08.10.2009
Москва готовится принять закон, не имеющий аналогов в России, — о совместном воспитании и обучении здоровых детей со сверстниками-инвалидами. Другими словами, об инклюзиве. 7 октября он был единогласно одобрен Мосгордумой в первом чтении.
Формально конституционные права людей с ограниченными возможностями и тех, что считаются здоровыми, равны. И в том числе — на хорошее образование. Однако воспользоваться ими дети с проблемным здоровьем до последнего времени не могли: ссылаясь на отсутствие необходимых условий, подавляющее большинство неспециализированных учебных заведений отказывало в приеме детей-инвалидов. И тем не оставалось ничего иного, как учиться дома или в спецшколах. Другими словами — лишаться качественного образования.
В Москве вскоре все станет по-другому. Городская Дума приняла в первом чтении законопроект “Об образовании лиц с ограниченными возможностями в городе Москве”, открывающий реальную возможность ребятам с проблемным здоровьем получить образование “в любых государственных образовательных учреждениях” города. Выбор школы и форм обучения для ребенка-инвалида остается за родителями. Возможно сочетание домашнего и школьного обучения: например, при обострении заболевания — дома, а при улучшении — в школе.
Таким образом, подчеркнул присутствовавший при представлении законопроекта мэр Москвы Юрий Лужков, “за короткое время мы сможем выйти на цивилизованный уровень обеспечения прав инвалидов и решить проблему, которой государство пренебрегало десятилетиями”.
В законе специально оговаривается, что город создает “в государственных образовательных учреждениях специальные условия обучения (воспитания) для лиц с ограниченными возможностями здоровья”. В том числе обеспечивает их “компьютерной техникой и средствами связи (интернет)” и “транспортными средствами на период получения образования для доставки в образовательные учреждения”, а при необходимости — и помощниками, в том числе сурдопереводчиками. Другой важнейший момент законопроекта — “трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием”, которое также берет на себя город.
Права семей, где есть дети-инвалиды, значительно расширяются. Родители смогут не только выбрать школу, но и посещать занятия вместе со своим ребенком и участвовать в составлении его индивидуальной программы обучения. Те же, кто предпочтет учить ребенка в семье, получат “возмещение затрат на обучение”. А вот свобода маневра школы резко сужается. Отказ в приеме инвалида при наличии свободных мест будет считаться неправомерным. А это чревато для школы и ее директора административной ответственностью — крупным штрафом и профессиональной дисквалификацией.
Система инклюзивного образования будет гибкой. Например, в обычной школе могут открыться целые классы для детей с проблемным здоровьем. А могут возникнуть и смешанные классы. Единственное ограничение, вводимое законом, — чтобы количество лиц с ограниченными возможностями в каждой школе не превышало 10% от общего числа учащихся, а в каждом классе было не более 3 таких детей (в противном случае школа перестанет быть общеобразовательной и превратится в коррекционную).
Однако реализовать новый закон будет непросто. По оценке столичного Департамента образования, выполнение намеченных задач потребует дополнительных бюджетных вложений на сумму около 100 млн. рублей. Между тем финансовые возможности городского бюджета резко сузил кризис. Поэтому введение статей, связанных с расходами из него (например на транспорт и компьютеры), пришлось отложить как минимум до 1 января 2011 года, а если кризис продлится, то и на более поздний срок.
Пока же вводится переходное положение — инклюзивное обучение начнется, но будет не повсеместным: пойдет во всех московских районах и округах, но лишь в отдельных учебных заведениях, отметила глава ведомства Ольга Ларионова.
Есть и другие проблемы. К совместному обучению, признали депутаты, не готово ни общество, ни учителя. По словам члена Совета Федерации Зинаиды Драгункиной, “родители здоровых детей зачастую недовольны, если с ними в автобус садятся дети-колясочники, слабовидящие или слабослышащие”. Да и “не все учителя готовы работать с такими детьми. Это трудный вопрос, нужна переподготовка”, дополнил картину глава думской Комиссии по образованию Евгений Бунимович.
Люди должны избавиться от стереотипного взгляда на инвалида в обществе. Пока же, считает Бунимович, “пора менять идеологию и словарь. Например, слово “коррекция”, применяемое сейчас и к правонарушителям, должно уступить место словам “поддержка” и “развитие”.
Поделиться:
Возврат к списку