Поиск по сайту

Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе при изучении произведений о Великой Отечественной войне


Авторcтво: Максимова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1161 г. Москва


Учебный проект представляет собой организационную форму работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Что лежит в основе метода проектов?

развитие познавательных, творческих навыков учащихся;

умений самостоятельно конструировать свои знания;

умений ориентироваться в информационном пространстве;

развитие критического мышления

Одной из приоритетных задач школы является создание условий для формирования активной позиции школьника в учебном процессе. Основой формирования активной позиции школьника является организация учебного процесса на основе деятельностного, личностно-ориентированного подходов. Возникает противоречие между традиционным объяснительно-иллюстративным методом обучения, который направлен на передачу знаний от учителя к ученику, и новыми требованиями к организации учебного процесса: ученик должен приобрести в процессе совместной деятельности со взрослым и сверстниками умение учиться. Разрешение названного противоречия предполагает рассмотрение проблемы. Как научить ребенка видеть проблему, ставить цель деятельности, определять задачи, составлять план действий, оценить свои учебные достижения? Иными словами, как научить ребенка учиться?

«Метод проектов» приобрел известность в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому и многим другим. Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Е.С. Палат [2, 205] дает следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».

Применительно к начальной школе, определение проекта дает А.В. Горячев [1, 272] как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».

Таким образом, целью проектной деятельностью в начальной школе является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развитие познавательных навыков, развитие навыков презентации и рефлексии деятельности.

Основой проекта может стать и конкретное произведение, прочитанное на уроке, например, произведение о Великой отечественной войне. Для этого, анализ художественного произведения направлен не только на характеристику героев, определение темы и идеи произведения, но и на возможность выявления проблемы или круга проблем, которая может быть решена в проектной деятельности ребенка, группы детей или класса. К примеру, анализ произведения В. Катаева «Сын полка» позволил увидеть проблему мальчика-сироты Вани Солнцева, который волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.

Проектная деятельность в начальной школе, организованная на уроках литературного чтения может иметь безграничные возможности: от обучения формулирования проблемы (познавательной, духовно-нравственной, прикладной) до организации различных видов деятельности (художественной, исследовательской, поисковой, литературной) и форм презентации (представление результатов перед одноклассниками, участие в конференциях).

Основой проектной деятельности может являться не конкретное художественное произведение, а характеристика общего героя или героев произведений, прочитанных на уроке литературного чтения.

В обобщенном виде технологию опыта можно представить следующим образом:

- анализ учителем художественных произведений, определение духовно-нравственной и познавательной проблемы произведения, которую можно решить во время проектной деятельности;

- определение приемов, которые помогут подвести детей и сформулировать духовно-нравственную и познавательную проблему проекта;

- определение примерного плана проекта;

- планирование различных видов деятельности (познавательной, поисковой, художественной, прикладной);

- организация проекта, помощь в его осуществлении (мотивирование, консультирование, корректировка хода проекта);

- организация презентации проекта и его рефлексии.

Организация учебного проекта на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности позволила выявить следующие затруднения, связанные с его реализацией:

- длительность по времени. Проекты по времени занимали много времени: от 3 недель до нескольких месяцев. На каждом этапе необходимо мотивировать и стимулировать деятельность;

- недостаточность сформированности учебных умений и навыков, которые необходимы для выполнения проекта (создание презентации, умение найти нужную информацию, подготовить выступление и т.д.). Данная проблема решалась в совместной деятельности с ребенком, выполнение деятельности по образцу, по плану;

- трудности публичного выступления и представление работы. Для преодоления трудностей публичного выступления использовались репетиции выступления, представление работы в узком кругу слушателей (родители, группа одноклассников); представление работы в рамках Интернет-конференции.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности.

2. Технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности.

3. Тематика учебных проектов, предложенных авторами УМК «Школа России» может быть расширена. Вдумчивый анализ художественных произведений учителем позволит определить темы индивидуальных и групповых проектов на уроках литературного чтения.



Библиографический список

1. Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. - М.: Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2001. - 272 с.

2. Палат, Е.С. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2000. – 205 с.

3. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ [ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова] М.: Просвещение, 2011.


Поделиться: