Поиск по сайту

Четверть века с Ломоносовскими чтениями - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

Четверть века с Ломоносовскими чтениями 04.12.2017

25 лет в рамках празднования дня рождения М.В.Ломоносова в гимназии проводятся ежегодные Ломоносовские чтения Ученического научно-исследовательского общества гимназии. Это – платформа для живого общения. Здесь нет эскпертной оценки исследовательских работ учащихся, но есть самое главное – практика.

Каждый год чтения посвящаются какому-либо важному событию в жизни нашего города или страны. В этом году юные исследователи были солидарны с Международным культурным форумом, проходившим в Санкт-Петербурге, поэтому тематика Ломоносовских чтений приобрела направленность ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ. «Выбросите что-либо из сферы экологии культуры – и человек лишится части своего дома», – писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

18 ноября, в преддверии дня рождения М.В.Ломоносова, в актовом зале гимназии состоялось Торжественное открытие XXV Ломоносовских чтений. Ломоносовскую направленность задала история создания первого памятника великому ученому. Располагавшийся под открытым небом, он начал стареть, за старением наступило разрушение, остались лишь эскизы и записи из дневника архитектора Петра2-1.jpg Ивановича Челищева.

Эстафету культурного наследия подхватила творческая встреча с художником Владимиром Зениным. История отражения образа М.Ломоносова в портретной живописи XVIII – XXI веков увлекла десятиклассников. Но самое главное ждало юных исследователей впереди!

С целью раскрытия актуальных вопросов науки и формирования практических навыков исследования выездная работа секций УНИО осуществлялась на базах образовательных и культурных учреждений Санкт-Петербурга. С каким восторгом молодые физики 9-10 классов следили за демонстрацией эксперимента по вращательному движению твердого тела и молекулярной физике в Санкт-Петербургском политехническом университете! Увлек их и научный уровень исследовательских работ студентов физико-механического факультета. А в это время участники инженерной секции (8-9 класс) и физико-математической секции (6-8 класс) знакомились с возможностями мастерской «ФабЛаб Политех». Кстати, во время проведения «домашних» заседаний секций ученики одиннадцатого класса рассказали ребятам не только о важности конструирования, но и поделились опытом участия в инженерных соревнованиях и инженерном Интенсиве, который организует ФабЛаб.

3-1.jpgПолитехнический университет не единственный из вузов, открывающий двери исследователям из гимназии. О свойствах микроорганизмов и методах их изучения участники естественнонаучной секции узнали на лабораторном практикуме в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете. Будущие микробиологи 9-10 классов, вооружившись макро- и микроскопами, на практике прочувствовали все тонкости методов наблюдения и эксперимента. Какая потрясающая жизнь открылась их взору! Трудно сразу представить, что из таких мельчайших частей состоит человек. И что такие маленькие организмы способны разрушить человека. Поэтому для ребят помладше (6-8 классы) сотрудники музея университета провели экологический квест, напомнив про общую гигиену и здоровый образ жизни.

О сохранении культурного наследия задумались участники культурологической секции. Во время проведения практикума в Российском этнографическом музее ученики 6-8 классов решали вопрос об эффективности использования различных информационных источников в исследовании быта и традиций русского народа. А ролевая игра для старшеклассников секции общественных наук, которая прошла в Государственном музее Политической истории, затронула вопросы политического и нравственного выбора русского человека в событиях 1917 года. Это стало возможным, благодаря анализу исторических документов, которые бережно хранят4-1.jpg фонды музеев.

Но тайны жизни раскрываются не только на бумажных страницах. Историю и культуру эпохи можно «считать» с предметов. Именно так поступили слушатели литературоведческой секции 6-8 классов. В Музее Анны Ахматовой для них все было красноречивым: куклы поэтессы, зеркала, шали и многое другое. Поэтому важно внимательно относиться к предметной жизни людей, оставивших неизгладимый след в истории, ведь они – часть эпохи, они – памятники культуры. Старейшая газета «Санкт-Петербургские ведомости» давно поднимает вопрос о сохранении памятников культуры на своих страницах. К такому выводу пришли учащиеся 9-10 классов, проведя мини-исследование и представив его результаты в редакции газеты. Ведь средства массовой информации формируют мировоззрение людей. И как сказал один американский писатель «A good newspaper is a nation talking to itself», что в переводе означает.… Постойте. Не будем увлекаться переводами, а лучше узнаем, как актуальные вопросы проведения исследования решала секция иностранного языка. 

Этапы работы, выбор темы, определение объекта и предмета исследования, а также умение правильно выстроить ее презентацию – вот основные направления обучающего семинара и круглого стола, проведенных для слушателей секции английского и немецкого языков. И, конечно, учеников ожидало знакомство с потрясающим фондом отдела иностранной литературы Центральной городской детской библиотеки им. А.С.Пушкина, расположенной в Доме Бажанова, являющегося памятником архитектуры.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих трудах поднимал проблему утраты памятников культуры и убеждал нас в том, что мы должны оберегать и сохранять те 5-1.jpgредкие памятники древности, что дошли до нас. Санкт-Петербург остается верен своему культурному наследию, поэтому в нашем городе работает единственное в России музейное учреждение, занимающееся изучением, охраной и реставрацией памятников монументального искусства в открытой городской среде – Государственный музей городской скульптуры. Участники ломоносовской секции посетили одну из площадок музея – Некрополь Александро-Невской Лавры, где почтили память М.В.Ломоносова. Полученные во время проведения экскурсии по Некрополю факты юные ломоносовцы изложили слушателям секции на «домашней» встрече. Жаркое обсуждение проблемы сохранности памятников М.В.Ломоносову в Санкт-Петербурге привело к благородному порыву создания интерактивной карты памятников великому ученому-энциклопедисту в городах Российской Федерации. Этот труд увенчался успехом, и карты была представлена на торжественном закрытии XXV Ломоносовских чтений.

Путь Ученического научно-исследовательского общества в четверть века пройден. Какая актуальная тема ждет юных исследователей впереди – узнаем в скором времени. А сегодня будущие ученые в очередной раз убедились, что для интересного и глубокого исследования необходимо только желание, ведь для реализации смелых задумок достаточно обратить свой взор на культурное наследие, которым так богат наш Санкт-Петербург.




Фотографии XXV Ломоносовских чтений вы можете посмотреть здесь



В.И. Магарова,

заместитель директора по воспитательной работе

ГБОУ гимназия №73 "Ломоносовская гимназия"

Выборгского района Санкт-Петербурга


Поделиться:

Возврат к списку