Поиск по сайту

Петербургский аспект в учебно-воспитательном процессе


Авторcтво: Соловьёва Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы №558 Выборгского района Санкт-Петербурга; Логинова Людмила Аркадьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы №558 Выборгского района Санкт-Петербурга


Вселенский опыт говорит,

Что погибают царства

Не оттого, что тяжек быт

Или страшны мытарства.

А погибают оттого

(И тем больней, чем дольше),

Что люди царства своего

Не уважают больше.

Б. Окуджава

Сегодняшняя Россия живет идеей национального возрождения. И одним из главных средств национального возрождения становится духовно-нравственное воспитание тех, кто очень скоро станет хозяевами страны. Причем такими хозяевами, которые не оставят отечество в трудные для него времена. Уважительно, бережно относиться к родине возможно только тогда, когда ты знаешь ее.

Духовно-нравственное воспитание в современной школе - это действенный, эффективный механизм для создания перемен в социально-политической ситуации будущего страны. Практический интерес государства к данной теме четко определен в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников». В частности, в ней приводится высказывание Президента РФ о том, что двумя основными социальными структурами, формирующими и развивающими ценностно-нормативную основу национального самосознания, являются Конституция страны и - система образования, прежде всего, общеобразовательная школа. Впрограмме «Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2010 годы»тоже указывается на огромную роль, которую играет школа в формировании личности («Школа – единственный инструмент, через который проходит вся нация»).

Российской педагогике всегда было присуще пристальное внимание к воспитанию гражданственности детей. Богатейший педагогический опыт, поддержка государственных программ в наши дни создают условия для совершенствования системы работы по духовному и нравственному воспитанию наших учеников.

Социальные изменения, происходящие в наше время, диктуют необходимость появления новых педагогических технологий, которые бы способствовали развитию личности ребенка, его творческой инициативы, потому что современному обществу необходимы свободные, всесторонне и гармонично развитые личности, способные самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия, работать в группах.

Одним из эффективных методов в современном образовательном процессе, несомненно, является проектная и исследовательская деятельность обучающихся.

Авторы данного проекта убеждены в том, что воспитание духовно-нравственного содержания личности учеников – важнейшая задача учебно-воспитательного процесса, которая является объединяющим и стимулирующим фактором повышения качества образования в целом.

О важности воспитательного аспекта в учебно-воспитательной деятельности современного периода говорится в «Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга. 2011-2020 годы»: «Становление открытой образовательной культуры происходит в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; рост качества социальной среды; обеспечение условий развития каждого человека; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования Санкт-Петербурга».

Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.

Альберт Эйнштейн

…Если мы зададим вопрос родителям: «Каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем?», мы ведь знаем, что они ответят? Конечно, там будет присутствовать слово «образованный», но – согласитесь! – не на первом месте! На первом месте будут обозначены другие качества, которые можно объединить одним словом – «достойным». Как у Некрасова: «Не будет сын глядеть спокойно на горе матери родной…» Вот такими мы хотим видеть наших детей. Как во время Великой Отечественной: пошли сыновья, потому что не могли «глядеть спокойно на горе матери родной»… И потому, что не мог быть «гражданин достойный к Отчизне холоден душой»…

В этом и заключается воспитательная задача педагога: взрастить «достойного» человека.

Что стоит за этим понятием?

Предлагаем вам заглянуть в «Новый словарь русского языка» под редакцией Т.Ф. Ефремовой. Заглянуть и грустно улыбнуться над пометкой «устаревшее»:

«Достойный

1) заслуживающий, стоящий чего-л.

2) а) вполне соответствующий чему-л.

б) заслуженный, справедливый.

в) обладающий необходимыми достоинствами.

3) устар. Обладающий положительными качествами; уважаемый, почтенный.»

…Может, в этом и смысл нашего, учительского, труда, чтобы подобные толкования не оказывались с пометкой «устаревшее»?..

Реализация проекта «Петербургский аспект в учебно-воспитательном процессе» направлена на то, чтобы воспитать личность «достойную» в «устаревшем» смысле: духовно богатую, нравственно устойчивую.

Основа всех человеческих ценностей – нравственность. Философские словари дают современные толкования этого слова, ну а в нашей повседневной жизни философское значение сводится к… библейским заповедям! Нарушение нравственных законов приводит к хаосу. В этом мы убеждаемся каждый день, слушая сводки событий в мире. Трудно не согласиться со словами Патриарха Кирилла: «Если нравственность уходит из жизни общества, оно превращается в волчью стаю… Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала». Что же может быть важнее воспитания личности, которая бы жила по нравственным принципам? В конечном итоге от этого зависит тот мир, в котором будет жить человечество.

Духовно-нравственное воспитание наших учеников в условиях общеобразовательной школы должно в свою очередь строиться на основе гуманистических ценностей содержания образования и внеклассной работы.

Задача педагога заключается в том, чтобы создать ребенку такие условия, при которых он сможет проявить себя творчески, где он получит возможность соучаствовать в происходящих социальных событиях, где соприкоснется с культурой не виртуально, а «вживую» - на примерах богатейшей «живой» культуры Петербурга, где должен испытать гордость за причастность к культуре и истории великого города, а значит, и всей страны.

В сентябре 2010 года мы, авторы этого проекта, стали классными руководителями пятиклассников. Школа наша находится в так называемом «спальном районе» - Выборгском. Поездка в центр города – явление нечастое даже для взрослых.

Мы были озабочены фактом минимальных знаний у наших пятиклассников не только по истории своего города, но и по их визуальному представлению о нем. При первичном анкетировании более 70% смогли назвать только 1-2 достопримечательности города, где они побывали с родителями. Только 8% смогли назвать главную площадь города. Подобное прослеживалось и в отношении знания своего района: дать название Шуваловского парка затруднялось 64% детей, название Суздальских озер – 82%. После анализа первичных анкет нами был сделан вывод: около 85% пятиклассников очень слабо ориентируются в представлении о том городе и даже районе, где они живут. Притом те знания, которыми они все же владели, были получены в школе: на уроках-«путешествиях» и экскурсиях.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в наши дни именно школа дает детям основное представление об окружающем мире. Незнание же своей «малой родины» - это фундамент будущего равнодушного отношения к тому, что их окружает, и, как следствие, неспособности к успешной социализации в обществе. Именно осознание этой проблемы побудило нас задуматься над системой работы по краеведению. К сожалению, в нашей школе не ведется такой предмет.

Так возник замысел проекта «Петербургский аспект в учебно-воспитательном процессе». Проект задуман как долговременный - рассчитан на 5 лет (с 5-го по 9-й класс):

В связи с этим он представлен 3-мя этапами:

1-й этап – «С чего начинается Родина?..» (2010-2012 гг., 5-6 классы)

2-й этап – «Сердца частица – город мой Санкт-Петербург» (2012-2014 гг.., 7-8 классы)

3-й этап – « Я – петербуржец!» (2014-2015 гг.., 9 класс)

В свою очередь данные этапы представлены разнообразными минипроектами, цель которых едина: дать ученикам представление об окружающем их мире через деятельность по разным темам.

В этом, несомненно, есть положительные черты: с учетом возрастных категорий учащихся будут использоваться разные методы и формы работы, что, несомненно, разнообразит деятельность наших учеников и привлечет их интерес.

Россия, Русь! Храни себя, храни!..

Н. Рубцов.

Почему именно «петербургский аспект»?

Школьники с интересом знакомятся с древней историей, с мифами разных народов, им любопытно, как люди живут в других, далеких от них странах. И это естественно. Жажда такого познания присуща всем детям. В наше время они много путешествуют с родителями. И много могут рассказать о Турции, Греции, Египте… И совсем мало – о родном городе, о своей «малой родине».

С этим мы, учителя, сталкиваемся постоянно. И также постоянно наблюдаем за тем, как изменяется отношение детей к городу, когда они узнают о нем что-то новое. Вот честное учительское, что-то в глазах у них появляется такое, чего не увидишь в других ситуациях! Пушкин – в нашем городе?! Дуэль с Дантесом – в нашем районе?! Племянница Пушкина похоронена на нашем Шуваловском кладбище?! Блок написал «Незнакомку» у нас в Озерках?! Мандельштам бывал в здании станции «Шувалово»?! Римский-Корсаков венчался в церкви нашего Шуваловского парка?! Обломов снимал дачу на Выборгской стороне?! Наша церковь не закрывалась во время блокады?!..

И все становится близким: и такой далекий для них XIX-й, и этот загадочный Серебряный век, и блокадные годы… Потому что это не где-то в далях дальних происходило, а вот тут, рядом…

Мы убеждены: только когда происходит осознание ребенком того, что он сам причастен к истории, только тогда он и становится гражданином своей страны.

Работа в этом направлении ведется учителями методического объединения школы давно. Так, например, исследование наших учеников «Духовенство в блокадном Ленинграде» получило Диплом победителя на городском конкурсе, посвященном 65-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады;

творческая работа «О современном театре поэтов на Пушкинской, 9», была представлена даже на Городских педагогических чтениях, посвященных памяти И.С. Грачевой;

творческие работы по теме «Мир без войны: миф или реальность» были отмечены грамотами и дипломами и напечатаны в районной газете «Школьный репортер» (№30) Дома детского творчества «Юность» Выборгского района.

И это только малая часть работы школы по краеведению.

Вот только системы, объединяющей эту работу в единое целое, не было. Метод проектной деятельности позволяет систематизировать нашу деятельность, анализировать и совершенствовать ее.

В результате проектной деятельности мы ожидаем, во-первых, видеть выпускников нашей школы хорошо знающими историю и культуру своего города и своего района; во-вторых, в основном социально адаптированных к жизни в большом городе; в-третьих, - истинных петербуржцев, знающих и ценящих традиции, культуру своего города и бережно относящихся к его наследию.

На наш взгляд, это и будет основной составляющей образа достойного гражданина.

Реализация проекта предполагает ознакомление с разными аспектами жизни

города и Выборгского района. Этому будут служить и экскурсии (автобусные и пешеходные, тематические и обзорные), экск1.jpg

и посещение музеев города и памятных мест,

экск2.jpg

и сбор информации об объектах города, и встречи с интересными людьми,

экск3.jpg

и подготовка «заочных» экскурсий, и тематические сообщения, и творческие индивидуальные и групповые работы,

а также проведение викторин, олимпиад, экск4.jpg

выставок, экск5.jpg

создание презентаций, сценариев, создание Интернет-газеты.

«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества,» - писал замечательный педагог В. А. Сухомлинский. Это высказывание полностью отражает идею проекта познания мира вокруг себя и своего места в этом мире – идею проекта «Петербургский аспект в учебно-воспитательном процессе».

За прошедший период проделана немалая работа в рамках проекта, направленная на ознакомление учеников с историей города и района и предусматривающая творческую деятельность учащихся :

п/п

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

1.

Анализ эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках словесности и во внеурочной деятельности.

Август 2010 г.

2.

Замысел проекта.

Сентябрь 2010г.

3.

Формирование проектной группы.

Сентябрь 2010г.

4.

Работа над созданием проекта:

- составление плана работы на ближайший и долгосрочный периоды;

- изучение литературы по проекту;

- разработка анкет для учащихся с целью выявления их интересов и интеллектуального уровня;

Сентябрь-октябрь 2010г.

5.

Работа над 1-м этапом проекта: «С чего начинается Родина?..»:

- работа учащихся по анкетам;

- анализ анкет;

- определение деятельности 1-го этапа : знакомство со своим районом;

- проведение классных часов на тему «Что я знаю о своем районе»;

- сочинение-описание «Улица, на которой я живу».

Октябрь 2010г.

6.

Работа над минипроектом «Наш Шуваловский парк» (в рамках 1-го этапа « С чего начинается Родина?..»):

- пешеходная экскурсия в Шуваловский парк;

- организация выставки фотографий и рисунков на тему « Осень в Шуваловском парке»;

- репортаж «На аллеях нашего парка»;

- создание презентации на тему «Наш Шуваловский парк» для учащихся 5-а, 5-б и 5-в классов (презентация создана учениками 5-х классов при поддержке уч-ся 10-х классов)

Октябрь 2010г.

7.

Работа над минипроектом «Пушкин в нашем городе»:

- автобусные экскурсии по Пушкинским местам:

*музей «Домик станционного смотрителя»,

*музей «Домик няни Пушкина Арины Родионовны»,

*музей-усадьба Ганнибалов;

* Пушкинские места в Санкт-Петербурге:

*музей-квартира на Мойке;

*место дуэли Пушкина на Черной речке;

- конкурс чтецов стихотворений А. С. Пушкина «И долго буду тем любезен я народу…».

Ноябрь-декабрь 2010г.

Февраль 2011г.

8.

Работа над минипроектом «Читающий Петербург»:

- классные часы на тему: « Любимая книга мамы (папы, бабушки…)»; «Моя любимая книга»; «Книги о нашем городе»;

Сочинение « Моя золотая полка».

Март 2011 г.

9.

Работа над минипроектом «Что я узнал о своем городе»:

- подведение итогов 1-го этапа проекта;

- сообщение ребят по данной теме;

- планирование на лето: подготовить творческие сообщения (альбомы, презентации, групповые выступления) на тему «Что я узнал о своем районе (городе, крае) за лето».

Апрель- май 2011 г.


2011-2012 учебный год


10.

Продолжение работы над 1-м этапом проекта «С чего начинается Родина»:

- анкетирование ребят с целью

1) выявления их знаний о родном крае;

2) выявления их интересов и предложений по знакомству с городом и районом;

- классные часы на тему «Что я узнал о своем городе, районе, крае за лето»:

* устные сообщения ребят;

* сочинения на тему «Летние просторы моей родины»;

* конкурс рисунков « Лето – это маленькая жизнь…»

* создание презентации ученицей 6-го класса «Путешествие в Пушгоры», проведение викторины по материалам презентации учащимися 6-а, 6-б, 6-в классов;

- автобусная экскурсия «Павловский парк»;

- репортаж «Этот прекрасный Павловский парк».

Сентябрь-октябрь 2011г.

11.

Работа над минипроектом «Наши Суздальские озера» в рамках проекта «С чего начинается Родина»:

- прогулки на Суздальские озера;

- сообщения по теме « История наших Суздальских озер»;

- выпуск школьных газет « Наши Суздальские озера»;

- проведение тематической викторины;

- создание презентациий «Наши Суздальские озера».

Сентябрь-октябрь 2011г.

12.

Работа над минипроектом «Наши истоки»:

- создание выставки поделок «Герои славянских мифов»;

- викторина по теме «Мифы древних славян».

Сентябрь 2011 г.

13.

Работа над минипроектом «Царскосельскому лицею – 200 лет»:

- экскурсия в Царскосельский лицей;

- презентация на тему «Отечества достойные сыны» (о лицеистах-друзьях Пушкина) для уч-ся 6-х, 10-х и 11-х классов;

- уроки словесности, посвященные этой теме.

Октябрь 2011 г.

14.

Работа над минипроектом «Отечества достойные сыны»:

- презентация «300 лет со дня рождения М. В. Ломоносова»;

- встреча с лектором: лекция на тему «Великий собиратель слов», посвященная 210-летию со дня рождения В. И. Даля;

- муз. викторина « Великий Чайковский»;

- уроки словесности, посвященные этим датам.

Ноябрь 2011 г.

15.

Работа над проектом « С чего начинается Родина»:

- автобусная экскурсия « Рождественский Петербург»;

- знакомство с петербургскими театрами (театр «Суббота»);

- сочинение-отзыв о просмотренном спектакле;

- участие в школьном проекте «Экологическая елочка»;

- участие в школьном новогоднем спектакле.

Декабрь 2011 г.


2012 год


16.

Продолжение работы по 1-му этапу проекта «С чего начинается Родина»:

- работа над созданием фотовыставки и презентаций «Свет и тени Выборгского района»;

- выставка рисунков и фоторабот «Выборгский район зимой»;

- работа над созданием презентации, приуроченной к юбилею Бородинской битвы;

- участие в районном туре конкурса чтецов «Обнимитесь, миллионы!»;

- конкурс чтецов «Подвиг Ленинграда»;

- классный час на тему «Блокадный Ленинград»;

- творческие работы «Память о войне в моей семье».

Январь-февраль 2012г.

17.

- работа над минипроектом «Отечества достойные сыны»:

* экскурсия в «Репинские пенаты»;

* герои Отечественной войны 1812 года.

Март 2012 г.

18.

- работа над минипроектом «Читающий Петербург»:

знакомство с районными библиотеками.

Март 2012г.

19.

- проведение классных часов на тему « Жители Выборгского района»:

творческие рассказы (альбомы, презентации) о родителях, друзьях, бабушках и дедушках.

Апрель 2012г.

20.

Акция добрых дел «Тебе, Победа!»

Май 2012 г.


Литература:

1.«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»: http://copy.yandex.net/сайт

2. «Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 годы»;

3. «Школа будущего – школа проектов. Инновационные технологии в школе», И. Г. Салова, Л. Г. Нарицина. СПб, 2006;

4. «Проектная деятельность в учебном процессе». Сост. : Брыков О. Д. , Громова Т. В., Салова И. Г.,

5. Щуркова Н. Е «Программа воспитания», М., 2009 г.

6. Селевко К.Г «Современные образовательные технологии»

7. Олешко М. Ю «Современные образовательные технологии. Учебное пособие»,   Нижний Тагил., 2011.


Поделиться: