Поиск по сайту

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Авторcтво: Бражникова О.В., Лапшова А.Н., ГБДОУ детский сад № 29 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


      Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
      Разнообразный мир природы пробуждает у дошкольников живой интерес, они изучают природные явления и объекты. Перед воспитателями и родителями стоит задача помочь ребёнку-дошкольнику раскрыть для себя удивительный мир природы, воспринять его ценности, взаимосвязи, увидеть во всём окружающем – уникальное. Необходимо научить ребёнка чуткому и бережному отношению к природе.
Экологическое образование дошкольников решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н.Н. Вересова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова и др.).
      В современной педагогике (В.В. Гербова, Т.С. Комарова) экологическое воспитание и образование рассматривается как формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе [5, с. 8].
      По словам С.Н. Николаевой, целью экологического воспитанᡃия дошкольнᡃиков является рᡃазвитие осознᡃанᡃнᡃо-прᡃавильнᡃого отнᡃошенᡃия к объектам и явленᡃиям прᡃирᡃоды [3, с. 34].
С.Н. Николаева и Т.Ю. Бурлакова выделяют трᡃи грᡃуппы методов (деятельностей) экологического воспитания, в прᡃоцессе которᡃых формируется осознанно-правильное отношение к природе:
    прᡃактические методы обеспечивают созданᡃие и поддерᡃжанᡃие условий для объектов природы – растений и животных, находящихся в ближайшие окрᡃуженᡃия детей, а также прᡃирᡃодоохрᡃанᡃнᡃую деятельнᡃость;
    познᡃавательнᡃые методы включают нᡃаблюденᡃие явленᡃий прᡃирᡃоды, рᡃечевое общенᡃие воспитателя с детьми в повседнᡃевнᡃой жизнᡃи и специальнᡃое учебнᡃое общенᡃие нᡃа занᡃятиях (учебнᡃый диалог);
    «отобрᡃазительнᡃые» методы предполагают графическое моделирование в календарях закономерно меняющихся явлений природы (комплекса сезонных явлений, роста и развития растения); игры в форме специально созданных с экологическим содержанием игровых обучающих ситуаций, привнесённых воспитателем на занятия; изобразительную деятельность на темы природы [4, с. 47].
С.Н. Николаева и Т.Ю. Бурлакова так же говорят о том, что совместная деятельность воспитателя с детьми может стать методом экологического воспитания при условии:
    насыщения деятельности экологическим содержанием, исходящим из идей экологии с её центральным понятием взаимосвязи организма и среды;
    деятельность должна быть систематической; планироваться и целенаправленно организовываться воспитателем;
    деятельность позволяет одновременно решать задачи: воспитательные и образовательные; представленные в программе экологического воспитания [4, с. 45].
Говоря о методах экологического воспитания, исследователи выделяют несколько методов.
  1. Объяснительно-иллюстративный метод (рассказ, объяснение, беседа). Рассказы должны содержать учебные элементы, используется занятия интересный естественный быть материал. Занятия могут быть построены в с форме эвристической беседы с которые проблемными вопросами, задачами, которые решаются детьми во время беседы с детьми. Это даёт сравнивать детям возможность учиться сравнивать, знания анализировать, использовать логическое имеющиеся знания, развивать логическое с мышление. В работе с дошкольниками необходимо практиковать наглядность – это разнообразные иллюстрации, гербарии, карты альбомы (таблицы, фотографии схемы, карты, макеты, фотографии, натуральные природные объекты).
  2. При ознакомлении детей природой дошкольного возраста с природой особую роль занимает сюжетно-ролевая игра: «Прогулка по Экологической тропе», «Путешествие к морю», «Экспедиция в Африку», «Поездка на выставку». Важно и наличие природоохранного, экологического содержания знаний [2, с. 46].
  3. В работе по экологическому воспитанию необходимо использовать предметные игры с использованием природного материала (камешков, раковин, шишек и т.д.), которые способствуют развитию мышления ребёнка. Можно квалифицировать эти материалы по разным количественным и качественным признакам: размер, цвет, форма. Важным элементом в данной работе является участие детей в сборе этого материала [2, с. 47].
  4. Можно использовать и индуктивный метод познавательной деятельности. Сначала дети получают информацию во время наблюдений, после экспериментов и только после этого проводятся итоговые занятия, на которых устанавливаются причинно-следственные связи.
       Дошкольники могут получать экологические знания и процессе в познавательной деятельности. Её основными видами являются: экологические экскурсии, наблюдения, прогулки.
  1. Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой. Это активная форма познания окружающего мира; цель – накопление факторов, начальных представлений о природы объектах и явлениях природы, в результате чего оно может рассматриваться и как метод деятельности, как метод обучения.
  2. Прогулки – повседневная форма работы, где наблюдая дети знакомятся с признаками объектов природы, явлениями, которые происходят в течение длительного времени.
  3. Экологические экскурсии определяются в педагогике как форма и метод, позволяющие организовать наблюдение и изучение явлений различных явлений в естественных условиях. Во время экскурсии дети знакомятся с явлениями природы, с растениями и животными в среде их возобитания, с разрушительным воздействием человека на природу; собирают коллекций природный материал занятий для коллекций, игр, рисования [1, с. 23].
       Учитывая всё вышесказанное, хотелось бы отметить важность и эффективность предметно-пространственной развивающей среды, направленной на формирование ценностного отношения к экологии. Она позволяет углублять и расширять экологические представления (о мире животных, растительном мире, неживой природе, временах года и т.д.) и экологически правильное отношение к природным явлениям и объектам у детей дошкольного возраста.
       В заключении, можно сделать некоторые выводы:
   при организации работы с дошкольниками необходимо ориентироваться на индивидуальные и возрастные особенности детей;
   экологические занятия принесут больше пользы, если ребёнок самостоятельно делает маленькие открытия и находки;
   возможность реализации экологического воспитания в детском саду тесно связана с и условиями жизни их детей и методами их воспитания. Необходимо правильно организовать взаимодействие с семьёй, для того чтобы работа по экологическому образованию велась непрерывно;
   разнообразные приёмы в работе воспитателя — продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения — это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.

                                                    Литература

  1. Габбасова С.А. Экологическое воспитание дошкольников // Проблемы педагогики. – 2016. – № 1(12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov (дата обращения: 21.04.2020).
  2. Левина И.А. Особенности и формы экологического воспитания детей // Проблемы педагогики. – 2017. – № 9(32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-formy-ekologicheskogo-vospitaniya-detey (дата обращения: 22.04.2020).
  3. Николаева С.Н. Программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-yunyy-ekolog-ekologicheskoe-soznanie-beret-start-v-doshk... (дата обращения: 13.03.2020).
  4. Николаева С.Н., Бурлакова Т.Ю. Методическое руководство эколого-педагогическим процессом в дошкольном учреждении как фактор развития экологической культуры педагогов и детей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 4(66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-rukovodstvo-ekologo-pedagogicheskim-protsessom-v-dos... (дата обращения: 11.04.2020).
  5. Соломенникова О.А. Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации программы воспитания и обучения в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-elementarnyh-ekologicheskih-predstavleniy-u-detey-dos... (дата обращения: 01.04.2020).

Поделиться: