Поиск по сайту

Об опережающем внедрении федеральных образовательных стандартов в ГБОУ гимназия 61 Санкт-Петербурга


Авторcтво: Порошина Елена Анатольевна, тьютор по опережающему введению ФГОС ООО


      Появление ФГОС во многом продиктовано запросами общества, недовольного результатами образования и четко осознающего, что в данной ситуации выпускники лишены возможности построения успешной профессиональной карьеры.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения не только определяет содержание образования, но и нормирует практически все важнейшие стороны работы школы, во многом определяет весь уклад школьной жизни. Цель его заключается в создании условий повышения качества российского образования, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной школы, ее готовность к новым социальным задачам: консолидации общества, формированию российской идентичности, выравниванию социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями. Для этого необходимо реализовать следующие задачи: обеспечить единство образовательного пространства страны, способствовать формированию общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, создать основу для саморазвития и самосовершенствования обучающихся.
     Одним из ключевых аспектов ФГОС второго поколения является программа формирования универсальных учебных действий (УУД) – таких умений, которые школьник может применять и на уроках (независимо от предмета), и вне их. В итоге универсальные учебные действия должны способствовать интеграции предметов и, как следствие, становлению в сознании детей целостной картины мира.
ГБОУ Гимназия №61 уже 4 года внедряет ФГОС второго поколения. Для этого были созданы проблемно-ориентированные группы педагогов, работавшие над разными аспектами реализации федерального государственного образовательного стандарта в условиях гимназии. Разработана система мониторинга, подготовлена материальная и методическая база, организована внеурочная деятельность, в учебный план включен курс междисциплинарного обучения, позволяющий учащимся 5-8 классов осваивать универсальные учебные действия на специальном уроке, проводятся ежегодные научно-практические конференции, нацеленные на раскрытие интеллектуального и творческого потенциала школьников. Все педагоги гимназии прошли специальную курсовую подготовку. На данном этапе школа работает над вопросами реализации ФГОС второго поколения в старшей школе (9-11 класс).
     Говоря о достижении метапредметных и личностных результатов школьников, прежде всего необходимо осветить три направления работы нашего учебного заведения. Это уроки МДО, внеурочная – кружковая – и проектная деятельность учащихся.
В основу уроков в рамках технологии междисциплинарного обучения положен развивающий курс междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», разработанный доктором педагогических наук, ведущим научным сотрудником Психологического института РАО, профессором МГППУ Натальей Борисовной Шумаковой. На данный момент этот курс реализуется в параллели 5-8 классов по разным направлениям: 5 класс – преемственность, 6 класс – система, 7 класс – сила, 8 класс – адаптация. В перспективе реализация курса в 9 классе в рамках темы «Взаимосвязи».
     К особенностям технологии МДО следует отнести готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – всего того, что больше всего поможет человеку не просто выжить в современном мире, но и реализовать себя, свой творческий потенциал. Основными задачами обучения по программе курса  МДО  являются: развитие широких познавательных интересов, формирование целостной картины мира и системного мышления у детей, развитие творческого, критического, логического мышления, способности к решению проблем, способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе,  обучение исследовательским навыкам и умениям, формирование навыка совместной работы. Основной формой работы является групповая (работа в малых и больших группах, в группах постоянного и сменного состава).  В основе обучения лежит метод открытия или исследования. На уроках МДО ученики приобретают важные исследовательские умения: ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезу,  составлять план работы, вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты, собирать информацию из разных источников, представлять результаты своей работы различными способами. В процессе различных исследований на занятиях по МДО дети учатся анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события и процессы с помощью разных критериев, проверять, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, предсказывать, придумывать новое, вести диалог и решать проблемы в малых группах. Итогом работы в рамках каждого года становится классный исследовательский проект на определенную тему. Проект также реализуется в группах (естественно-научной, исторической и культурологической), а в конце года собирается в единый продукт, представляемый классом.
     С 2013 года в нашей школе широко представлена внеурочная деятельность обучающихся. Программы разработаны педагогами гимназии. Выбор очень богат – от спортивных секций (теннис, основы самбо) и кружков, связанных с безопасностью жизнедеятельности («Юный пожарный», «Юный инспектор дорожного движения»), до исследовательских направлений, расширяющих представления детей как о школьных предметах, так и о мире в целом. Например, занятия по фольклору «Возрождение традиций России», кружки по естествознанию «Введение в естествознание» и «Занимательная биология», углубляющие культурные представления школьников курсы «Духовно-нравственные ценности русской и зарубежной литературы» и «Образ Петербурга в русской культуре». Занятия проводятся после уроков и включены в расписание. Кроме того, в каждой параллели 5-8 классов реализуется спецкурс «Я – гражданин России», позволяющий сформировать активную гражданскую позицию школьников, дающий представления о государственной системе нашей страны, ее законах и культуре, воспитывающий патриотическое отношение к Родине. В рамках внеурочной деятельности школьники имеют возможность расширить свои образовательные горизонты, найти занятие по душе и – что немаловажно – единомышленников.
     Уже больше 10 лет в гимназии целенаправленно ведется работа по созданию ученических проектов, которые представляются на школьной научно-практической конференции, а также на конференциях и конкурсах различного уровня вне нашего учебного заведения. В текущем учебном году педагогическим коллективом гимназии было принято решение об обязательном введении проектной деятельности в параллель 8-х классов. Для этого учителя-предметники, работающие в данной параллели, разработали темы и предложили их школьникам. Например, «Легко ли было Золушке танцевать в хрустальной туфельке?», «Национальный характер в европейской сказке», «Великие изобретатели Петербурга» и т.д. Инициатива детей также приветствовалась. С ноября осуществляется исследовательская работа, в середине марта состоялась предзащита проектов. В мае пройдет школьная конференция, на которой будут представлены окончательные варианты работ.
Таким образом, в рамках опережающего внедрения ФГОС ООО ГБОУ гимназия 61 реализует ряд направлений, позволяющих школьникам сформировать метапредметные и личностные УУД, а, следовательно, стать конкурентоспособными и социально адаптированными личностями.

Поделиться: