Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


Авторcтво: Васильева Елена Юрьевна, учитель математики, Смольская Светлана Алексеевна, учитель математики ГБОУ СОШ № 360 имени А.В. Германа г. Санкт-Петербурга


Актуальность проблем экологического образования и воспитания школьников возрастает. Это вызвано:

·                     необходимостью повышения экологической культуры человека;

·                     необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

·                     необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

·                     необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

·                     низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

·                     недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры: совокупности   экологически развитых сознания и эмоционально — чувственной деятельности сфер личности.

Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом и решает две задачи:

ü    оно направлено на изучение и исследование окружающей среды,

ü    учит заботиться о ней на основе разумных решений.

Экологическое воспитание имеет широкую материальную базу: музеи, парки, экологические центры. Практически все учебные предметы: биология, химия, общественные, а также математические и художественные дают понимание об окружающей среде и способах ее сохранения. Целью экологического воспитания является подготовка такого человека, который знает, как его образ жизни влияет на окружающую среду и как выбор взаимодействия с окружающей средой способствует ее сохранению или уничтожению. «Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать условия … отражающим основные законы, которым подчиняются все организмы и перед которыми, в конечном счете, вынужден будет склониться человек». (Роберт Риклефс).

Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. [1, c.165]

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Осуществляется оно в тесной взаимосвязи учебной деятельности внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий.

В современном мире стало совершенно понятно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, спектакли, беседы, викторины, ролевые игры и другие мероприятия. Важную роль в этом воспитании дает практическая природоохранная деятельность детей под руководством опытных наставников – классных руководителей или учителей, проявляющих интерес к эковолонтёрскому движению. И весь вопрос в том, как, где и чему мы будем учить детей, как будем воспитывать их экологически грамотными, понимающими важность сохранения окружающей среды, готовыми разделить в будущем ответственность за нее перед новыми поколениями.

В нашей школе экологическое образование и воспитание является одним из направлений работы. Наши учащиеся являются активными участниками природоохранных операций разного уровня:

- учащиеся начальной школы ежегодно участвуют в акции «Покормите птиц зимой». Развешивают на территории школы кормушки и подкармливают птиц в течение зимнего периода.  Ребята понимают, что птицам зимой без нас не выжить.

                   

- все школьники участвуют в ежегодных городских субботниках.

                   

- в рамках экологического просвещения проводим всероссийские экологические уроки «Вода России» и «Разделяй с нами».  Где учащиеся учатся бережному отношению к водным ресурсам и грамотному обращению с отходами, через игровые состязания и практическое домашнее задание. Поставленные цели достигаются постепенно. Учащиеся старших классов под руководством наставников готовят и проводят различные игры, соревнования, конкурсы по экологическим темам в рамках акций, предлагаемых РДШ. Дети осознают, что экологические знания, получаемые на практике в процессе личного осознанного участия и передаваемые из поколения в поколение, — необходимое условие выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития.

  

- практической деятельностью является сбор макулатуры учащимися в течение учебного года.

- традиционной экологической работой стало участие в создании проектов по оформлению территории школы газонами, цветочными клумбами. Работа начинается весной с подготовки, посадки и выращивания цветочной рассады учащимися. Летом ухаживаем за клумбами, наводим порядок. А с июля по август радуем себя и жителей микрорайона цветущими газонами.

- проведение праздников в школе «День Земли», «День птиц», «День воды» развивают у школьников естественно-научные взгляды на взаимодействие общества и природы. Способствуют более тесному соединению теоретических знаний с эмоциональным восприятием окружающей среды, пробуждают интерес школьников, обеспечивают развитие их социальной активности.

Работы учащихся нашей школы неоднократно отмечены грамотами и дипломами разного уровня.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшем более углубленном изучении проблемы экологического воспитания школьников, так как   при проведении такой работы решаются следующие задачи: 

1.                 развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;

2.                 эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;

3.                 формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.  Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.

Экологическое воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы — благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.

В дальнейшем мы планируем расширять работу в направлении экологического волонтёрства – добровольного и безвозмездного участия в работе или деятельности, направленных на решение экологических проблем, например, в конце весны собираемся выехать с группой учащихся, входящих в состав РДШ, в зону береговой линии вдоль Финского залива для сбора мусора, оставшегося от пикников.

 

                                                                                           Литература

1.                 Маркитанова Л. А. Формы экологического воспитания. Издание ТРИ «Школа», 2012, с. 275


Поделиться: