Поиск по сайту

Проект экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по их приобщению к культурным традициям России


Авторcтво: Гринкевич Янина Владимировна, заместитель заведующего по УВР ГБДОУ детского сада № 12 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга


В продолжение актуальнейшей из проблем приобщения старших дошкольников к культурным традициям России, предлагаю Вашему вниманию проект работы, разработанный ранее мною совместно с педагогами на базе дошкольного учреждения с приоритетным художественно-эстетическим направлением работы.

Данный проект направлен на активное освоение культурных традиций России, основанных на формировании эмоционально окрашенного чувства сопричастности детей к духовному наследию прошлого.

Цель: приобщение старших дошкольников к культурным традициям России посредством организации педагогической работы, итогом которой являются литературные вечера.

Задачи:

1. Углубить, систематизировать и обобщить знания детей о русской культуре и культурных традициях России.

2. Воспитывать положительное отношение детей к приобретению знаний и их отражение в самостоятельной творческой деятельности.

3. Развивать эмоциональность, отзывчивость, радость от соприкосновения с миром культуры.

Принципы организации.

1. Единства обогащения эмоциональной, когнитивной и деятельной сфер личности ребенка.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с элементами русской культуры должна быть максимально содержательной, одновременно с этим вызывать у детей интерес и способствовать раскрытию полученных детьми знаний в деятельности.

2. Принцип индивидуального подхода к детям с учетом их индивидуальных предпочтений, склонностей и интересов в области культуры и в области творческой деятельности.

3. Становление ребенка субъектом деятельности.

Данный принцип заключается в освоении ребенком позиции субъекта деятельности. Позиция субъекта дает возможность дошкольнику проявить свою индивидуальность и активность в познавательной и творческой активности, что проявляется в стремлении самоутвердиться, найти адекватные средства самовыражения, творчески раскрыться в том или ином виде искусства.

4. Принцип сотрудничества, который заключается во взаимодействии педагогов с родителями и другими сотрудниками в процессе ознакомления детей с элементами культуры и организации литературных вечеров.

5. Создание радостной атмосферы, характерной для мироощущения русского человека, который всегда стремился скрасить будни. Создание атмосферы праздненств, гуляний, игр, театрализованных действий.

Данный проект включает в себя 3 этапа. На первом этапе дети знакомятся с некоторыми элементами традиционной народной культуры и особенностями традиционных развлечений русского народа.

На втором этапе дети знакомятся с некоторыми элементами материальной и духовной культуры (искусствами) и развлечениями людей, характерными для пушкинской эпохи.

На заключительном, третьем, этапе дети знакомятся с наиболее яркими преемственными культурными традициями.

1 этап. Ознакомление детей с русской традиционной культурой.

Цель: Приобщить детей к истокам традиционной народной культуры.

Задачи:

1. Уточнить, систематизировать и обобщить знания детей об особенностях элементов материальной народной культуры (устройство быта, предметы народного промысла и декоративно-прикладного искусства).

2. Систематизировать и обобщить знания детей о традиционных русских праздниках.

3. Познакомить детей с особенностями традиционных развлечений русского народа.

4. Познакомить детей с различными видами народного театра.

5. Развивать интерес к использованию произведений устного народного творчества в театрализованных играх детей.

В рамках первого этапа проводятся следующие мероприятия:

· Экскурсия в Российский этнографический музей на экспозицию «Русские. Традиционный быт и культура»;

· Оформление альбома с рисунками и детскими рассказами о праздниках народного календаря;

· Выставка творческих работ детей по произведениям народно-прикладного искусства;

· Инсценировка русских народных сказок в театрализованных играх детей;

· Ярмарка.

На данном этапе целесообразнее начинать работу по приобщению детей к истокам русской культуры с организации экскурсии в Российский этнографический музей на экспозицию «Русские. Традиционный быт и культура».

Экскурсия будет способствовать обогащению знаний детей и получению ярких образных впечатлений от восприятия ими разнообразных элементов материальной народной культуры: предметов быта и обихода, орудий труда, народных костюмов, предметов, предназначенных для обрядовых действий и развлечений русского народа.

К организации экскурсии желательно привлечь не только сотрудников, но и родителей. Это будет являться своеобразным первым этапом работы педагогов с родителями, который позволит родителям почувствовать свою сопричастность к образовательной работе, а также будет являться стимулом проявления активности для других родителей.

Кроме того, такая организация экскурсии позволит нам ещё больше сблизить детей и родителей на основе совместно пережитых чувств и впечатлений от увиденного на экскурсии, а также будет способствовать желанию поделиться своими впечатлениями друг с другом.

Безусловным является тот факт, что получение детьми знания и впечатления необходимо систематизировать и обобщить. С этой целью мы предлагаем организовать непосредственно образовательную деятельность с проблемными ситуациями «Кузьма – гость старинного домашнего очага».

Цель: Уточнить, систематизировать и обобщить знания детей о старинном жилище (избе) и его устройстве (предметах быта и их предназначении).

Оборудование: Обстановка горницы, предметы быта (печь, лавки, прялки, лучины, чугунки, ухваты, коромысло, деревянные ведра и посуда, самовар и т.д.)

Содержание: Приход детей в старинную избу.

Проблемная ситуация: Кузьма жалуется детям на отсутствие хозяев избы и просит детей помочь ему разобраться, для чего предназначены те или иные предметы быта. Дети называют, объясняют и показывают их предназначение. Имитационные этюды «Колка дров», «Растапливание русской печки», «По воду».

В заключение – чаепитие с целебными травами по русской традиции из самовара.

Восприятие детьми разнообразных предметов народной культуры будет способствовать возникновению желания у детей отразить яркие полученные впечатления в творческой работе. Поэтому целесообразнее всего, начиная с сентября, вести работу по подготовке к выставке детских работ. Данная работа осуществляется поэтапно.

Этапы

(сроки)

Задачи этапа

Виды народного искусства

Содержание

I

Сентябрь

Уточнить и систематизировать знания детей о видах декоративно-прикладного искусства.

Народная керамическая игрушка:

- дымковская

- каргопольская

- филимоновская

Роспись:

- Гжель

-Городецкая

- Хохломская

- Жестовская

Рассказы педагога о традициях росписи. Составление узоров из готовых форм.

Разучивание пословиц и поговорок о мастерах и их работе.

II

Октябрь

Упражнять детей в элементах росписи.

Познакомить с искусством Палеха.

Городец, Хохлома, Гжель, Жестово;

дымковская, каргопольская игрушки.

Лаковая миниатюра Палеха.

Объекты прикладного искусства, его образы и декорации становятся разнообразнее и сложнее. Работа направлена на совершенствование технических навыков и умений детей. Чтение русских народных сказок, знакомство с искусством Палеха: с сюжетом миниатюр по сказкам.

III

Ноябрь

Систематизировать и обобщить знания детей о видах народного промысла.

1. Керамические художественные изделия;

2. Художественные изделия из дерева и роспись;

3. Художественные изделия из металла роспись;

4. Лаки;

5. Народная игрушка;

6. Кружевоплетение.

Беседы по каждому виду народного промысла. Чтение сказок Бажова.

Выбор детьми какого-либо промысла и изготовление изделий.

Выставка творческих работ по произведениям народного промысла.

Цель: обобщить знания детей о многообразии видов декоративно-прикладного искусства.

Атрибуты: творческие работы детей, выполненные в непосредственно организованной образовательной деятельности (керамические художественные изделия: Вятская игрушка «дымка», Гжельская керамика (муляжи и роспись готовых форм); роспись по дереву: Хохлома, Городец; лаковые миниатюры: Палех (муляжи шкатулок с сюжетами по русским народным сказкам); выжигание по дереву.

Творческие работы могут быть дополнены изделиями, выполненными детьми не только на занятиях, но и дома, совместно с родителями. Также можно включить в выставку творческие работы родителей и сотрудников.

Содержание: Выставка разделена на секторы, каждый из которых посвящен какому-либо виду народного промысла. Дети и родители, останавливаясь возле любого сектора имеют возможность не только рассмотреть работы, но и получить задание от сидящего в данном секторе сотрудника. Задания могут быть такими:

1. Рассказать пословицу, поговорку о труде мастера или о самом изделии;

2. Спеть частушку по теме;

3. Загадать загадку или отгадать предложенную;

4. Вспомнить и назвать сказку, где это изделие встречается.

Поскольку знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства тесно связано с духовной жизнью русского народа, то необходимо одновременно начинать знакомство с элементами духовной культуры. Исходя из того, что на базе дошкольного учреждения с приоритетным художественно-эстетическим направлением, работа по ознакомлению детей с элементами народной культуры организуется, дети имеют представления о некоторых традициях, обычаях и деятельности русского народа, но знаний об отдыхе и развлечении людей того времени явно не достаточно, была предложена система работы по ознакомлению детей с развлечениями русского народа:

1. Тематическое содержание непосредственно образовательной деятельности с элементами сюжетных игр.

ТЕМА

Подготовительный этап

АТРИБУТЫ

Содержание игр

ПОСИДЕЛКИ

Знакомство с посиделками как свободным времяпровождением людей после трудового дня и занятием творческой деятельностью.

Прялка, веретено, кудель, пяльцы, деревянные игрушки, ложки, глиняная посуда.

Дети изображают занятие рукоделием. Закрепление знания загадок, пословиц и поговорок о мастерах и изделиях.

НА ЗАВАЛИНКЕ

Знания о том, что на завалинке собираются друзья, отдыхают и весело проводят время.

Лавки, музыкальные инструменты: дудки, свистульки, игрушечные гармоника и балалайка.

Дети разыгрывают ситуацию встречи с друзьями на завалинке и совместный отдых: частушки, дразнилки, пляски, хороводы.

ДЕВИЧНИК

Знания о том, что на девичнике собираются девушки, чтобы обсудить интересные для них вопросы, погадать.

Лавка, стол, самовар, свеча.

Девочки изображают ситуацию. Обсуждения интересующих их вопросов.

Пение народных песен.

МАЛЬЧИШНИК

Знания о том, что юноши собираются на мальчишнике, чтобы поговорить о делах, посоревноваться и просто весело провести время.

Лавка, мячи, веревка.

Народные игры и состязания мальчиков.

2. Оформление альбома с рисунками и рассказами детей о народных праздниках.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей о традиционных народных праздниках.

Содержание: Рисунки детей, посвященные народным праздникам (Осенины, Святки, Масленица, Встреча весны, Пасха и др.); рассказы детей в текстовой форме о том, что они знают о празднике, как он праздновался раньше на Руси, как он проводился в детском саду.

К оформлению «праздничного» альбома необходимо привлечь родителей и других сотрудников (по фольклору, по изобразительному искусству).

Помощь родителей будет заключаться в записи рассказов детей и оформлении текста.

3. Ознакомление детей с новыми народными играми.

Цель: научить детей использовать народные игры в самостоятельной деятельности.

а) Игра в мяч с «водаком»

Содержание: Чертится круг 7-10 м, выбирается водящий. Играющие входят в круг, «водак» выбивает одного играющего из круга. Играющий, которого выбили из круга становится водящим.

б) Рюхи и бита – инвентарь для игры «в городки».

Содержание: Рюхи (деревянные чурки) ставятся в очередном пространстве-городке. Игроки на расстоянии 10 м кидают поочередно биты-палки, стараясь разбить фигуру и выбить её из круга.

4.Ознакомление детей с новыми русскими народными сказками и былинами:

Жанр литературы

Название

Повторение пройденного

БЫЛИНЫ

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

«Садко»

СКАЗКИ

(бытовые, волшебные,

сказки о животных)

«Горшеня», «Каша из топора», «Мужик и медведь», «Семь Симеонов», «Морозко», «Хаврошечка»

«Гуси-лебеди»,

«Снегурочка»,

«Теремок»

5.Знакомство детей с некоторыми видами народного театра.

Цель: дать знания о некоторых видах народного театра и научить использовать произведения УНТ в самостоятельной деятельности.

Последовательность ознакомления:

а) Знакомство с театром Скоморохов

Содержание: 2-3 Скомороха (сотрудники) разыгрывают диалог: небылицы, прибаутки, присказки, дразнилки, побасенки.

-разыгрывание прибауток и побасенок детьми.

б) Знакомство с театром Петрушки

-показ спектакля взрослыми (сотрудники, родители) по русской народной сказке: «Лисичка-сестричка и серый волк».

- обучение детей действию с куклой, разыгрывание простых сюжетов, например: сказка «Колобок» (куклы: бабка, дедка, заяц, медведь, лиса, волк, колобок).

По мере овладения приемами кукловедения ребята начинают самостоятельно разыгрывать знакомые им сюжеты, например: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.

в) Знакомство с театром Вертеп

- показ вертепного кукольного представления взрослыми (педагогами, родителями) например: «Глупый царь».

- совместное с детьми изготовление атрибутов к показу сказки «Горшеня».

Заключительной на данном этапе формой работы является литературный вечер «Веселая Ярмарка».

Цель: обобщить знания детей о народной культуре.

Принципы: самостоятельный выбор детьми роли; активное участие детей и взрослых.

Содержание:

Диалог Скоморохов.

1-й: - Здравствуйте, ребятишки,

Озорники и шалунишки!

Привет всем от скоморошки,

От веселого парня Тимошки!

2-й: - Здравствуйте, ребята дорогие,

Маленькие и большие (показывает на родителей)

Ярмарку широкую открываем,

Наше веселье начинаем!

Диалог Скоморохов.

Пляска под рус.народную мелодию «Светит месяц». Скоморохи показывают движения детям и родителям.

Появляется Петрушка:

-Я на ярмарку пришел

Целый театр с собою привел.

Звенит звонок, заливается,

Наш спектакль начинается!

(Показ кукольного театра детьми по сказке «Теремок»).

Петрушка: - Ну, а какая ярмарка без частушек

И девчонок-хохотушек!

1.Конкурс на лучшую частушку,

2. Конкурс частушечников – родителей (кто кого перепоет):

Появляются Гавриловна и Даниловна. Диалог.

Хоровод девочек « А я по лугу».

Вертепное кукольное представление (показ родителями) по сказке «Горшеня».

Звучит рус.народная мелодия «Ах, вы сени».

Скоморохи: _ Продолжаем мы веселье,

Все бегом на каруели!

Игра «Карусели».

Скоморохи: - Эй, веселый народ,

Ловкий, быстрый хоровод!

Если дружно взять канат,

Потянуть вперед-назад

И сказать три раза: «Эх!»

Победит наверно смех.

Игра «Перетягивание каната»: участвуют дети и взрослые.

Диалоги Даниловны и Гавриловны.

Конкурс небылиц и небывальщин.

Скоморох: - Ой, смотрите, поводырь идет!

2-й: - И медведя за собой ведет!

Этюд «медведь и поводырь» (взрослый и ребенок).

Поводырь: - Ездили мы с медведем по базарам,

Вернулись кой с каким товаром.

Скоморох: - А у нашего дядюшки Якова

Товару тоже хватит всякого,

Подходи, налетай, выбирай, забирай!

Коробейники (дети) читают каждый свое четверостишье.

В коробах у детей поделки, сделанные ими ранее для выставки по мотивам народно-прикладного искусства.

Отдельный короб с булочками, сушками и пряниками, который собирают взрослые.

«Распродажа» товаров. Совместное чаепитие.

В результате проделанной работы дети должны:

1. Освоить особенности быта, труда, творчества и развлечений русского народа.

2. Уметь использовать в самостоятельной творческой деятельности полученные знания.

3. Проявлять интерес к народной культуре и самостоятельно находить источники информации.

2 этап. Ознакомление детей с элементами культуры пушкинской эпохи.

Следует сразу отметить, что мы расширили границы этого этапа и будем знакомить детей с 19 веком в целом, оставив в названии имя А.С.Пушкина как наиболее яркого и известного дошкольникам представителя этой эпохи.

Цель: Приобщить детей к некоторым элементам культуры «Золотого века» России.

Задачи:

1. Дать знания детям об особенностях элементов материальной культуры «Золотого века».

2. Углубить, систематизировать и обобщить знания детей о некоторых видах искусства.

3. Познакомить детей с особенностями развлечений людей пушкинской эпохи.

В рамках этого этапа были разработаны следующие мероприятия:

· Экскурсия в Русский музей,

· Тематическая непосредственно образовательная деятельность,

· Выставка детских работ по сказкам А.С. Пушкина,

· Литературный вечер – бал.

1. Экскурсия в Русский музей.

Цель: Познакомить детей с творчеством художников и дать наглядное представление детям о жизни людей в 19 веке.

Организация: Педагоги, как и на первом этапе, организуют экскурсию совместно с родителями.

2. Беседа о жизни людей в 19 веке.

Цель: Углубить и систематизировать знания детей об элементах материальной культуры того времени.

Содержание: Знакомство с бытом, одеждой и аксессуарами, средствами передвижения людей.

3. Тематическая НОД.

Цель: Углубить, систематизировать знания детей о некоторых видах искусства 19 века.

Выставка детских работ будет представлена на самом литературном вечере.

4. Беседа о том, как проводили свободное время современники Пушкина.

Цель: Познакомить детей с особенностями развлечений людей в пушкинскую эпоху.

Содержание: Рассказ о форме бала и о времяпрепровождении людей на балу (отдых, танцы, игры, конкурсы); рассказ о вечерах поэзии и искусства; инсценировка детьми сказки «…о попе и работнике его Балде».

Итоговой формой работы является литературный вечербал.

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о некоторых элементах русской культуры 19 века.

Организация: Зал делится на ряд гостиных, каждая из которых посвящена какому-либо автору: художнику, поэту, композитору, писателю.

Центральную гостиную украшает выставка работ по сказкам Пушкина.

Содержание: Хозяева встречают гостей (детей и взрослых), проводят по гостиным и показывают картины (рисунки детей на тематику времен года). Закрепление знаний детей о творчестве поэтов, художников, композиторов. Затем останавливаются в главной гостиной и рассматривают работы по сказкам Пушкина.

Хозяин говорит, что он пригласил оперных певцов и они скоро должны подъехать. Появляются артисты, рассматривают работы и сообщают, что у них имеется в репертуаре опера по сказке А.С. Пушкина.

Показ детской оперы «Сказка о попе и работнике его Балде».

Заранее предупрежденные родители и сотрудники исполняют романсы.

Конкурс лучшего исполнителя романса.

Затем организуется бал танцев: вальс, мазурка, полонез и т.п.

В перерывах между танцами проводятся конкурсы:

- на самое лучшее платье,

- на самого лучшего кавалера,

- на лучшую танцевальную пару…

В заключении праздника хозяева угощают всех гостей лимонадом.

Гости, прощаясь, благодарят хозяев за гостеприимство.

В результате проделанной работы дети должны:

1. Знать особенности материальной культуры 19 века;

2. Знать особенности искусства 19 века и уметь применять знания в самостоятельной творческой деятельности;

3. Проявлять интерес к расширению знаний о культуре 19 века и самостоятельно выделять и находить источники информации.

3 этап. Ознакомление детей с преемными современностью культурными традициями России.

Цель: Приобщить детей к некоторым унаследованным культурным традициям.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми культурными традициями России.

2. Систематизировать и обобщить знания детей о видах искусства.

3. Развивать умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

4. Развивать интерес к русской культуре.

В рамках третьего этапа были разработаны для детей культурные мероприятия: экскурсии в музеи, посещение театров и выставок, участие в городских праздниках; литературный вечер – литературное кафе «Мама, папа, я – культурная семья».

1.1.Экскурсия в музей прикладного народного творчества.

1.2.Экскурсия в Эрмитаж.

1.3.Посещение театра оперы и балета им. Мусоргского (опера, оперетта, балет)

1.4.ТЮЗа (спектакля)

1.5.Посещение выставок:

а) творчества художников-иллюстраторов детской книги;

б) изобразительного искусства;

в) фотовыставок.

2. Участие детей в городских праздниках и гуляниях, например:

- День города;

- Ярмарка

Все вышеперечисленные мероприятия организуются педагогами совместно с родителями.

После каждого посещения или экскурсии проводится беседа с целью развития представлений детей что культурные традиции являются неотъемлемой частью современного культурного человека.

Целесообразно после каждой экскурсии проводить тематические занятия (НОД) по изобразительному искусству. Рисунки детей можно оформить в виде альбома или выставки.

3. Ознакомление с творчеством писателей-современников.

Цель: познакомить детей с творчеством писателей – современников.

Жанры

Писатели, поэты

Деятельность детей

Поэты- писатели

К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, А.Л. Барто, И.П. Токмакова, Е. Благинина, В. Берестова

Разучивание поэтических отрывков произведений; изобразительная деятельность по литературным произведениям; инсценировки отдельных произведений; театрализованные игры.

Писатели

Е.И. Чарушин, Б.С. Житков,

В.В. Бианки, В. Сутеев, А.Гайдар, Н.Н. Носов, В.Осеева, А.Толстой

Итоговая форма работы – литературный вечер (литературное кафе «Мама, папа, я – культурная семья»).

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о некоторых видах искусства и их преемственности.

Организация: Дети и родители рассаживаются за столы, покрытые скатертью, в центре стола свеча и угощения.

Выставка детских работ оформляет группу. Тихо звучит музыка Е.Свиридова.

Содержание:

1. Рассказы взрослых о том, какие литературные произведения они любили в детстве.

2. Номер от каждого стола:

- прочесть стихотворение автора-современника;

- мини-сценка по произведениям современных писателей;

- имитационные загадки по литературным произведениям и их отгадывание;

- литературное лото: ведущий называет первое слово или слог – дети отгадывают название сказки или рассказа.

3. Конкурсы: «Нарисуй любого героя», «Кто здесь был и что забыл», «Назови любимого писателя» (показ портретов).

4. Викторины:

- Музыкальная по жанрам: опера, оперетта, эстрада, музыка к балету.

- Изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

- Литературная викторина

В завершении: чаепитие со сладостями; танцы в свободном стиле.

В результате проделанной работы дети должны:

1. Знать виды искусства.

2. Иметь представления о культурных традициях России.

3. Проявлять интерес к расширению знаний о культуре нашей страны и самостоятельно находить источники информации.

4. Проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности.


Поделиться: