Поиск по сайту

ВОСПИТАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ! Открытое внеклассное занятие для старшеклассников


Авторcтво: Жуковская И.А., педагог-воспитатель 6-го учебного курса ФГКОУ Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»


Актуальность темы: глобальное загрязнение окружающей среды – угроза экологического кризиса.
 Цель мероприятия: воспитывать бережное отношение человека к природе; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей. Методическая цель: создание условий для проявления познавательной активности воспитанниц с применением игровых и мультимедийных технологий.
 Воспитательная цель: формирование умения работать в команде и эффективно общаться с участниками команды.
Задачи: • развить у воспитанниц экологическую культуру и культуру общения; • формировать представление о взаимодействии человека и природы; • научить умело объединять знания и умения, проявлять творческие способности; • способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.
Планируемый результат: показать, что человек и его деятельность негативно влияют на окружающую среду, а значит, и на самого человека. Каждый из нас должен помнить об этом и оказывать посильную ежедневную помощь по предотвращению экологической катастрофы.
План мероприятия:
 I. Вступительное слово педагога.
II. Проблемы, пути их решения.
III. Национальный проект «Экология» 2019–2024.
IV. Экология в современном искусстве художников и скульпторов.
V. Представление собственных художественных работ воспитанниц.
 VI. Экологический след на планете.
VII. Экологическая викторина.
VIII. Рефлексия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово педагога

Сегодня наша встреча будет посвящена очень актуальной теме – экологии. Все мы знаем, что глобальное загрязнение окружающей среды – экологический кризис планеты касается абсолютно всего живого. Экология – тема номер один сейчас. Я вам расскажу немного о самой науке экологии, ее основе, чтобы представить «азбуку экологии». Впервые термин «экология» произнес немецкий ученый-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Этому же ученому принадлежит авторство таких биологических терминов, как «онтогенез», «филогенез», которые также имеют прямое отношение к экологии. (Онтогенез – это индивидуальное развитие организма с начала зарождения до смерти; в ходе онтогенеза происходит реализация генетической информации, полученной от родителей. Филогенез – это история развития (эволюция) мира животных и растений. Оба термина были впервые введены Э. Геккелем в 1866 г.) Что означает термин «экология» и что изучает это наука? Кто-то, может, знает и хочет ответить на этот вопрос? (Ответы воспитанниц.) Экология (от др.- греч. эко или ойкос – дом, логос – наука) – это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Но под словом «дом» в экологии понимают не только (и не столько) жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир – дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».
Дадим еще несколько определений этому термину.
 Экология – одна из биологических наук, изучающих живые системы в их взаимодействии со средой обитания. Сюда относятся все условия существования: климат, состав воздуха, воды, почвы. Экология – совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы. Соответственно, эколог – это человек, который изучает влияние любых процессов на окружающий мир и живые организмы.

Различают такие виды экологии:

• Экология биосферы – раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней.
• Промышленная экология – направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов.
• Сельхозэкология – изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой.
• Эволюционная экология – изучает процессы эволюции живых организмов и их влияние на среду обитания.
• Экология морей и океанов – направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли.
• Социальная экология – наука о чистоте социальной области.
• Экономическая экология – направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.

II. Проблемы, пути их решения

Педагог. Ну, а теперь ответьте мне на вопрос: раз есть наука, ее задачи, значит, есть и проблемы, которые данная отрасль науки изучает? (Предположения воспитанниц.) Глобальные экологические проблемы На сегодняшний день ученые насчитывают десятки глобальных экологических проблем. Приведем лишь наиболее актуальные из них, которые угрожают жизни на планете:
        • изменение климата;
        • загрязнение атмосферы;
        • истощение запасов пресной воды;
        • сокращение популяций и исчезновение видов флоры и фауны;
        • разрушение озонового слоя;
• загрязнение Мирового океана; 
• разрушение и загрязнение почвы;
• истощение полезных ископаемых;
• выпадение кислотных дождей и др.

