Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Авторcтво: Шкарлет Валентина Леонидовна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 482 Санкт-Петербурга


Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер

у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться

к красоте можно только сердцем.

П. Гвездослов

   На сегодняшний день проблема экологического воспитания является наиболее актуальной. Потребительское отношение к природе и экологическая обстановка ставят перед нами вопрос: как помочь планете и сохранить её для будущих поколений? В связи с этим воспитание экологической культуры человека имеет большое значение и является важной задачей для современного общества.

Начинать это воспитание необходимо с раннего детства. Именно в детском возрасте происходит формирование личности и её ценностные ориентиры. Необходимо создать условия для того, чтобы научить детей соблюдать основные законы природы, изменить свое потребительское отношение, любить и беречь её.

Какие можно применять традиционные формы и методы экологического воспитания в педагогической деятельности?

А вот такие:

·                   беседы;

·                   наблюдения;

·                   чтение литературы;

·                   викторины;

·                   турниры;

·                   конкурсы;

·                   игры-путешествия;

·                   экологические уроки;

·                   мастер-классы;

·                   просмотр фильмов.

В своей работе я применяю также инновационные формы и методы.

          Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания младших школьников:

Ø    Экологические квилт – акции;

Ø    Сказкотерапия (сочинение и обыгрывание экологических сказок);

Ø    Экологические игры;

Ø    Составление «писем – жалоб» от тех, кто нуждается в помощи и защите человека;

Ø    Игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями;

Ø    Экологический ай – стоппер;

Ø    Экологический сторисек («Громкие чтения» или «Мешок историй»);

Ø    СОРСИ (Современная сюжетно - отобразительная развивающая экологическая игра);

Ø    Сторителлинг;

Ø    Дебаты;

Ø    Виртуальные экспедиции.

В этом докладе предоставлен опыт работы по заданной теме.

«Экологическая квилт – акция»

«Веточка экологических желаний» - это наглядная форма работы - информационный стенд, состоящий из отдельных частей:

§     Стикеров;

§     Этикеток;

§     Листочков;

§     Конвертиков;

§     Открыток и т.д.

В ходе акции, обучающиеся познакомились с различными экологическими проблемами. На заключительном этапе акции ребята написали свои пожелания и призывы на тему «экологии». 

Акция «Мешок экологических проблем»

Экологическая акция - конкретно спланированные действия, направленные на решение задач экологического просвещения младших школьников.

Ребята в ходе дебатов выявили экологические проблемы. Более значимые для них, они записали на открытках – книгах, которые поместили в «мешок экологических проблем». Дети убедились, как много экологических проблем на нашей планете. Обучающиеся определили, что некоторые проблемы можно начинать решать сейчас.

«Экологические сказки»

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний об окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод.

«Сторисек» («Громкие чтения» или «Мешок историй»)

Формат «Сторисека» предполагает выбор какой-либо книги для громкого чтения и подготовку комплекта методических материалов к этой книге. Для занятия нужно подготовить мешок с заданиями:

§     игрушки, являющиеся прообразами героев выбранного произведения;

§     книги;

§     аудиозаписи;

§     мультфильмы или сказки;

§     загадки;

§     пословицы и т.д.

Сторисек. Виды работы:

Ø    чтение сказки;

Ø    загадки;

Ø    игра «Крокодил»;

Ø    игра «Подбери пословицу к сказке»;

Ø    инсценировка сказки;

Ø    впечатления о прочитанном;

Ø    раскраски по сказке;

Ø    просмотр мультфильма;

Ø    подвижные игры («найди следы животного»);

Ø    игры-моделирование («составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур - моделей»).

«Экологический ай - стоппер»

«Экологический ай - стоппер» (ловушка для глаз) - выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление». Для привлечения их внимания необходимо что-то яркое, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Ай - стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи и т.д.

«СОРСИ»

Современная сюжетно - отобразительная развивающая экологическая игра (СОРСИ) «Спасём природу!»

          Во время игры происходит погружение в воображаемую ситуацию исследователя.

Игра состоит из шести испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа:

Первый этап – двигательный, второй этап - развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания и т.д.

Каждое испытание должно проходить в течение 5 – 7 минут. Во время игры звучит музыка, создающая обстановку неопределённости. По условию «сорси» дети должны найти ключевое слово игры. За каждое выигранное испытание дети получают ключи. Пройдя все этапы, у детей должно быть не менее пяти ключей. В конце игры они обменивают их на сюрприз.

«Сторителлинг»

Сторителлинг – это способ передачи информации через рассказывание историй. Экологические истории могут быть фантастическими, приближенными к реальности. Рассказывая историю, делимся воспоминаниями, опытом.

Существует несколько принципов хороших историй:

ü    Простота;

ü    Неожиданность;

ü    Конкретность;

ü    Реалистичность;

ü    Эмоциональность.

Существуют определенные правила сторителлинга:

1. Сторителлинг должен затрагивать каждого слушателя.

2. Необходимо использовать фразы, объединяющие вас («представьте себе», «вы, наверняка знаете это» …). 

3. Пользоваться молчанием.

4. Использовать наглядные примеры (презентации, видео- и аудио- сопровождение).

«Письма – жалобы»

Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от тех, кто нуждается в помощи и защите человека.

При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.

Вывод

Воспитание экологической культуры – это сложный и длительный процесс, который нужно осуществлять целенаправленно, планомерно, систематично, во взаимосвязи с семьёй и педагогами.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности обучающихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В процессе работы дети заметно расширили свои экологические представления.

«Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы».
                                                                                   Рёскин Джон 

Литература

1.                 Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание школьников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011

2.                 Ахметшина Л.P. Экологическое воспитание школьников. Методическое пособие. –Казань: КГПУ, 2002

3.                 Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию школьников

4.                 Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004

5.                 Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания - М.: Издательский центр «Академия», 2002

6.                 Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009

 


Поделиться: