Поиск по сайту

«Объединяем город, сближаем людей» (к 70-летию петербургского метрополитена) - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

«Объединяем город, сближаем людей» (к 70-летию петербургского метрополитена) 28.10.2025

15 ноября 2025 года Петербургскому метрополитену исполнится 70 лет. В преддверии этого масштабного события в Санкт-Петербурге проводятся мероприятия, освещающие данную тему. 73 гимназия не осталась в стороне.

По традиции, в последний учебный день первой четверти, прошёл Фестиваль секций УНИО «Радуга наук», и, безусловно, темой Фестиваля этого года стало петербургское метро.

Наше метро – это целый город. Над решением вопросов, связанных с комфортом, функциональностью и безопасностью пассажиров, трудятся специалисты из различных профессиональных областей. Эта профессиональная многогранность позволила рассмотреть метро с точки зрения различных областей наук.

В течение двух уроков на 8 секциях Ученического научно-исследовательского общества звучали вопросы, находились ответы и проводились жаркие споры в выдвижении гипотез. Педагоги-кураторы и председатели секций из числа десятиклассников разработали для обучающихся 5-9 классов задания, выполняя которые ученики не только смогли больше узнать об одном из направлений функционирования метро, но и выполнить информационные мини-проекты. Результаты их работ позволят и другим гимназистам сделать свои «открытия».

Внутри каждой секции действовали небольшие возрастные группы, поэтому и проектных «продуктов» получилось достаточно много.

Ломоносовская секция. Юные проектанты, опираясь на образцы мозаичных изображений М.В. Ломоносова, создали эскиз мозаики для одного из вестибюлей метро. Интересны были и гипотезы юных исследователей, объяснивших целесообразность присвоения названия «Ломоносовская» одной из станций. Ребята более старшего возраста проанализировали разнообразие мозаик петербургского метрополитена и сделали классификацию тематик. Более детально рассмотрели барельеф великому учёному, установленного на «Ломоносовской» станции, отметив художественные особенности и исторический контекст, выявили связь с писателем С. Довлатовым.

Секция общественных наук. Историки создали инфографику о важных вехах развития метро Санкт-Петербурга и познакомили слушателей с памятником метростроителей периода ВОв, установленным в деревне Дубровка. Обществоведы выдвигали гипотезы о причинах развития той или иной ветки метро, опираясь на историю развития промышленности нашего города. Юные краеведы складывали паззлы, изображающие мозаичные убранства метро, и соотносили их со станциями, создавали логотипы к каждой станции. Социологи разработали информационный плакат «Метрополитен приглашает», познакомив ребят с различными профессиями метро.

Естественнонаучная секция. Технологи знакомились со свойствами отделочных материалов (мрамор, гранит, известняк), проверяя их на влаго- и износостойкость, устойчивость к кислотам. Полученные знания помогли грамотно подобрать материалы для своей станции метро, используя цветной мрамор и цветной гранит. Палеонтологи изучали окаменелости на некоторых станциях метро, совершив виртуальное путешествие на Путиловский карьер. В результате им удалось обнаружить в известняке моллюсков, различные раковины и т.д. Химики посмотрели на мозаики с точки зрения элементного состава и разработали эскиз мозаичного полотна в растительной тематике. Историки науки составили каталог барельефных изображений учёных-медиков, биологов и химиков, размещённых на станциях петербургского метро.

Культурологическая секция. Дизайнеры изучали особенности использования света и цвета в убранстве метрополитена. Искали экономный вариант использования различных материалов таких как смальта, мрамор, стекло, металл, достигая баланса между красотой, эстетикой, стоимостью и функциональностью. Художники размышляли над сложностью выбора сюжета для мозаичных картин станций метро и пришли к выводу, что каждая станция – это страница исторической книги. Футуристы, рассматривая изображения метро будущего, предложенные нейросетью, искали ответы на вопросы «Что важнее: технологии или красота? Стеклянные трубки или эстетика?». Свои выводы о плюсах и минусах они представили на итоговой встрече.

Литературоведческая секция. На этой секции ученики, увлечённые литературой, прокладывали маршруты передвижения героев и расположения зданий из произведений Ф.М. Достоевского, находя неизвестные сюжеты для литературных экскурсий по Санкт-Петербургу. Отмечали экскурсионный маршрут по памятникам А.С. Пушкину, расположенным вблизи станций метро. Изучали исторический контекст, связанный с названием станций «Горьковская» и «Маяковская». По итогу всех исследований ребята создали информационные плакаты с литературными маршрутами на различных ветках метрополитена.

Инженерная секция. Перед юными инженерами стояли разные задачи конструкторской направленности. Первая из них: создать модель траволатора, отвечающего критериям практичности, экологичности и работоспособности. Вторая: изучить конструкцию шестигранного вентиляционного киоска по фотографии и смоделировать его. Третья задача: создать модель современного поезда «Балтиец». Кроме этого ребята сделали вывод, что задачи, которые стоят перед инженерами петербургского метро, порой представляют собой амбициозные проекты, т.к. метро нашего города – самое глубокое метро в мире из-за протекания различных рек и каналов.

Физико-математическая секция. Содержательная сторона практической части затрагивала вопросы, связанные с глубиной залегания станций метро. В результате расчётов была определена станция «Площадь Ленина» как самая глубокая. Используя метод алгоритма построения диаграмм математики проанализировали развитие петербургского метро по десятилетиям и выяснили, что пик строительства метро пришёлся на 70-е годы XX века. Физики провели сравнительный анализ поездов типа «ЕМ» и «Балтиец» и выявили особенности движения этих поездов, опираясь на показатели скорости движения, развития и торможения. Вторая группа физиков определяла физические процессы, позволяющие работать станциям метрополитена как часы.

Секция иностранных языков. Основная задача, которая стояла перед участниками Фестиваля – разработать и апробировать формы, знакомящие иностранных туристов с историей петербургского метрополитена. Были разработаны: акростих по метрополитену, игры «Горячий стул» и «Детектив в метро», освещающие историю петербургского метро и знакомящие с внутренним убранством метрополитена, эскизы сувенирных жетонов. Завершилась секция игрой «3,2,1», на которой ребята озвучили 3 новых факта, 2 новых слова и 1 вопрос, на который они не смогли ответить. Итоги работы юные лингвисты представили на английском языке с синхронным переводом.

Финальная встреча всех секций прошла в актовом зале. Представители секций презентовали свои проектные «продукты», озвучили задачи, которые стояли перед ними и пути решений. Уверены, что данное мероприятие не только позволило юным исследователям и проектантам выбрать близкое для себя направление дальнейшего исследования, но и расширить свои знания о важном объекте нашего многомиллионного города – петербургском метрополитене. Желаем всем работникам метро здоровья и достижения важных задач в объединении города и сближения людей!


Поделиться:

Возврат к списку