III. Национальный проект «Экология» 2019–2024

Педагог. В 2018 г. Министерством природных ресурсов и экологии РФ разработан и утвержден нацпроект «Экология», рассчитанный на 5 лет. Направлен он конкретно на защиту природных богатств нашей огромной страны, и в нем показаны проблемы и пути этой защиты, национальные цели развития государства, способы восстановления комфортной и безопасной среды для жизни людей. В числе целей проекта – и эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных несанкционированных свалок в границах городов; и кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах; и повышение качества питьевой воды для населения. Подчеркнута необходимость сохранять биологическое разнообразие в природе, а также учитывать и воспроизводить наше лесное богатство.

В проекте обозначены основные задачи:

1. Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены; создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.
2. Создание и эффективное функционирование во всех субъектах РФ системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
3. Создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности и ликвидацию наиболее опасных объектов. (Все бытовые и ные отходы подразделяют на группы. Росприроднадзор разделяет отходы на пять классов опасности и обозначает их римскими цифрами.
Федеральный закон № 89-ФЗ сообщает об экологических классах опасности:
 I класс – чрезвычайные отходы, уровень негативного воздействия на живые существа таких объектов очень высокий.
II класс – высокоопасные отходы, степень воздействия на окружающую среду обозначается как высокая. Эта группа сильно нарушает экосистему, срок восстановления которой составляет более 30 лет после устранения воздействия разрушающего фактора.
III класс – умеренно опасные отходы и вещества и т. д.)
4. Реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду. В настоящее время разработаны и внедрены в действие федеральные законы, направленные на экологическую защиту: это сохранение уникальных водных объектов (реки Волги, озера Байкал); развитие экологического туризма; сохранение первозданных лесов и др. На реализацию этих задач проекта государство выделяет немалые материальные средства – чтобы строить мусороперерабатывающие заводы, очистные сооружения на различных производствах, осуществлять очистку лесов и высадку новых деревьев. С активным участием населения уже реализован ряд экологических проектов по очистке берегов водных объектов, по охране, защите и воспроизводству лесов, ликвидации несанкционированных свалок.
Педагог: Скажите мне, пожалуйста, как вы, на конкретных примерах, представляете себе реализацию этого глобального проекта?
Ответы воспитанниц
  • Раздельный сбор мусора с последующей его переработкой на заводах. Так, с 1 марта 2022 г. начали работать пункты приема с последующей переработкой гаджетов, аккумуляторных батарей, шин и колес автомобилей.
  • Чтобы сберечь лес, нужно не разжигать костры в лесу и на полях; не бросать и не закапывать мусор в лесу; не ломать деревья и не рвать цветы (особенно занесенные в Красную книгу).
• Необходимо высаживать хвойные деревья и кустарники – это компенсирует выбросы в атмосферу углекислого газа, насыщает воздух кислородом, ведь продукты промышленной деятельности человека увеличивают скорость потепления климата на планете.
  • Желательно производить озеленение крыш на многоэтажных домах. Это способствует существенному уменьшению загрязненности воздуха и обогащению его кислородом, а также это дополнительное пространство для отдыха людей и улучшение экологической ситуации в городах.
  • Нужно проводить замену автобусов, работающих на жидком топливе и выбрасывающих в атмосферу вредные газы, на электробусы, электромобили; в Москве уже более 400 таких электробусов работает на разных маршрутах.
  • Нужно больше использовать гаджеты для сохранения информации, это способствует экономии бумаги.
  • Необходимо использовать многоразовую посуду, а не пластик, так как пластиковые отходы заполонили всю планету. По подсчетам экспертов-экологов, в океан попадает более 8 млн тонн пластиковых отходов, от которых страдают все обитатели морей и океанов.
Педагог. Большое вам спасибо за такие предложения! Мы должны стремиться жить экологично и экономично – это сейчас звучит как девиз.

IV. Экология в современном искусстве художников и пторов

Педагог. Не только в различных министерствах и ведомствах работают над проблемами экологии нашей планеты, и не только обеспокоены этим отдельные сознательные люди, которым не все равно, что происходит с нашей планетой. Вопросы экологии волнуют и творческих людей – художники и скульпторы в своих работах отражают экологическую катастрофу планеты. Как вы помните, в сентябре 2021 г. в Третьяковской галерее прошла эковыставка под названием «Живое искусство». На ней было представлено более 300 произведений, созданных художниками из 16 стран. На этой выставке мы увидели произведения, отражающие острые проблемы экологии, а также новые способы общения человека и природы. В одной из инсталляций под названием «Корни деревьев» эти самые корни свисают с потолка, и вы как бы смотрите на мир с позиции подземных обитателей. Другая работа – «Отшельник» поражает видом огромных раковин с человеческими лицами, погружающими нас в другую стихию, – опускают на дно морское. Заставляет задуматься о жизни и композиция с говорящим названием «Люди расщепляются на пиксели». Ряд художников, не ограничиваясь констатацией фактов, показывают в своих дениях мир после экологической катастрофы. Безусловно, подобные экспонаты, воздействующие на наши чувства, открывают для нас новый взгляд на реальность, ведут человека к более экологичному поведению.

V. Представление собственных художественных работ воспитанниц

 Педагог. Среди наших воспитанниц также есть художники, которые по-своему изобразили данную тему. Посмотрим их работы и послушаем, что они нам о них расскажут. Так, Лиза Толстая назвала свою работу «Первозданный лес», Ксения Берлева показала, как «Киты спасают планету», а Екатерина Кирчикова ставила свое видение национального парка. (Презентация работ воспитанниц.)

 VI. Экологический след на планете

 Педагог. В экологии есть такое понятие, как «экологический след» («экослед»). Человек оказывает выраженное влияние на окружающую среду, часто негативное. Постоянно повышается число людей на Земле, увеличивается уровень потребления, повышается объем отходов. На протяжении множества лет экологический след как спрос человечества на ресурсы природы был выше биоемкости нашей планеты – ее способности к восстановлению. То есть экослед человека представляет собой площадь биологически продуктивной земной и водной территории, которая требуется для воспроизводства ресурсов, потребляемых людьми, и поглощения образуемых ими отходов.
Экологический след подразделяют на такие подгруппы:
  • Потребления – расходование биоемкости людьми в конкретной стране. Данный показатель зависит от индивидуального потребителя. Его можно уменьшить путем модификации стиля поведения людей как потребителей ресурсов. 
• Производства – расход биоемкости при осуществлении производственной деятельности в конкретном государстве или регионе.
• Торговли – расчет данного параметра ведется путем вычитания экоследа экспорта из экоследа импорта. Параметр отражает биоемкость в рамках международной торговли. Все эти показатели в целом влияют на экологический след, оставляемый человеком на планете. Как его можно уменьшить, чтобы не затоптать, не загубить планету, советует Всемирный фонд дикой природы:
• Выбирать энергоэффективную бытовую технику.
• Экономить электрическую энергию. Установить датчики потребления света там, где можно отключать его при отсутствии человека.
• Не переохлаждать помещение в летнее время: устанавливать кондиционер на 1–2 градуса выше привычного.
• Оказывать поддержку проектам по развитию альтернативных источников энергии.
• Сократить употребление полуфабрикатов, а также продуктов с высокой степенью переработки, поскольку их производство нуждается в больших затратах ресурсов. Рекомендуется готовить самостоятельно, с использованием свежих сезонных продуктов, желательно местного производства.
• Экономно подходить к расходу воды: закрывать кран во время чистки зубов, бритья. Вместо ванны купаться в душе. Подобрать специальную экономичную насадку на душ, ограничитель слива в туалетном бачке.
• Экономно относиться к использованию бумаги, сдавать макулатуру на переработку.
• Больше ходить пешком, для передвижения использовать общественный транспорт, велосипеды.
• Отдавать предпочтение путешествиям на поезде, а не на авиатранспорте.
• Отказаться от приобретения товаров с большим количеством упаковочных материалов.
• Употреблять больше фруктов и овощей, меньше мясных изделий.
• Покупать рыбу и морепродукты с маркировкой MSC. Морской попечительский совет (MSC) – независимая некоммерческая международная организация, в задачи которой входит сохранение рыбных запасов для будущих поколений и обеспечение собности морских экосистем, которая обозначает экологически устойчивый способ производства с соблюдением международных стандартов.

VII. Экологическая викторина

Педагог. А сейчас мы с вами перейдем от теоретической части (ознакомление с «азбукой экологии») к практической, а именно – проведем экологическую викторину. Для этого нужно разделиться на три команды, выбрать капитанов. Право первой игры команды определяют по жребию. В случае неправильного ответа стол лидера занимает другая команда. На обдумывание ответа – 1 минута. Викторина состоит из двух этапов:
1-й этап: подготовлены карточки с вопросами, в которых даны по три варианта ответов, нужно выбрать правильный.
2-й этап: более сложный, здесь нужно, уже без предложенных вариантов, дать правильный ответ. Итак, начали!

 Задания к 1-му этапу
1. Какая птица считается символом мира? А. Лебедь. Б. Голубь. В. Аист.
2. У кого язык длиннее своего тела? А. У муравьеда. Б. У змеи. В. У хамелеона.
3. В каком году была впервые издана Международная Красная книга? А. В 1857 г. Б. В 1966 г. В. В 1978 г.
4. Сколько ног у паука? А. 4. Б. 6. В. 8.
5. Где растет ананас? А. На пальме. Б. На земле. В. Под водой.
6. Назовите родину пингвинов. А. Австралия. Б. Антарктида. В. Африка.
7. Что такое анчоус? А. Соус. Б. Фрукт. В. Рыба.
8. Какой гриб самый ядовитый? А. Мухомор. Б. Бледная поганка. В. Желчный гриб.
9. Что такое банан? Это фрукт или ягода, или что-то еще, и как он растет? А. Гигантская трава. Б. Куст. В. Дерево.
10. Где находится самый большой заповедник на планете? А. В Америке. Б. В Австралии. Г. В Антарктиде.
11. Самец какой птицы насиживает яйца? А. Сойки. Б. Пингвина. В. Кукушки.
12. Кто в минуту опасности оставляет свой хвост? А. Ящерица. Б. Жаба. В. Питон.

Задания ко 2-му этапу
1. Где на Земле (территория) грибы бывают выше деревьев? (В тундре.)
2. То, что находится в этой коробке, можно получить из древесины того же дерева, из которого мы получаем искусственный шелк, вискозу, целлюлозу, из нее же изготавливают музыкальные инструменты – скрипку, рояль. (Это бумага, которую делают из древесины ели.)
3. Почему орешник цветет весной, а липа – летом? (Орешник опыляется ветром, липа – пчелами, а весной пчелы еще спят.)
4. Древесина этого дерева очень прочна и устойчива против гниения, а само дерево сбрасывает хвою на зиму. (Лиственница.)
5. Какую роль играют черные точки на березах? (Это отдушины, через которые береза дышит, так как береста непроницаема.)
6. Какие птицы спасли Рим? (Гуси.)
Подведение итогов и распределение мест, занятых командами, проводит ведущий. В каждой команде отмечаются наиболее активные игроки.

VIII. Рефлексия

Педагог. Сегодня мы с вами лишь в самой малой части коснулись проблем экологии. Скажите мне, пожалуйста, насколько значима лично для вас забота о нашей планете, как вы это для себя понимаете?
Что-то новое вы сегодня узнали на нашем занятии? (Воспитанницы делятся своим мнением.) Если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. Земля – наш общий дом. Он должен быть красивым, уютным, чистым.
Экология души – путь человечества в будущее. Я желаю вам быть внимательными друг к другу, а также к животным, растениям, и тогда нам удастся сохранить наш дом – нашу планету! Ведь сделать это можем только мы с вами, потому что мы – дети Земли! Вы со мной согласны? И пусть лозунгом нашей жизни станут эти строчки наших замечательных поэтов:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
 (Е. Евтушенко)

Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю!
(М. Дудин)

Поделиться: