Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ (ИЗ ПРАКТИКИ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ)


Авторcтво: Желыбенцева Людмила Васильевна, учитель биологии, Матаева Олеся Анатольевна, учитель музыки ГБОУ СОШ №360 имени А.В. Германа Санкт-Петербурга


      В современном многообразном динамичном мире экологические проблемы становятся, а, пожалуй, уже и стали, одними из приоритетных. Эффективность взаимодействия человека и природы становятся глобальным условием не только дальнейшего комфортного существования на планете, но и самой планеты со всем многообразием объектов живой и неживой природы.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, разработанной во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» уделено внимание и экологическому воспитанию. «Экологическое воспитание включает: развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии». Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности…повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Но любой стратег, (а кто такой «стратег»? Согласно толкованию, это полководец, знаток искусства ведения войны или человек, владеющий искусством руководить действиями масс, коллектива) опирается на тех, чьими действиями он руководит и успех реализации стратегии определяется в том числе и готовностью каждого из членов коллектива быть реализатором этой стратегии. И именно в образовательном учреждении огромный потенциал социального воспитания, в том числе и экологического компонента. Именно в образовательном учреждении формируется понимание, что глобальное начинается с одного: я, мой вклад, мои одноклассники, ученики моей школы, мои родители, учителя, мой район, мой город, моя страна и уже наш мир. И этот глобальный мир зависит от каждого из живущих на планете.

Одним из экологических проектов, реализуемых нашей школой являются «Недели Добра». Традиционно они проходят весной и осенью. Естественно, рамки мероприятий не ограничиваются одной неделей, так как для их реализации необходим кропотливый труд в течение всего учебного года, и не только учебного. Мероприятия «Недели Добра», являющиеся неким итогом повседневной работы в течение года, это: раздельный сбор мусора (экологически опасных отходов) – батарейки, аккумуляторы бытового назначения; сбор пластиковых крышек; уборка пришкольной территории – от классического субботника до организации плоггинга (плоггинг - экологическое движение, при котором бег трусцой сочетается со сбором мусора); размещение кормушек для птиц; сбор макулатуры.

Сбор макулатуры – не только возможность сохранить деревья, пример вторичного использования одного ресурса, но и прекрасная возможность ощутить и практический результат своего труда здесь и сейчас. Денежные средства, вырученные за сданную макулатуру, идут на приобретение кормов, которые направляются в приюты для животных. За реализацию данного направления традиционно отвечают классы с учащимися ОВЗ, что результативно сказывается на их социальной адаптации и полноценной интеграции в общество: это и непосредственное участие, и элементы организации процесса, и элементы финансовой грамотности, которые сочетаются с решением глобальных экологических проблем современности.

     Таким образом, ежегодное участие обучающихся в экологических акциях и проектах способствует формированию экологических привычек и повышению экологической культуры.


Поделиться: