Поиск по сайту

ФОРСАЙТ-ПРОЕКТ «НЕФОРМАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»


Авторcтво: Обуховская Анна Соломоновна, зам. директора по научно-методической работе, канд.биол.наук, член-корр. МАНЭБ ГБОУ лицей №179, Санкт-Петербург


Ключевыми идеями системы образования являются создание условий для вовлечения детско-юношеского сообщества в естественнонаучную, техно предпринимательскую и инженерную деятельность, освоение цифровых технологий. Реализация проектов, исследований, погружение в мир проб и открытий позволяет ребятам реализовать выбранный ими образовательный, профориентационный маршрут, формировать ключевые, метапредметные компетентности, навыки 21 века.

В настоящее время продолжает быть актуальной и значимой стратегия образования для устойчивого развития, стержневой линией которой является экологическое воспитание, формирующие бережное отношение населения к природе.

Необходимость формирования экологической культуры диктуется современными экологическими проблемами.

Экологическое образование призвано:

- развивать когнитивную и конвергентную деятельность учащихся, реализуя системно-деятельностный, практико-ориентированный и конвергентный подходы, через деятельностный пробы экологической направленности;

- в соответствии с концепцией устойчивого развития, помочь обучающимся осознать и в дальнейшем следовать пониманию, что должно быть равновесие между удовлетворением потребностей сегодняшнего времени и возможными последствиями в будущем;

- помочь обучающимся реализовать принципы устойчивого развития. Например, «Думай глобально, действуй локально»;

- создание новой экологически ориентированной модели поведения в решении экологических проблем, сохранении здоровья жителей планеты Земля и самой планеты Земля.

Несмотря на значимость формирования экологического мировоззрения и культуры формальное экологическое образование в школе не позволяет решить ряд задач. На помощь приходит неформальное экологическое образование (НЭО), которое позволяет компенсировать недоработки в формальном экологическом образовании.

По поводу неформального образования есть ряд точек зрения. Мы присоединяемся к точке зрения, что НЭО можно рассматривать и как дополнительное, и как неотделимое от школьного формального образования. Реализуется в детских сообществах, объединениях (клубы, кружки, секции, мастерские и др.). При этом оно не сопровождается получением документа государственного образца.

В ГБОУ лицей 179 реализуется как формальное, так и неформальное экологическое образование, которое выходит за рамки учебных программ лицея и является продолжением и дополнением, позитивной альтернативой формальному. Мы знакомимся с работой в режиме форсайт-проекта и реализуем «Неформальное экологическое образование».

Форсайт-проект, инновационный инструмент моделирования будущего. Участники форсайт-проекта не только оценивают риски тех или иных экологических проблем, но и проектируют деятельность на снижение риска.

Результатами форсайт-проекта является карта будущего, когда обсуждаются различные экологические проблемы и, главное, пути их решения.

НЭО проходит в рамках клубов: «Клуб старшеклассников» (секции биотестирования и биоиндикации, химического анализа, физического анализа), клуба «Высокие технологии и экология», «Нанотехнологии».

Деятельность клубов проводится как в стенах лицея, так и на базе социальных партнеров.

Реализуются задачи:

- стимулировать формирование общественно-экологического сознания, повышение экологической культуры обучающихся, населения;

- опора на личный опыт участников деятельности в решении экологических проблем;

- формирование когнитивной и конвергентной мыслительной деятельности, ключевых компетентностей, функциональной грамотности через экологическую проектную и исследовательскую деятельность, моделирование, прогноз экологического состояния окружающей среды;

- продвижение экогуманитарной парадигмы и модели образования – образования для устойчивого развития;

- формирование экологического сознания, мировоззрения с высоким уровнем социальной активности.

На протяжении ряда лет проводим мониторинг воды, почвы, атмосферного воздуха Санкт-Петербурга и Ленинградской области, определяем радиационный фон в городе и области, наличие радона в подвалах и на разных этажах многоквартирных домов; шумовую нагрузку города. Исследуем свойства биоразлагаемых пакетов и водонепроницаемой ткани, полученные результаты представляем на олимпиадах и конференциях разного уровня, проводим форсайт-сессии. Форсайт-сессию мы рассматриваем как аналитическую и переговорную платформу для поддержки принятия решений, обсуждаем проектные идеи и сценарные версии воплощения теории на практике.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся представлена на конференциях и олимпиадах разного уровня. Статьи учащихся публикуются в сборниках конференций.

Проведению форсайт-проекта, форсайт-сессии помогает сотрудничество и сетевое взаимодействие с социальными партнерами. Взаимодополняемость формального и неформального экологического образования способствует формированию у обучающихся метапредметных навыков, навыков XXI века, soft-skills и частично hard skills.

7                   укрупнённых гибких навыков (soft skills):

1.                 Учиться учиться (самопознание + обучение в деятельности + широкий кругозор)

2.                 Исследовать (системное мышление+ интеллектуальная гибкость + научный поиск и экспериментирование)

3.                 Проектировать и создавать новое (творчество + дивергентное мышление + инженерное мышление)

4.                 Читать и писать в цифровую эпоху (информационная и медиа-грамотность + цифровая безопасность)

5.                 Работать в команде (умение вдохновлять других + cозидательная жизненная позиция + сотрудничество + проактивность)

6.                 Организовывать деятельность (свою и чужую) (Личная эффективность + инициативность + лидерство +тайм-менеджмент)

7.                 Общаться (умение понимать и быть понятым)

 

Выяснение учащимися причинно-следственных связей в происходящих экологических процессах, аналитическая деятельность, самоанализ, самообразование, работа в группах способствуют достижению 4K: критическое мышление, креативность, коммуникация и координация; развивает их личностные качества (ответственность, самостоятельность, самооценка, целеустремленность, инициативность).

Участие ребят в волонтерской деятельности (сообщество волонтеров), проведение биологических, химических исследований развивает естественнонаучную и социальную коммуникативную грамотность. Таким образом, система формального и неформального экологического образования мотивирует, активизирует формирование у обучающихся экологического мировоззрения и культуры.

                                                                                         Литература

1.                 Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 N 286 URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=395449

2.                 Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 N 287 URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=395813

3.                 Неформальное образование: современный контекст. А.М. Макарский, А.М. Макарский. Журнал “Про_ДОД”. 2019. URL: https://prodod.moscow/archives/11172

 


Поделиться: