить многие проблемы со здоровьем. Закаливающий эффект плавания защитит ребенка от бесконечных ОРЗ и детских инфекций. Повышается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становиться сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

   Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Занятия плаванием благотворно влияют не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивает такие черты, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Не следует забывать, что основной формой деятельности дошкольника является игра. Поэтому все занятия должны быть пронизаны игровым элементом.

   Плавание является адекватной для детского организма физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются. Также благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка, это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. У ребенка дошкольного возраста (по сравнению с периодом новорожденности) размеры сердца увеличиваются в 4 раза, что приводит к интенсивному формированию сердечной деятельности. Усиление сердечной деятельности у ребенка происходит за счет сердечных сокращений. Небольшой объем сердца, малая величина выброса крови в единицу времени не позволяют детскому организму увеличить потребление кислорода, однако сердечная мышца ребенка обильно снабжается кровью за счет широких просветов сосудов и быстрого кровообращения. Расширяют функциональные возможности сердца детей также хорошая эластичность сосудов и невысокий уровень артериального давления. Поэтому в данном возрасте сердце сравнительно выносливо и быстро приспосабливается к циклическим упражнениям, к которым относиться и плавание.

   При погружении в воду вес ребенка уменьшается почти втрое, отчего малыш не применяет чрезмерных усилий для передвижения в водной среде. А это в свою очередь облегчает работу сердца. Давление воды на тело ребенка способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создает благоприятные условия для правого предсердия и правого желудочка. Вследствие этого сердце приобретает способность работать экономично, что улучшает деятельность всей детской системы кровообращения.

   У детей дошкольного возраста верхние дыхательные пути относительно узки, а так ка слизистая оболочка богата лимфатическими сосудами, то при неблагоприятных условиях дыхание детей быстро нарушается. Горизонтальное расположение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обуславливают частое и неглубокое дыхание. Ритм его у детей неустойчив и легко нарушается. К тому же поверхностное дыхание ведет к застою в легких ребенка.

   Рядом исследований доказано, что занятия плаванием являются лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Известно, что одним из самых трудных моментов при овладении навыком плавания является регуляция дыхания. Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполнения в строго определенный момент. В отличие от обычного, двухфазного, в воде осуществляется дыхание трехфазное: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду. При этом вдох гораздо короче, чем выдох. Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку; выдох затруднен тем, что он выполняется в воду. Все это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру. Поэтому только   хорошая техника дыхания обеспечивает необходимое ритмичное поступление кислорода. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания.

   Использование циклических упражнений в оздоровительно – воспитательной работе с дошкольниками предполагает соблюдение ряда общих гигиенических требований:

А) нагрузка должна возрастать по мере повторения упражнений и определяться изменением их содержания;

Б) обязательным условием применения упражнений служит формирование навыков рационального дыхания;

В) налагается запрет на любую физическую и психологическую перегрузку;

Г) при выполнении упражнений у детей следует формировать и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

   Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно смело рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка.

   

Литература

 

1.      Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. СПб:2003.

2.      Егоров Б.Б, Ведерникова О.Б., Яковлева А.В., Зайцева Т.Д., Панова Г.И.,

3.      Пересадина Ю.Е. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн, фитобар, сауна. М.: 2004

4.      Осокина Т.И. Как научить детей плавать. - М.: Просвещение, 1985.

5.      Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. – М.: 2008.

6.      Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

 


Поделиться: