Поиск по сайту

УРОКИ ЭКОЛОГИИ В СКАЗКЕ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»


Авторcтво: Михалёва Инна Ивановна, учитель русского языка и литературы Михалёва Лилия Габдразаковна учитель начальных классов ГБОУ школа № 482 Санкт-Петербурга


Есть такое твердое правило.

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

А. Сент-Экзюпери

   Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. 

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Федеральный образовательный стандарт ставит перед собой цель воспитание истинного высокоинтеллектуального гражданина, любящего свое Отечество, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, активно и заинтересованно познающего мир, осознанно выполняющего правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Именно поэтому экологическое воспитание школьников очень важно. Реализация экологического воспитания входит в задачи педагогов. В этом направлении необходимо создание условий, помогающих сформировать любовь к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека. Задача педагогов школы подготовить обучающихся к жизни в современном мире, способствовать развитию чувства ответственности.

Формирование единства экологического сознания и поведения начинается с младшего школьного возраста и продолжается на протяжении всего обучения в школе.

Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трех проблем: широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания, приобретение экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества, формирование экологического сознания.

Экологическое воспитание и просвещение — это формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое воспитание и просвещение — важнейшая из основ процесса гармонизации взаимодействия общества с природой.

Формы и методы организации экологического образования должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Экологическое воспитание осуществляется посредством различных учебных предметов.

Всем известно, что уроки литературы и литературного чтения обладают огромным развивающим, обучающим и воспитательным потенциалом. Для успешности достижения целей экологического воспитания в рамках уроков литературы используется принцип отбора художественных произведений для чтения и анализа. Этот принцип требует, чтобы в содержание предмета включались произведения, в которых можно проследить проявление любви и заботы к окружающему миру. В процессе преподавания необходимо обращать внимание обучающихся на окружающую среду и на отношение человека к этой среде.

Перед учителем стоит задача – заинтересовать школьников проблемами экологии, обращаясь к произведениям литераторов, в произведении которых затрагивается проблема экологической обстановки планеты.

Одним из таких писателей стал Антуан де Сент-Экзюпери, написавший замечательную сказку «Маленький принц». «Маленький принц» — это необычная сказка, которая уже много лет находит отклик в миллионах сердец во всем мире, была написана французским писателем в самый разгар Второй мировой войны, в 1942 году.

В своем произведении Сент-Экзюпери затрагивает много проблем. Важнейшей из них является проблема ответственности – ответственности человека за свои поступки, слова, мысли. Этому рассказчика научил его юный друг – маленький принц. Он – властелин целой планеты – чувствовал огромную ответственность за всех своих подопечных. Недаром он говорит рассказчику: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Маленький принц учит заниматься экологией планеты, но подразумевает и экологию сознания.

Добрый писатель уверен, что людям необходимо научиться жить по-другому, он знает, что каждому нужна чистая вода, свежий воздух, прозрачное небо, усеянное звездами. Но, чтобы это все у человека было, надо задуматься о своих поступках, которые могут губительно влиять на состояние планеты.

В начале работы над самой сказкой важно познакомиться с писателем, человеком высоких моральных ценностей. Своей деятельностью, своей судьбой Сент-Экзюпери возвышается над обычным человеческим уровнем и относится к числу людей, которые должны служить для других примером. Стоит отметить, что посвящение в начале сказки многое говорит о человеке, написавшем ее. Он посвятил свое творение другу, Леону Верту, который подвергся преследованиям во время войны. “Мы — жители одной планеты, пассажиры одного корабля”, — говорил Экзюпери, он мечтал о спасении всего человечества, он был готов спасти каждого на этой земле, он жил ради нее.

В период Второй мировой войны, которая побудила Антуана де Сента-Экзюпери написать данное произведение, погибло много людей, а зона боевых действий охватила огромную площадь. Если условно собрать разрозненные территории воедино, то мы получим выжженные, разрушенные и опустелые земли размером с такую страну как Индия. Последствия Второй мировой войны не привели к глобальной природной катастрофе, но причинили серьезный урон хрупким экосистемам. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы — одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении в «Маленьком принце».

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экологических и других видов проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу.

История маленького принца имеет глубокий смысл и при этом в простой форме доносит до читателя важные, необходимые вещи. Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин. Именно очевидность помогает донести эти истины школьникам.

Сюжет сказки показывает нам главного героя, который жаждет познать мир и найти друзей. На своем пути к познанию мира маленький принц сталкивается разными персонажами и узнает о различных проблемах маленьких планет. Задача учителя – направить поисковую деятельность детей на выявление этих проблем и высказаться о возможных путях их решения. Школьники увидят планеты, но которых живут взрослые и совсем не заботятся о своем доме, думают только о себе или озадачены непонятными выдуманными проблемами. Дети придут к выводу: чтобы изменить внешний мир, нужно менять внутренний мир.

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы» Это своеобразный призыв к людям понять свое место на планете и Вселенной и стать более человечными по отношению друг к другу и своему дому – планете Земля.

Художественные произведения, которые затрагивают общечеловеческие проблемы, например, экологические, позволяют раскрыть вопросы о необходимости беречь и сохранять нашу планету, наш общий дом. Экологическая работа должна проводиться в системе в рамках разных учебных предметов, в том числе и на уроках литературы и литературного чтения.

 

                                                                                                   Литература

1. Грачёв Р. Антуан де Сент-Экзюпери. – В кн.: Писатели Франции. Под ред. Е. Г. Эткинда. – М., Просвещение, 1964. – С. 661–667.

2. Григорьев В. П. Антуан Сент-Экзюпери: Биография писателя. – Л.: Просвещение, 1973.

3. Губман Б. Л. “Истина для человека – это то, что делает его человеком”. [Предисл.] // Сент-Экзюпери А. Маленький принц и другие произвед. М.: Высшая школа, 1992.

4.Веб-сайт: ru.wikipedia.org

 


Поделиться: