Поиск по сайту

«Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники». Взгляд тьютора


Авторcтво: Кондратенко Елена Александровна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга


Под воздействием общих тенденций развития наставничества в дополнительном образовании в 2020 году, в рамках участия ДДЮТ Выборгского района в 2021 году в городском проекте по внедрению целевой модели наставничества в Санкт-Петербурге в нашем дворце за последнее время большое развитие получило детское наставничество. Это тот вид, при котором ученик старшего возраста сопровождает младших учащихся. Руководит процессом тьютор – педагог детского объединения. За два последних года в форме «ученик-ученик» прошли апробацию два вида взаимодействия: 1. Пара – «Ученик-ученик»; 2. Группа – «Ученик-ученики». Положительные результаты есть у всех, независимо от формата взаимодействия. Можно привести примеры разных направленностей, поскольку детское наставничество развилось во всех отделах Дворца.

В статье речь пойдет об учащихся музыкального отдела. В 2021-2022 учебном году с целью выявления учащихся-лидеров, способных к работе с аудиторией, а также заинтересованных в педагогической деятельности, была опробована творческая модель сотрудничества в тандемах объединения «Инструментальное музицирование».

Начиная работать по данному направлению, мне необходимо было провести разъяснительную работу с учащимися и их родителями. Для того чтобы заинтересовать и замотивировать учащихся на этот вид деятельности, с каждым из них была проведена беседа: что такое наставничество, какова будет роль данного ребенка в процессе деятельности, что это ему даст, какой должен быть результат. С группами детей также проводились беседы при помощи технологии дискуссии. Старших детей привлекла роль наставников. Как впоследствии выяснилось, им оказалась интересна педагогическая работа и роль наставника как нельзя лучше подходила для того, чтоб попробовать свои силы в качестве педагога, учителя. Наставляемые почувствовали в своих наставниках сильную, интересную личность, за которой им захотелось идти и стремиться к достижению поставленной наставником цели. Родители, начиная уже с первых встреч, увидели перемену в своих детях. Мама девочки-наставляемой рассказала, что ребенок буквально «летит» на эти встречи и как будто у нее за спиной выросли крылья, настолько девочка вдохновилась этой деятельностью. А в конце учебного года мама девочки-наставника описала развитие, которое произошло у дочери по мере участия в программе: ребенок, анализируя свою работу, пришел к осмыслению деятельности педагога, поставил себя на его место, что, несомненно, повлиляло на формирование его взглядов на процесс педагогической деятельности и педагогику в целом.

В результате предварительной разъяснительной работы образовалось: группа из 5 человек (Рис.1,2), в которой наставнику 14 лет, наставляемым 10-12 лет и тандем – пара (Рис.3,4), в которой наставнику 16 лет, наставляемому 10 лет.

Рисунок 1.

1.jpg  

Рисунок 2.

2.jpg


Рисунок 3.

3.jpg

Рисунок 4.

4.jpg


                                                                            

Каждый выбрал для себя творческую цель. Для большего интереса детей совместно было решено использовать игровые технологии, и интересный для данного возраста репертуар.

Дети встречались в специально отведенное для этой деятельности время: в перерыве и после занятий, а также дополнительно, если это было необходимо. Встречи были систематические и регулярные. Дети обменялись между собой номерами телефонов и всегда находились на связи, имели возможность звонить и писать друг другу.

Для анализа и контроля деятельности использовались рабочие тетради (Рис.5,6). Первоначально все участники процесса отнеслись к ним немного с опаской, но затем поняли, что их заполнение не отнимает много сил и времени, а, наоборот, дает возможность узнать друг о друге немного больше (Рис.7,8). Также по записям в тетрадях наглядно можно проследить процесс развития и степень включенности учащихся в процесс. Это важный момент, который является большим стимулом для детей. В тетрадях фиксировалась каждая встреча детей и оценивалась их деятельность (Рис.9).


Рисунок 5.

5.jpg

Рисунок 6.

6.jpg



Рисунок 7.

7.jpg

Рисунок 8.

8.jpg

Рисунок 9.

9.jpg


Всем участникам процесса в течение учебного года в работе помогали разноплановые мероприятия, организованные куратором наставничества и методической службой ДДЮТ. Очень важной и нужной была для учащихся первая встреча – старт программы наставничества в сентябре 2021. На ней ребята смогли познакомиться и наладить контакт друг с другом, подумать о дальнейшем взаимодействии. Открытие направления явилось отправной точкой и дало толчок для дальнейшего взаимодействия учащихся. Интересным событием для детей весной 2022 года стала запись интервью, благодаря которому ребята задумались о том, кто же такой тьютор и какую он выполняет роль. Результатом совместной деятельности учащихся и тьютора явилась запись творческих номеров, что дало возможность участникам программы подвести итог работы, а тьютору – проанализировать процесс и результат, а также подумать о перспективах развития.

Мероприятия для тьюторов - смотр форм тьюторского сопровождения (ноябрь, 2021); запись выступления к семинару-практикуму (декабрь, 2021); итоговая встреча участников программы наставничества (май, 2022) - помогли педагогам проанализировать работу свою и учащихся, что очень важно для развития деятельности тандемов и данного направления в целом.

В результате проделанной работы в объединении «Инструментальное музицирование» дети-наставники проявили себя яркими лидерами, настоящими «маленькими педагогами», а дети-наставляемые стремились быть похожими на своих старших товарищей и старались их не подвести: стали серьезнее относится к предмету, повысилась их мотивация.

Участие в программе детского наставничества превзошло все ожидания: наставникам это дало возможность попробовать себя в роли педагогов; помогло раскрыться, проявить себя, показать свою личность; наставляемых вдохновило на творческую деятельность, повысило их интерес к предмету; всем участникам образовательного процесса помогло лучше узнать друг друга, способствовало их единению и сплочению.

Для профориентационных программ такое направление как наставничество – настоящая находка: большая помощь в работе педагога и огромный плюс для реализации цели и задач программы. Следует вовлекать в данное направление как можно большее количество учащихся, с целью раскрытия их внутреннего потенциала и определения склонности к педагогической деятельности.

Детское наставничество имеет давние традиции. В нашей стране в советские времена яркий пример детского наставничества – это пионерское и комсомольское движение, в котором выстраивалась система передачи опыта и знаний не только в формате непосредственно образовательного процесса, но в общественной деятельности. Возрождение данного направления будет способствовать осознанному отношению учащихся к предмету, которым они занимаются; передаче опыта и знаний старших ребят младшим; раскрытию потенциала учащихся; развитию навыков общения; зарождению традиций в коллективах. Детское наставничество коротко можно описать крылатым выражением А.И. Одоевского – «Из искры возгорится пламя» [1], где «искрой» является педагог-тьютор – яркая личность, способная своим подходом, методами и приемами работы вдохновить учащихся на совместную творческую деятельность, «зажечь» десятки, сотни, а в дальнейшем и тысячи маленьких огней-сердец наставников и наставляемых, которые, если собрать воедино, образуют пламя желаний, надежд, развития, перспектив и свершений!

Библиография:

1.        Великие поэты: Александр Одоевский. Издательство «Комсомольская правда, 2013.


Поделиться: