Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО – СТАРТОВЫЙ КУРС НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Авторcтво: Матвеева Валентина Борисовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №35 г. Иркутска


Всё хорошее в людях -  из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

      В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба.

      Мир природы удивителен и прекрасен, но не все способны видеть эту красоту многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды…умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается. Эти умения не развиваются сами собой, не даются с рождения в готовом виде, а воспитываются. Следовательно, одной из важнейших задач современной школы является – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.

      Успех экологического образования в школе во многом зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. С 2003 года наша школа работает по авторской программе факультативного курса «Экологическое творчество» Сорокиной Людмилы Георгиевны. Данная программа является необходимым компонентом непрерывного экологического воспитания обучающихся и рассматривается, как развивающая и углубляющая знания детей о взаимодействиях природного и предметного мира, на развитие художественного мышления, наблюдательности и воображения, воспитывает чувство патриотизма и любви к своему краю и ответственности за его судьбу.  Формирует доброе и уважительное отношение к окружающему, к людям через последовательное изучение материала, разнообразие форм, методов приёмов, с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

      Приоритетным направлением курса является реализация целей устойчивого развития через продвижение и развитие экологического просвещения, содействие развития системы образования города в соответствии с Национальными проектами «Образование» и «Экология». Знакомясь с представителями живой и неживой природы, учащиеся учатся в рисунках, схемах, синквейнах устанавливать взаимосвязи и взаимодействия всех объектов. Плакаты, квесты, классные часы, акции, агитбригады формируют осознанно-правильное отношение к планете Земля, к месту, где родился (Иркутская область, Байкал) и к человеку, как части природы, гордости за свою страну. Через просмотры видеофильмом, мультфильмов знакомятся с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности, осознанного и уважительного отношения к природе, Байкалу.

      Данный курс также предполагает развитие личностных качеств – ответственности, потребности в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, формирование осознанного и уважительного отношения к природе, Байкалу.

      Занятия лучше начинать вести с 1 класса, как внеурочную деятельность. В 2-4 классах – факультатив в вариативной части учебного плана. Объём занятий – 34 часа. Данный факультатив является пропедевтическим по отношению к дисциплинам естественного цикла, дополняет курс «Окружающий мир».

      В содержании программы предусмотрены разные разделы, которые расширяют знания детей, по мере их взросления.

      Это: фенология, здоровье и человек, многообразие природы Байкала, животный и растительный мир Байкала и Прибайкалья, регуляции взаимоотношений человека с природой. В курсе большое внимание уделяется практическим работам учащихся: дорожные знаки, климат Байкала, семейный проект «Православные праздники и времена года», вселенцы Байкала, редкие и исчезающие птицы Байкала, погода и здоровье, звуки и здоровье,таёжные великаны, зелёная аптека и т.д.

      Основными направлениями по данному курсу являются – расширение и углубление знаний детей о взаимосвязях природного и предметного мира, формирование доброго и уважительного отношения к окружающей природе, людям, через развитие художественного мышления, наблюдательности и воображения.

      Большую помощь в работе нам оказывают книги, журналы. Сказки В.Сутеева, В.Бианки, Д.Н.Мамина – Сибиряка, В.Стародумова, рассказы Е Чарушина, Г.Скребицкого, «Экологически чистые сказки с берегов Байкала» Софьи Бунтовской, сказки Людмилы Петрушевский, журнал «Сибирячок» с замечательными героями - помощники в проведении занятий.

      Формирование экологической культуры — это так же необходимый компонент всех направлений воспитания. Классные часы на темы: «Лес – наше богатство», «Берегите животных», «Братья наши меньшие», «Прекрасный мир природы», агитрбигады «Покормите птиц», «Защитники Байкала», «Земля – наш общий дом», «Мусору – нет!»; участие в акциях «Вторая жизнь пластика», «Спасём ёжика!», «Чистая планета», «Поможем деревьям», «Кормушки для пичужки», весенняя неделя добра «Посади дерево» - это только часть наших мероприятий и дел, которые полюбились детям и родителям.

      В результате проделанной работы у учащихся появилась желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (рисунок, коллаж, викторина, ребусы, кроссенсы, кроссворды, проект, стенгазеты, листовки презентация, синквейн и т.д.) Формируется начало экологической культуры, осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, учащиеся получают практические знания по охране природы, развиваются коммуникативные навыки, учатся экспериментировать, анализировать, делать вывода

     Таким образом, непрерывное экологическое обучение и воспитание является основой для устойчивого развития.

Глоссарий

1.                 Абиотические факторы – условия неживой природы.

2.                 Адаптация – способность приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.

3.                 Акклиматизация – приспособление организмов к новым климатическим условиям.

4.                 Антропогенные факторы – влияние деятельности человеческого общества на окружающую среду.

5.                 Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами.

6.                 Биоритмы – зависимость процессов живых организмов от ритмичной смены факторов неживой природы.

7.                 Биотические факторы – влияние живых организмов.

8.                 Осанка — это привычное положение тела

9.                 Правило Аллена– у животных, населяющих более холодные участки ареала, выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины) меньше, чем у представителей того же (или близких) видов из более теплых мест

10.            Фотопериодизм – реакция организмов на суточный ритм освещения.

11.            Фенология - наука о сезонных явлениях в живой природе; регистрирует и изучает главным образом изменения в растительном и животном мире

12.            Экология – наука, изучающая взаимоотношения организма и среды.

13.            Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними

14.            Эволюция – длительное развитие органического мира.

15.            Эндемики – организмы, обитающие на ограниченной территории.  Эндемики (от греч. — местный)

16.            Ярусы леса - элемент вертикальной структуры фитоценоза. Благодаря ярусному расположению растений в сообществе наиболее полно используются природные условия (свет, тепло, почва).

                                                                                      ЛИТЕРАТУРА

Для учителя

1.                 Андреева Е.К. Путь к ноосфере. Принципы воспитания через природу в школе Сухомлинского. Младшие классы. Пущино 1983.

2.                 Байкальские уроки. Методические материалы для экологического образования в летнее время Иркутск 2006 -159с.

3.                 Волна (экологический информационно-методический журнал)

4.                 Галазий Г.И. «Байкал в вопросах и ответах», Иркутск. 2004

5.                 Дзятковская Е.Н., Нодельман В.И., Востротина З.И. Здоровье и образование(монография), -Иркутск ИГПУ, 1998-320с.

6.                 Дзятковская Е.Е.  Образование и  ...  или здоровье?  Книга для учителя. - М.: Центр «Образование и экология», 2007 г.

7.                 Жевлакова М.А., Корякина Н.И., Кириллов П.Н. Загадки лесной опушки г.Санкт-Петербург 2000г 

8.                 Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

9.                 Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №1

10.            Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми” 

11.            Кузеванова Е.Н. «Байкаловедение: Живой мир Байкала» спецкурс для общеобразовательных учебных заведений Иркутск 2006.

12.            Рыжова Н.А “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники) Рыжова Н.А “Наш дом – природа” Журнал “Начальная школа” 1998г. №10

Использование ЭОР

1.                 Презентации к урокам

2.                 Экологические видиоролики

3.                 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000357-1000-4ddd-8028-120046bb2fd2/?from=000001a1-a000-4ddd-7bd7-0a0046b1da3f&interface=pupil&class=49&subject=29

4.                 http://fcior.edu.ru/card/14264/priznaki-rasteniy-usloviya-zhizni-rasteniy.html

5.                 http://veselajashkola.ru/shkolnaya-moda/ekologiya-dlya-mladshix-shkolnikov-osnovnye-ponyatiya/

6.                 http://mounoch8.ucoz.ru/load/programmy/shkola_rossii/kurs_ehkologija_dlja_mladshikh_shkolnikov/7-1-0-17

7.                 http://festival.1september.ru/articles/213264/

8.                 http://supercook.ru/sibir-k/sibir-18.html

9.                 http://pandia.ru/text/77/454/36514.php

10.            http://www.baikalvisa.ru/baikal

11.            http://www.ozerobaikal.com

Для учащихся:                                                           

 Дзятковский Д.К., Дзятковская Е.Н., Асламова С.Н. Экологическое творчество.учеб. 1-4 кл. Иркутск: ГУОПО 2001

Дополнительная литература

1.              Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

2.              Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные. -М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

3.              Большая энциклопедия животного мира. М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

4.              Бунтовская Софья Николаевна «Экологические чистые сказки с берегов Байкала» Книги 1,2,3 Иркутск Издательство «Репроцентр А1 2009

5.              Все обо всем. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001

6.              Журналы «Сибирячок» 

7.              Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г

8.              Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

9.              Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г

10.            Мой мир Пособие для учителя\ Пер. с англ.- Иркутск: Байкальская Экологическая волна 2002 130с

11.            Петров Е.П. Рассказ нерпенка Кумы. Байкальска сказка-Улан-Удэ: ЭКОС 2012 48с

12.            Плешаков А.А. «Зеленые страницы» книга для учащихся младшей школы. М., «Просвещение» 2006

13.            Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

14.            Тропина М.Г. «Сказки рассказы с байкальских берегов» Книга 1 По страницам Красной книги Иркутской области. Пресноводные и пресмыкающиеся.- Иркутск Изд-во «Репроцентр А 1» 2014 32с

15.            Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.

16.            Сибирячок. Детский литературно-творческий журнал. Иркутск  2002, 2008г.

17.            Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.

18.            Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999 

Поделиться: