Поиск по сайту

«Душа болит»


Авторcтво: Коточигова Марина Федоровна, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №477 Пушкинского района Санкт-Петербурга


« Гага-бои… (душа болит),» – выплакивал свою боль за поруганную французами русскую землю разбитый параличом дворянин Николай Андреевич Болконский.

« Душа болит», - стискивая зубы, смущенно признавались шукшинские « чудаки», Гамлеты крестьянской закваски, не вписавшиеся в одномерное социалистическое пространство.

Ощущение «болевых точек» своего времени – признак нравственного здоровья нации.

Болит ли душа у современного учителя, любящего свой предмет, приобщающего ученика к различным способам познавательных задач, развивающего его нравственно?

Да, болит, если педагог замечает, что ребенок теряет способность удивлять и удивляться, желание нестандартно мыслить, приспосабливается к получению знаний по шаблону.

Душа болит, потому что редкий выпускник не страдает равнодушием к тому или иному предмету, эмоциональной обедненностью, телесной и интеллектуальной закрепощенностью. Впишется ли он в современный мир, реализуется ли в нем как социально активная ,творческая личность?

Почему же «разумное, доброе, вечное», мы не всегда видим рост семян?

Часто мы относимся к ученику как к среднестатистической единице учебного процесса, не всегда учитываем его индивидуальность, психологические возможности, физическое здоровье. Не мы ли превращаем ребенка в пассивного слушателя новой информации или способствуем рождению агрессивного, непредсказуемого « бунтаря», не находящего должного понимания в школе и дома?

Что же делать, если традиционный урок с его регламентированностью и широтою методических задач не способен в полной мере активизировать творческие способности учащихся? Мы же понимаем, что принудительная деятельность ученика на уроке, деятельность без энтузиазма, инициативы, творчества - это псевдодеятельность, и всё же большую часть уроков выстраиваем по технологии объяснительно-иллюстративного обучения, организуя деятельность ученика по шаблонам, где учитель- главное лицо учебного процесса ,а ученик –подчинённое. На таких уроках комфортно «среднему» ученику , но они становятся мучением для детей с очень низким или очень высоким уровнем интеллекта.

Мастерство учителя заключается в том, чтобы урок стал коллективным, продуктивным творческим процессом. Педагог и режиссер З.Я. Корогодский считал, что урок- это сеанс врачевания, колдовства без обмана, акт любви взаимной и без подозрений. Мне кажется, не только учитель должен заниматься врачеванием, снимая внутреннее напряжение ученика, развивая мотивацию к познанию и творчеству, но и ученик должен пробуждать в учителе новую мысль, будить воображение. Если педагог, общаясь с учеником, придерживается принципа сотрудничества, рождается истинная коммуникативная культура. Ф.М.Достоевский писал : « Мы не должны превозноситься над детьми , мы их хуже. И если мы их учим чему- нибудь, чтобы сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними».

Как же вызвать активность каждого ученика при наполняемости классов по 25-30 человек? Как включить его в продуктивную деятельность на всех этапах урока? Размышления на данную тему привели меня к проведению уроков, построенных на взаимодействии русского языка (или литературы),психологии, театрального искусства.

Позитивно ребята относятся к себе и другим тогда, когда они внутренне свободны, поэтому я опираюсь на педагогические технологии, связанные с активной формой обучения. Уроки с выходом на интегрирование помогают развивать в ученике творческий потенциал через движение, общение, игру. Находясь в состоянии психологической безопасности , ребёнок не боится творческого общения с учителем.,

он может поставить педагога в затруднительное положение, если материал на уроке даётся в новом, необычном контексте.

По мнению З.Я.Корогодского, хороший урок должен оставлять впечатление хорошего спектакля с хорошей драматургией (структурой).

Во внеклассной работе по предмету, осуществляя функции учителя, режиссёра, сценариста, психолога в одном лице, я создаю спектакли на драматургическом материале, созвучном интеллекту и характеру учеников.

После коллектив­ного обсуждения сценария ведутся индивидуальные занятия, на которых через этюдный метод ребята приближаются к верному пониманию идеи произведения. Углубленная работа с текстом, чередуясь с актерской игрой, помогает ученикам получать сильное эмоциональное впечатление от прочитанного, сопоставлять нравственные проблемы, поднятые автором, с собственными духовными поисками, развивает культуру восприятия драматического произведения. В.Г.Маранцман считает, что «чтение пьесы - наиболее активный способ общения с искусством слова. Читатель рабо­той своего воображения постоянно должен достраивать реплики персонажей и ремарки автора, превращая их в картины, голоса, события, действия... Чтение пьесы драматизирует сознание, вносит в него эмоциональные и интеллектуаль­ные конфликты, которые при определенных условиях обучения ведут к пере­смотру стереотипных мнений».

Показ спектакля проходит на «ма­ленькой сценической площадке» (то есть в классе), что является облегчающим фактором для детей, испытывающих трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми в силу разных причин (неуспехи в учебе, природная стеснительность и т.д.)

Зрители, оказываясь лицом к лицу с актерами, легко вступают в духовный диалог с ними, сопереживают героям или отвергают увиденное, но не остаются равнодушными.

Обсуждение спектакля - высшая точка результата нашей совместной дея­тельности.

Создавая спектакль, я почти не использую сценические атрибуты (декорации, грим, костюмы),так как для меня важна на зрелищность, а насыщение внутренней жизнью актёрской роли. Ученик, оставаясь самим собою, создает живой характер, в котором переплетаются качества персонажа и личности исполнителя. Стремление только к внешнему изменению сценического образа может привести к наигранности , кривлянию , самопоказу.

Активно применяя в педагогической практике игровые технологии, редко прибегаю к театрализации уроков литературы, так как считаю, что непрофессиональное актёрское исполнение изучаемых произведений учениками, не владеющими законами театрального искусства, грешит поверхностностью, не способствует развитию высокой читательской и зрительской культуры.

…Я часто задумываюсь в последнее время: что ждёт впереди современного учителя? Новая форма аттестации начинает набирать обороты. Педагогическая деятельность выверяется алгебраической формулой. Казалось бы, учителя должны утешить манящие перспективы: высокие баллы- достойная зарплата. А на душе как -то неспокойно…Увидим ли мы с калькулятором в руке глаза невостребованных, не уверенных в себе учеников, не вписывающихся в современную жизнь, с её ориентиром на материальные ценности , физическую силу, с ее безжалостным отношением к другому человеку как потенциальному конкуренту или врагу. 

Приложение: Урок Мастерская


Поделиться: