Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Авторcтво: Малькова Анастасия Александровна, Хромуничева Полина Андреевна, учителя начальных классов ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


«Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно» Н. И. Сладков.

 

      На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

      Во внеурочное время дети могут углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки исследователя, растениевода, цветовода, эколога.

   Специалисты выделяют следующие основные принципы экологического образования и воспитания:

- возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;

- обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;

- теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;

- отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми. [3,4].

Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой. Она объединяет в не­делимое формы организации деятельности детей, формируя совершенную личность, прививая не только любовь к окружающему миру, но и бережное отношение к природным богатствам.

В статье представляется опыт работы по проведению занятий экологической направленности в начальной школе. [2].

Экологическая культура в младшем школьном воз­расте создается как в учебной, так и во внеурочной де­ятельности учащихся. На уроках у учащихся формиру­ются убеждения, что природа - целостная саморегулиру­ющаяся система. Важное звено - изучение и понимание экологических законов и закономерностей существова­ния, формирования биологических систем всех уровней [1, 2, 6].

Во внеурочной деятельности экологического воспи­тания можно выделить следующие направления работы [7,8]:

- Познавательное направление работы, (дидактиче­ские игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

- Познавательно-развлекательное направление рабо­ты (праздники, утренники, устные журналы, экологиче­ские игры, игры-путешествия).

- Практическое направление работы, (посадка дере­вьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)

- Исследовательское направление (экскурсии, на­блюдения, опыты).

Формирование экологической культуры процесс не спонтанный, он начинается в семье, продолжаясь в дошколь­ных образовательных учреждениях и в школе. Сформированная экологическая культура проявляется в бережном отношении ребенка к окружающей его при­роде, умении видеть прекрасное вокруг себя и сберечь это прекрасное для себя и окружающих.

Сформировать у младших школьников ответствен­ное и бережное отношение к явлениям окружающе­го мира, научить видеть красоту природы в мелочах и пользоваться благами природных ресурсов менее рас­точительно является основной целью при формирова­нии экологического воспитания в младшем школьном возрасте. Это достигается только при систематическом обращении внимания школьников на познание окру­жающего мира, его законов, обеспечивающих взаимо­действие человека и природы. [4-7].

К.Д.Ушинский сказал: «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения». На занятиях мы очень часто применяем занимательный материал на экологическую тему, который помогает активизировать познавательную деятельность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. В работе мы используем различный занимательный материал: кроссворды, сценки, ребусы, загадки. Большое значение для экологического обучения имеет «Неделя экологии». В этот период мы с детьми проводим конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля – наш общий дом», конкурсы знатоков природы, КВНы, игры-путешествия по стациям, тематические экскурсии в Шуваловский парк. В конце недели проводится праздник в виде информационной игры, и ежегодная научно-практическая конференция «Знаю, умею, расскажу и покажу».

На занятиях по внеурочной деятельности учителя нашей школы учат детей правильно вести себя в природе. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

Но как это сделать? Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, мы используем в своей работе экологические игры. Они придают внеурочным занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живым и более интересными для детей. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Игра «Звёздный час»

Цель: закрепить знания о фактах и явлениях в природе.

Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей правильный ответ. За каждый правильный ответ выдается звезда, у кого больше звезд, тот и победитель.

Вопросы:

- Кто из этих животных не живет в тайге? (1 — волк, 2 — жираф, 3 — лиса.)

- Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (1 — утка-мандаринка, 2 — сокол, 3 — воробей.)

- Какой из грибов ядовитый? (1— белый гриб, 2 — дождевик, 3— белый навозник.)

- Какие из перечисленных растений являются лекарственными? (1 — крапива, 2 — колокольчик, 3 — синий василек.)

- Кого называют королем грызунов? (1 — суслик, 2 — бобр, 3 — хомяк.)

- Кого называют глазастым охотником? (1— варан, 2 — стрекоза, 3—лягушка.)

- Какого жука называют опасным преступником? (1 — майский жук, 2 — колорадский жук, 3 — жук-олень.)

- Какие из перечисленных змей ядовитые? (1— гадюка, 2 — уж, 3 — кобра.)

- Какое из этих животных живет в пустыне? (1 — верблюд, 2 — тигр, 3 — волк.)

- Назовите перелетных птиц. (7 — кукушка, 2 — ласточка, 3 — стриж.)

- О какой птице загадка:

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли —

Им с ходулей не сойти.

(1 — зарянка, 2 — ворона, 3 — журавль.)

Игра «Экологический пост»

Играют во время прогулки по городу, селу, парку, лесу, по берегу реки. Учащиеся разбиваются на экологические микрогруппы по 3-5 человек. У каждого звена должны быть листы альбомной бумаги и фломастеры. Учащимся предлагается выявить экологически неблагополучное место и обосновать необходимость экологического поста вблизи него, написать сигнальные и познавательные плакаты и обосновать перечень мероприятий по благоустройству. На это дается 15-20 минут. Каждая микрогруппа ведет своих товарищей к этому месту и показывает результаты своей работы. Из числа наиболее подготовленных учащихся неплохо выбрать жюри, которое проведет оценку выполненного задания по следующим показателям:

1. Обоснован ли выбор места для экологического поста?

2. Правильно и достаточно ли полно выявлены признаки экологического неблагополучия?

3. Какое «сигнальное» или предупреждающее оформление сделали учащиеся на экологическом посту?

4. Какие конкретные меры по устранению причин неблагополучия или по благоустройству они предложили?

Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале. Максимальная оценка задания — 20 баллов. Следует ограничить время выступления каждой группы (3—5 минут).

Цели экологического воспитания в процессе обу­чения мы достигаем, развивая экологическое сознание личности ребенка как объединенное становление зна­ний, мышления, чувств, воли, формируя в детях готов­ность к охране и рациональному использованию при­родных богатств и ресурсов.

Таким образом, внеклассная работа по экологическому воспитанию, под которой понимается организованная и целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность педагогов и учащихся начальных классов, связанная с изучением данных вопросов, базирующаяся на добровольных началах и проводимая во внеурочное время, предоставляет широкие возможности для формирования у младших школьников основ экологической культуры.

                                                                             Список используемой литературы

1.                 Иванова Т.Н., Иванов М.Н. Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии // Карельский науч­ный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-133.

2.                 Кантор И.В. Эмоциональное развитие дошкольников в про­цессе экологического воспитания: психолого-педагогические аспекты экологического воспитания дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2017. № 1 (12). С. 173-179.

3.                 Лизунова Е.В. Ролевая игра как способ формирования экологи­ческой культуры на уроках биологии. // Мат. ВНПК «Биологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы». Самара. 2014. С. 381-388.

4.                 Любовникова Е.В. Теория и методика преподавания экологии в рамках внеурочной деятельности научного сообщества учащихся. / Е.В. Любовникова // Мат. МНПК «Путь в науку». Барнаул. 2016. С. 94-100.

 

5.                 Мокиевская Н.Е., Вьюнова Н.А., Козлова М.В. Проблемы фор­мирования экологической культуры школьников // XXI век: итоги про­шлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 100-104.

6.                 Саруханова З.В. Роль экологического воспитания в образова­нии. // Мат. МНПК «Биологическое и химическое образование: пробле­мы и перспективы развития». Махачкала. 2013. С. 168-171.

7.                 Сичко И.А. Использование проектной деятельности в про­цессе формирования экологической культуры младших школьников // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 39-42.

8.                 Спиридонова В.А., Данилова Е.И. Экологическое воспитание как средство эстетического и нравственного воспитания детей // Вестник научных конференций. 2017. № 4-4 (20). С. 119-120.


Поделиться: