Поиск по сайту

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Авторcтво: Татаренко Татьяна Михайловна, Кукель Валентина Ивановна, воспитатели ГБДОУ д/с № 83 Санкт-Петербурга


Быстрые темпы развития производства и стремление человека к комфорту влечет за собой серьезные последствия для окружающей среды, что впоследствии может служить предпосылками для глобальных экологических проблем. Экологическое воспитание является одной из задач развития духовно-нравственного человека.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным в формировании экологической культуры личности, основ ответственного и осознанного поведения в природе, бережного отношения к ней. Образовательная среда и деятельность педагогов должна быть направлена на развитие навыков гуманного отношения к объектам природы и адекватного взаимодействия с ней, приобретение мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности. Совместная деятельность детей, педагога, родителей должна быть сосредоточена на развитие практических навыков и умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды; развитие стремления к активной деятельности по защите окружающей среды, пониманию вреда, наносимого природе безответственными действиями людей.

В нашей работе с детьми, экологическое воспитание стоит на первом месте. В век потребительского прогресса, очень сложно найти отклик в сердцах детей. Все чаще слышится: «я никому ничего не должен». И только под руководством людей, обладающих экологической культуры, оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, волю. Не достаточно сказать ребенку, что наша планета гибнет от экологической катастрофы, важно, чтобы ребенок сам пришел к такому выводу. Можно много говорить, но ни одно красноречивое слово не заменит собственный опыт. И самым действенным способом является проектная деятельность. Здесь ребенок выступает как исследователь, самостоятельно изучающий окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания. Это еще важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. 

В результате проектной деятельности, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения.

Именно это нам и нужно было. Нами не ставятся цели научить детей беречь и любить природу, мы пошли дальше, мы хотим, чтобы дети сами учились друг у друга и привлекали к проблемам экологии сторонних людей.

Работа по экологическому воспитанию происходит постоянно, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной. Необходимо осуществлять всесторонний и системный подход в своей деятельности.

Мы хотим представите одно из «звеньев» нашей деятельности по формированию основ экологической культуры поведения у детей дошкольного возраста. Мы с детьми обратили внимание не такую проблему современного мира, как вред полиэтиленовых пакетов.

Одним из предметов, которые распространены повсеместно в современном мире, это полиэтиленовый пакет. Ежедневно на планете используется десятки миллиардов пакетов, это обусловлено тем, что эти пакеты являются одним из самых дешевых видов упаковки. И после использования эти пакеты просто выбрасываются. Их можно увидеть и в реке, и на дереве, и на дорогах. Вред, который наносит полиэтилен экологии нашей планеты просто огромный. Такое количество полиэтилена в природе может стать реальной угрозой всему живому на земле. Ведь достаточно перечислить некоторые факты:

·                   Полиэтиленовый пакет гниет 100 и более лет.

·                   Доля пакетиков в объеме всех бытовых отходов составляет около 9%.

·                   Пакеты производятся из полимеров, которые не разлагаются в естественной среде, а при сжигании в атмосферу выделяют ядовитые вещества.

·                   Приблизительно четверть водной поверхности укрыта полиэтиленовыми пакетами. Это приводит к тому, что разные виды рыб и дельфины, тюлени и киты, черепахи и морские птицы, принимая пластик за еду, заглатывают его, путаются в пакетах, и поэтому умирают в муках.

·                   За год в мире накапливается не менее 4 триллионов пакетов.

Все вышеперечисленные факты заставляют задуматься о необходимости мер, которые помогут улучшить экологическую ситуацию.

Избавиться от использования пакетов в ближайшее время будет трудно, выходит если ты не можешь повлиять на происходящее измени к нему отношение.

Мы предоставили детям возможность изучать влияния пакетов на окружающую среду путем наблюдений и экспериментов. В процессе познавания у детей постепенно углублялись знания.

Мы с детьми поставили перед собой следующие цели и задачи:

·                   продолжать знакомить с экологическими проблемами;

·                   формировать экологическую культуру и привычки поведения с раннего возраста

·                   знакомство такого материала, как полиэтилен;

·                   изучение пользы и вреда полиэтилена опытным путем;

·                   переработка полиэтилена;

·                   ввести понятие «многоразовое использование»

·                   формировать навык использовать упаковку повторно в декоративно-прикладном творчестве

·                   убеждать использовать упаковку от хлеба вторично и отдавать предпочтение экологичным упаковкам и эко-сумка при выборе товаров.

В нашей работе были использованы такие формы работы, как:

ü    анкетирование;

ü    наблюдение;

ü    опытно-экспериментальная деятельность;

ü    экологический совет;

ü    проведение акций

ü    создание дидактических игр и обогащение развивающей среды.

Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы. Одним из мотивов был поиск ответов на свои вопросы. Каждый делал маленький шаг на встречу к решению экологической проблемы.

Продуктом нашего проекта стал Экологический кодекс, который мы разработали вместе с ребятами. В котором главная мысль звучит: не покупай пакет в магазине, возьми сумку из дома. Количество продуктов не равно количеству пакетов. Подари пакету от хлеба вторую жизнь.

Китайская пословица гласит “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь”. В результате проведенной работы у дошкольников формируется личный опыт, поведенческие умения, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности, направленной на сохранение экологии.

В рамках образовательного учреждения нам удалось вызвать эмоциональный отклик у детей и их родителей. Мы смогли привить такие нормы поведения как: использовать вторично пакеты, посещать магазины с эко-сумками, хранение одежды в тряпичных пакетах.

 

                                                                                                               Литература

1.                 Коноплева Н.П. «Вторая жизнь вещей». М.: Просвещение, 1993

2.                 Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/

3.                 Сайт «Экология» [электронный ресурс] http://www.ecology.md/

4.                 http://ru.wikipedia.org/ Полиэтилен

5.                 http://www.wwf.ru/resources/news/article/3482/part1 «Всемирный фонд дикой природы в России»


Поделиться: