Авторcтво: Гордиенко Алла Андреевна, учитель высшей категории, учитель технологии ГБОУ №124 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Проблема формирования толерантности актуальна для Санкт-Петербурга –многомиллионного и многонационального города. Очевидно, что процесс формирования «уважения к другой культуре», неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания, следует начинать как можно раньше. Именно поэтому в городской программе «Толерантность», «воспитание культуры толерантности через систему образования» рассматривается как одно из приоритетных направлений.
В соответствии с контингентом школьников, специфики учебных предметов каждый педагог выбирает собственные формы и способы формирования позитивных отношений к «другим» – одноклассникам, соседям по дому, жителям Петербурга, народам России и мира.
В государственном образовательном учреждении, школе №124 Выборгского района, с углубленным изучением английского языка, сложились благоприятные условия для осуществления педагогического процесса формирования толерантности. В школе учатся дети разных национальностей из 13 государств. Они составляют 11% от общего числа учеников. Именно поэтому педагогический коллектив разработал и реализует проект «школа – поликультурное пространство». С 2010 года школа участвует в российско-австрийском проекте «Многообразие как возможность». Цель проекта – оценить качество образования в условиях полиэтнической образовательной среды. Проект решает следующие задачи: обучать детей-инофонов с использованием современных педагогических методов, в эмоционально-комфортных условиях образовательной среды; обучать учащихся бережному отношению к своей культуре и культуре других народов.
Автор данной статьи видит большие возможности в решении этих задач на уроках технологии. Учебная программа содержит раздел «Кулинария», позволяющий детям познакомиться с многообразием и традициями кухни русского и других народов. При изучении темы «материаловедения» (раздел «Технология обработки ткани») можно обратить большее внимание на возделывании культур и получении ткани в регионах, выходцы из которых учатся в конкретном классе. Темы по истории костюма включают сведения о национальной одежде. Благодаря этому можно активизировать знания учащихся – представителей разных национальностей. В развитии этого сюжета на уроках по моделированию ребятам предоставляется возможность создать изделия с использованием национальных мотивов, в национальном стиле.
Автор данной статьи на уроках технологии ставит конкретные задачи: выявить общее и уникальное, специфическое для каждой культуры, достойное уважения, внимания и изучения.
В качестве иллюстрации рассмотрим некоторые уроки, внеклассные мероприятия, конкурсы, проводимые автором данной статьи.
Как уже говорилось, на уроках изучаются традиции русского костюма, кухни, а также обычаи гостеприимства. Очень важно, что благодаря реализации российско- австрийского проекта «Многообразие как возможность», ребята могут продемонстрировать полученные на уроках знания и умения. Они встречают иностранных гостей в национальных костюмах, с хлебом-солью, с традиционными пожеланиями, знакомят с выставкой, где представлены творческие работы учеников, а также вещи, обладающие этнографической ценностью.
На уроках в 6 классе реализуется проект «Национальная кухня», на котором ученицы знакомятся с кулинарными традициями народов, представители которых учатся в одном классе. Цель проекта – предоставить детям возможность узнать о национальных традициях одноклассников, продемонстрировать умения и навыки привитые в семье, привлечь внимание родителей к творчеству детей. В ходе реализации проекта были разработаны и представлены блюда русской, таджикской и грузинской кухни. В процессе реализации проекта девочки работали с различными источниками информации, обращались за помощью к родителям, которые делились рецептами национальной кухни. С рассказом о своей национальной кухне шестиклассницы выступили на классных часах перед учащимися других классов. В ходе работы над проектом формировались не только знания о способах приготовления разнообразных блюд, об истории национальной кухни, но и расширился культурный кругозор учеников, улучшились взаимоотношения между ними, развивались коммуникативные умения, повысился познавательный интерес к культуре других народов. Проект был представлен на районном туре Всероссийской олимпиады по технологии, где занял 1е место в районе среди 6-х классов. Победа повысила самооценку учениц.
Приобретенные на уроках технологии знания о разнообразии национальных культурных традиций, а также умения работать над проектом школьники могут совершенствовать при реализации районных интегрированных конкурсах по технологии и иностранным языкам «Любимое блюдо зарубежной кухни». Интегрированные конкурсы ориентированы на воспитание толерантности, так как они:
· знакомят с самобытностью национальных культур, с традициями и обычаями;
· развивают языковые навыки и умения учащихся;
· развивают их коммуникативные способности;
· расширяют представления о национальных кухнях зарубежных стран;
· учащиеся овладевают языковой, этической, исторической культурой.
В этом конкурсе обычно участвуют ученики старших классов, которые изучили курс технологии. На протяжении ряда лет ученики школы № 124 представляли на конкурсе французскую и немецкую кухни. В этих конкурсах принимали участие юноши и девушки разных национальностей. Консультировали конкурсантов учителя иностранных языков и технологии. Учитель технологии руководил процессом подготовки и приготовления таких блюд как французский луковый суп, запеканка по-баварски. В 2010 и 2011г. творческая группа ребят школы стали победителями и были награждены дипломами 1 степени.
Наряду с традиционными уроками, в школе № 124 проводятся нетрадиционные уроки. Этому способствует организация в апреле ежегодной недели предметов художественно-эстетического цикла. Цель этой недели – предоставить возможность учителям и ученикам раскрыть свой творческий потенциал, показать результаты своей деятельности. В рамках предметной недели проводятся открытые уроки, расширяющие рамки школьной программы, среди них «Русский костюм как представление о мире», «Традиционная народная кукла» и другие. На этих уроках ребята знакомятся с культурными традициями разных народов.
Подробнее остановимся на организации урока «Традиционная народная кукла», который проводится в 5-м классе. Кукла в качестве объекта изучения выбрана не случайно, ведь в кукле закодированы общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».
Цель урока - дать представление о национальной кукле, найти общие черты, объединяющие все народы, познакомить с бытом и культурными традициями разных народов, представители которых учатся в нашей школе, научить девочек делать тряпичную куклу. На уроке учащиеся познакомились с традициями изготовления тряпичных кукол у народов России (вепсы, коми, удмурты, татары, марийцы), Украины, Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии. Учитель обратил внимание на общность процесса изготовления этих кукол. На уроке ученики учились разнообразным приемам работы с тканью.
По окончании урока было проведено анкетирование учащихся, присутствующих на уроке (10 человек).
Были предложены следующие вопросы:
· Понравился ли тебе урок? Да -10 ответов.
· Узнал ли ты новое о традициях своего народа? Да -10 ответов.
· Какие куклы тебе понравились особенно? (2-3 куклы)
· а) русские -10, б) народов России -8, в) народов Кавказа –5, г) стран Азии и Востока – 7
· Хотела бы ты сделать понравившуюся тебе куклу? Да – 10 ответов.
· Хотела бы ты узнать больше о традициях разных народов? Да – 9 ответов.
В рамках недели предметов художественно-эстетического цикла обязательно оформляется выставка творческих работ учащихся, где каждая ученица может показать все, чему она научилась в школе и за ее пределами. Юбки и фартуки, вышивка и роспись, вязанье крючком и спицами, плетенье из лозы и шпона, фенички, лоскутная мозаика и бисер. На эту выставку приглашаются ученики и учителя школы, а также родители. Лучшие работы направляются на районные выставки.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что содержание учебного предмета «Технология» позволяет содействовать формированию уважения к культуре других, о чем свидетельствует познавательный интерес ребят, а также результаты их учебной деятельности.
Поделиться: