Поиск по сайту

Формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка


Авторcтво: Коломыйцева Наталья Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ школы № 135 Выборгского района Санкт- Петербурга


        Актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности определяется введением в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Требования современного стандарта образования таковы, что одновременно с традиционным понятием «грамотность» появилось понятие «функциональная грамотность». Наряду с элементарной грамотностью, включающей в себя способность личности составлять тексты, читать, понимать, строить логическую цепочку рассуждений, необходимо сформировать «функционально грамотную личность» для успешного роста, развития и адаптации в социуме.

        Сегодня  функциональная грамотность является основой базового образования личности. Ученик должен обладать следующими качествами: умением успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; способностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; готовностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию и самосовершенствованию. Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего, таком изменчивом и неопределенном. Невозможно предсказать, какие профессии будут востребованы в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.
        Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. [3, с.312] . Она включает в себя способность свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. Ряд исследований показывают, что у младших школьников недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность на уроках русского языка и литературного чтения. Особое место в понятии «функциональная грамотность» занимает деятельностная грамотность, т.е. умение обучающихся ставить, и при необходимости менять цели и задачи своей деятельности, взаимодействовать с окружающими, реализовывать в ситуации неопределенности самые простые виды деятельности.

         Как видим, сущность функциональной грамотности состоит в умении личности самостоятельно, без посторонней помощи осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки на практике, т.е. для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Следовательно, ученик может научиться действовать только в процессе самого действия. Функциональная грамотность младших школьников формируется в зависимости от образовательных технологий, которые использует учитель в своей ежедневной педагогической деятельности. В связи с этим, в условиях развития современного общества общепринятой элементарной грамотности становится недостаточно для гармонично развитого человека. Нашему обществу необходимы люди, которые смогут успешно адаптироваться к происходящим в постиндустриальном мире изменениям. 

        Как же помочь школьнику преодолеть трудности, подготовиться к жизни в современном мире, научить разбираться и находить выход из различных жизненных ситуаций? Как развивать функциональную грамотность по русскому языку у обучающихся начальной школы, чтобы достичь требований результатов ФГОС? Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учеников класса? На наш взгляд, необходимость формирования «функционально грамотной личности» на современном этапе является актуальной и насущной.

         Рассмотрим, какие типы заданий на уроках русского языка будут способствовать развитию и формированию функциональной грамотности.
            Приёмы, способствующие формированию функциональной грамотности у младших школьников можно условно разделить на 3 группы:

-  приёмы, повышающие познавательный интерес;

-  приёмы, обучающие работе с информацией;

-  приёмы формирования грамотного письма.

            На уроках русского языка я использую различные приемы и методы, способствующие формированию и развитию функциональной грамотности, позволяющие активизировать мыслительную деятельность обучающихся, поддерживать мотивацию, создавать обстановку творческого поиска.

1. Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», позволяют научить младших школьников работать с информацией. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём«Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др.

2. «Откуда слово к нам пришло?»

Данный приём позволяет отработать правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии. Можно предложить обучающимся такое задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на определённую букву, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков.

3. Подбери слова. К выделенному слову выбери нужные по смыслу слова.
Травы: пырей, тополь, подорожник, сосна, полынь.
Насекомые: воробей, муха, сова, жук, комар, ворона.

4. Алгоритм (схема последовательности действий) - один из самых эффективных приемов, который организует мыслительную и практическую деятельность ребенка, в том числе самоконтроль. Актуален прием как при работе с орфограммами, так и при выполнении всех видов разборов. Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно предложить «испорченный» алгоритм и предложить обучающимся исправить ошибки.

5. «Дотошный ученик» (ученик, который сможет задать наибольшее количество вопросов одноклассникам по изучаемой теме) например, для составления алгоритма морфологического разбора.

6. Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

7. Прием «Исправь ошибку» для формирования грамотного письма. Ученикам предлагается найти и исправить специально допущенные в тексте ошибки. Использование героев из различных сказок, которые ошиблись при выполнении заданий вносит в урок занимательный, игровой момент. Ученикам нравится выступать в роли экспертов, учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами.

            Существует огромное количество упражнений, дающих возможность развивать орфографическую зоркость, способствующих тому, что школьники учатся обнаруживать (определять) орфограммы по их опознавательным признакам: – найти в данном тексте изученные орфограммы (устно или письменно); – записать тексты, подчеркнув изученные орфограммы; – подобрать слова с той же орфограммой, которая имеется в данном примере; – сгруппировать орфограммы (устно или письменно); – списать текст с пропуском тех букв, написание которых вызывает наибольшее затруднение.

            Представленные приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, помогают не только хорошо усваивать и описывать информацию, но и способствуют выработке умения у обучащихся применять на практике знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе. Использование данных приемов в работе, формирует у учащихся такие универсальные учебные действия как: умение анализировать и осуществлять отбор информации; преобразовывать полученную информацию; формулировать и решать проблему; самостоятельно находить различные способы выполнения учебных задач; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль деятельности; объективно оценивать результат выполненных заданий; осуществлять рефлексию своей деятельности.

            Таким образом, функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В современном мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию обучающихся в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.[4, с.38]

Приложение:  

Методическая разработка занятия в системе внеурочной деятельности

Литература:

1. Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12

2. Ермакова Е.А. О понятии «функционально грамотная языковая личность младшего школьника» // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – №7.

3. Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность [Текст] // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.

4. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 38 с.

5. Тунгускова, С.Г. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе // http://www.myshared.ru/slide/536583/ - 2013. – 7с.


Поделиться: