Поиск по сайту

Эффективная информационная среда современной школы


Авторcтво: Порохова Ирина Алексеевна, руководитель отдела современных образовательных технологий ОЦ ИНТОКС; Кузнецова Ирина Николаевна, преподаватель курса ПервоЛого ОЦ ИНТОКС; Бондаренко Ольга Владимировна, заместитель директора по ОЭР гимназии № 116 Приморского района Санкт-Петербурга


Эффективную информационную среду современной школы характеризуют не столько число установленных компьютеров и интерактивного оборудования, сколько уровень применения информационных технологий во всём образовательном процессе, степень включения школы в единое информационное пространство и правильно подобранное учебное программное обеспечение.

Нужно стремиться создавать в начальной школе богатую и разнообразную информационную среду, располагающую учащихся к познанию мира всеми органами чувств, к творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, приобретению необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией.

Учителя нашей гимназии активно осваивают интерактивные технологии (Mimio, Smart), переносные и цифровые лаборатории, принципы построения работы «один ученик – один компьютер» (лингафонный мобильный класс Sanako Study), а также развивают свои межпредметные навыки в работе с графическими редакторами и справочными ресурсами Интернет, посещая курсы повышения квалификации в Образовательном центре ИНТОКС, где опытные методисты и разработчики программных продуктов знакомят с основными приёмами работы с программами, наиболее интересными их возможностями.

Полученные знания учителя сразу же стараются применять на практике и делиться с коллегами методическими основами использования образовательных конструкторов и прикладных программных средств в профессиональной деятельности. Так 28 ноября 2012 года на базе нашей гимназии прошёл городской семинар для методистов районных ИМЦ и учителей города по практическому применению и эффективному использованию информационной образовательной среды современной школы.

Учителями начальных классов были проведены мастер-классы по работе с интерактивной доской Smart, лингофонным кабинетом Sanako Study, с цифровыми и переносными естественнонаучными лабораториями: ЛабДиск, цифровой микроскоп; комплектом по робототехнике ПервоРобот Lego WeDo, а также с интегрированной творческой средой ПервоЛого.

Дятковская Светлана Дмитриевна открыла работу мастер-классов с теоретической части, в ходе которой рассказала об особенностях и преимуществах использования интерактивной доски в начальной школе, а также напомнила о требованиях СЭС, предъявляемых к работе с учащимися младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС.

bond1.jpg

Семёнова Ирина Анатольевна продолжила знакомство с интерактивной доской и продемонстрировала широкий спектр инструментальной панели доски.

bond2.jpg

Рягузова Наталья Ивановна на практике показала примеры эффективного и многофункционального использования комплекта инструментов для организации активной деятельности учащихся на уроке. Конкретные примеры заданий, составленные из готовых шаблонов или скомпилированные из разных коллекций, появлялись на доске, сменяя друг друга и доказывая, тем самым, безграничное их количество и простоту создания (даже самими учениками).

bond3.jpg

Александрова Надежда Геннадьевна раскрыла возможности использования Флеш-коллекций Notebook (Lesson aktiviti tolkin), заложенные в программном обеспечении интерактивной доски Smart. С помощью этих коллекций можно не только дифференцировать задания по уровню сложности, но и интегрировать предметные области, добиваясь цели развития метапредметных умений и универсальных учебных действий.

bond4.jpg

Липаткина Елена Александровна представила гостям свой опыт работы с цифровым микроскопом, который уже успел стать для её воспитанников надёжным спутником в увлекательных путешествиях по микромирам. Тем более, что в эксплуатации он очень прост и при наличии в компьютере платформы Windos XP SP2, Vista, Windos 7 программное обеспечение инсталлируется автоматически.

BOND5.jpg

Чуйнышена Елена Николаевна с интересом рассказала о «лаборатории на ладошке». ЛабДиск ГЛОМИР – это полноценная беспроводная мультисенсорная лаборатория с 15 встроенными датчиками в корпусе, обеспечивающими полностью автономный сбор данных во время «полевых» экспериментов. Посредством USB-порта или беспроводной технологии Blutooth (на платформе Mac OS) ЛабДиск может передавать измерения на компьютер в режиме реального времени; управление прибором и обработка данных осуществляется программой GlobiLab (ПО прилагается в комплекте):

· отображение данных в виде графиков, таблиц или показаний шкалы приборов;

· видеоанализатор движения, который способен преобразовывать запись движения в набор данных;

· получение данных в режиме «онлайн»;

· журналы экспериментов, включающие в себя одновременно инструкции по проведению эксперимента, его настройки и отчёт;

· интуитивно понятное и простое управление регистрацией данных;

· полная совместимость с такими программными приложениями, как Word и Excel.

По сути ЛабДиск – это самостоятельный компьютер со своим источником питания, памятью, операционной системой и пользовательским интерфейсом.

bond6.jpg

Интегрированные исследовательские среды – компьютер, измерительные регистрирующие приборы, исполнительные механизмы и программное обеспечение – позволяют проводить широкий спектр исследований, демонстраций, лабораторных работ. А экспериментирование – это важная часть изучения естественных наук, ведь именно опыт – источник первичных представлений о природных явлениях, основа для выдвижения гипотез и критерий истинности созданных теорий. Ученики могут выстраивать и анализировать взаимосвязи, сравнивая источники, рассматривая иллюстрации, выполняя задания разных видов и уровней сложности. Цифровые базы и коллекции изображений – часть комплекта учебного программного обеспечения. Такими пособиями можно заменить целый шкаф учебных таблиц и схем, фонотеку и видеотеку.

При этом учащиеся выступают в роли учёных и изобретателей, планируя и проводя эксперименты, разрабатывая модели, выдвигая теории и проверяя их на практике.

Анализ учебной деятельности показывает, что регулярное использование цифровых естественнонаучных лабораторий значительно облегчает понимание физических явлений. Быстрая настройка эксперимента и наглядное отображение получаемых в процессе эксперимента данных, удобные инструменты анализа, позволяют проводить больше экспериментов, проверять больше гипотез, что способствует быстрому и прочному освоению учебного материала.

Особый вид работы – проектные уроки – чаще всего это групповая работа по решению одной общей задачи. Необходимость организации работы группы – разделение труда, координация деятельности и прочее, формирует у детей очень важные для жизни коммуникативные навыки.

Шведул Ирина Анатольевна, рассказала о том, как многофункциональные среды Лого превращают компьютер в мощное средство развивающего обучения. Они содержат основные компьютерные инструменты – текстовый, графический, музыкальный редакторы, возможность записи звука с микрофона, набор программируемых объектов и язык программирования высокого уровня. Работать в этой среде мы начинаем уже на курсах подготовки дошколят.

bond7.jpg

Компьютерная среда ПервоЛого – это универсальная творческая проектная среда на базе языка Лого, в которой младшие школьники и дошколята, ещё не умея читать, сами с лёгкостью могут написать программу. Вся последовательность команд собирается из элементарных действий, представленных в виде понятных и наглядных картинок-пиктограмм.

Язык Лого не нужно выучивать заранее – дети осваивают его поэтапно, по мере работы в Лого-среде:

· рисуют картинки и «оживляют» их, превращая рисунки в мультфильм;

· добавляют текст, записывают звуки и музыку (с помощью микрофона или виртуального пианино), вставляют цифровое видео;

· добавляют управляющие кнопки;

· публикуют созданный проект (можно в Интернете)

В ПервоЛого ребёнок получает возможность создавать проекты разного уровня сложности. Это могут быть как простые проекты, состоящие из картинки, текста и звука, так и весьма сложные – включающие в себя различные объекты, роль которых исполняет Черепашка (главный инструмент и объект программирования).

Учителю начальной школы ПервоЛого позволяет в полном объёме применить современные информационные и коммуникационные технологии на занятиях по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.

Паршуков Алексей Юрьевич продемонстрировал возможности работы в начальной школе с одним из комплектов по робототехнике на базе LEGO.

ПервоРобот LEGO WeDo – робототехнический конструктор, обладающий широкими возможностями благодаря интеллектуальному блоку управления, разнообразным датчикам, интерактивным сервомоторам и доступному пониманию детей графическому программному обеспечению, которое позволяет создавать программы путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку управления собственноручно собранной моделью.

bond8.jpg

На занятиях дети открывают для себя занимательный мир роботов и современных информационных технологий. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие в работе с моделями.

Комплект заданий WeDo (CD-ROM – 12 занятий – 12 моделей – 4 темы) позволяет учащимся работать в качестве начинающих исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий, задания для межпредметных проектов. Ученики используют собранные и запрограммированные модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.

ПервоРобот предоставляет учителям средства для достижения целого комплекса образовательных целей:

· развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;

· экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;

· проведение систематических наблюдений и измерений;

· использование таблиц для отображения и анализа данных;

· построение трёхмерных моделей по двухмерным чертежам;

· логическое мышление и программирование заданного поведения модели;

· написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;

· установление причинно-следственных связей;

· анализ результатов и поиск новых решений;

· коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них:

We (Мы) Do (делаем) это вместе! Мы становимся единой командой!

Колганова Ольга Валентиновна рассказала гостям о новом для нас, но уже ставшем необходимым на уроках в начальной школе электронном оборудовании с серьёзным названием Документ-Камера.

bond9.jpg

Это многофункциональное устройство, заменяющее собой целый ряд приборов. Особенно это актуально в условиях малогабаритных школьных помещений, где вместо большого количества техники хотелось бы организовать приятный взору и полезный для здоровья школьников «Зелёный уголок». Для полноценного и максимально эффективного использования Документ-Камеры достаточно наличия в классе компьютера и интерактивной доски (в нашем случае Smart). Возможности Документ-Камеры позволяют оперативно проецировать на доску необходимый на уроке дидактический материал или работы учащихся, и дети с помощью стилуса (или просто пальчиком) могут выполнять и корректировать задания учителя в режиме «онлайн» и на это не требуется длительной специальной подготовки.

Наличие цифрового объектива видеокамеры позволяет демонстрировать непрозрачные и прозрачные объекты в увеличенном виде, а также использовать документ-камеру в качестве цифрового фотоаппарата, видеокамеры и сканера – причем сканера, позволяющего получать объемные изображения предметов. В комплекте с камерой есть «волшебный кубик» (так называют его не только наши ученики, но и учителя), с помощью которого можно рассмотреть предметы из коллекции изображений интерактивной доски как 3D-объекты, для этого надо всего лишь поворачивать грани кубика под объективом Документ-Камеры.

Богданас Наталья Олеговна представила опыт работы учителей иностранного языка и начальной школы с лингафонным кабинетом Sanako Study 1200. По мнению учителей, использование мобильного компьютерного класса на уроках иностранного языка значительно расширяет возможности организации индивидуальной работы и работы в парах, учитель имеет возможность поделить класс на группы, определив для каждой группы свой объём работы, а главное посредством своего (учительского) компьютера контролировать ход выполнения заданий. Ученики получают индивидуальный доступ к компьютеру учителя и могут в Чате или в парной беседе Ученик–Учитель получить необходимую консультацию. Учитель может задать параметры Дискуссии, беседы в группе, в паре Ученик–Ученик.

bond10.jpg

Немаловажным аспектом актуальности использования в работе с начальной школой лингафонного кабинета является то, что его возможности не ограничиваются уроками иностранного языка, этот комплекс могут применять на своих уроках и учителя музыки и естествознания, и учителя русского языка, а в комплекте с системой Голосования (тоже мобильной) спектр использования зависит только от творческого подхода учителя.

Развитие и воспитание школьника будет успешнее, если ученики будут не только пассивно «созерцать и внимать», но получат возможность самостоятельно добывать новые знания. Это не просто облегчает усвоение материала, это создаёт условия для самостоятельной работы ученика, что моделирует реальную ситуацию решения человеком жизненных задач.


Поделиться: