Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ КАК СПОСОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Авторcтво: Колобкова Елена Викторовна, учитель начальных классов, Прищепа Светлана Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ прогимназия №130 Санкт-Петербурга


   Своё первое представление об экологии ребята получают ещё в дошкольных образовательных организациях. Когда дети приходят в школу, целью учителей и воспитателей начальной школы становится закрепление и обогащение представлений детей о мире экологии, о проблемах экологии родного края. В начальной школе ученики становятся более самостоятельными, независимыми. Им хочется быть взрослыми, проявлять себя, демонстрировать свои способности и таланты. Именно поэтому в начальной школе по экологическому образованию следует использовать экологические акции.

   Под экологическими акциями следует понимать событийно - значимые мероприятия, которые направлены на сохранение окружающей среды. В процессе проведения экологических акций младшие школьники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция.

   В процессе акций могут принимать участие не только педагогический коллектив и ученики, но и семьи воспитанников. В таком случае обхват экологических акций будет значительно увеличен. Помимо работы над экологическим образованием детей, будет проходить работа и с взрослым поколением.

   Экологические акции удобнее всего проводить во внеурочное время без отрыва детей от учебной деятельности.

   Перед проведением акций необходимо проводить пропедевтическую работу с детьми, а именно: познакомить с экологией, как наукой, дать представления об экологических проблемах, путях их решений. В процессе выбора путей решений необходимо направить детей на вариант их помощи в борьбе с экологическими проблемами. Ученики начальной школы должны оценить важность и значимость своего участия в экологических акциях. В процессе подготовительной работы с детьми можно выделить и обозначить ряд экологических проблем, по которым будут проходить дальнейшие акции. Рассмотрим, какие же акции в школах проводят чаще всего.

    К самой распространённой экологической акции следует отнести сбор макулатуры. В процессе сбора макулатуры дети знакомятся с видами бумаги, учатся их различать.

    Акция «Раздельный сбор» призывает учащихся собирать мусор исходя из материала, из которого сделан мусор (пластик, стекло и т.д.). В данной акции можно принимать участие всей семьёй.

    Акция «Добрые крышечки» позволяет не только собирать мусор раздельно, но и помочь детям, которым нужна поддержка. Этот проект организован совместно Общественным движением «ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ» и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

    Акция «Прекрасному певцу нужен дом» позволят приучить детей к ручному труду во время создания кормушек, скворечников и т.д. Ребята учатся создавать домики для птиц, заботится о них.

    Акция «Цветы-лучшее украшение планеты» позволяет познакомить учащихся с многообразием цветов, со способами высаживания и ухаживания за ними.

    Любая акция из перечисленных выше является долговременной. После проведения самой акции следует продолжить наблюдение за результатами акции. Оценить её важность, её роль в дальнейшей жизни. Дать оценку выбранным способам и методам достижения поставленной цели.

     Во время проведения акций формируются коммуникативные навыки у учеников начальной школы. Они учатся договариваться между собой, решать конфликтные ситуации и т.д.

     В процессе педагогической деятельности было замечено, что экологические акции у подрастающего поколения вызывают интерес к окружающему миру, появляется заинтересованность в защите и охране природы, возникает понимание причинно-следственных связей (причины экологических проблем – их следствие). В процессе акций дети начинают понимать и осознавать всю масштабность экологических проблем. Благодаря экологическим акциям мы формируем активную жизненную позицию у подрастающего поколения.

 

                                                                                                               Литература

1.                 Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2001. – 80 с.

2.                 Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.

3.                 Чернышева, В.А. Программа внеурочной деятельности по экологии // Практика административной работы в школе. – 2013. – No6. – с. 17


Поделиться: