Поиск по сайту

Духовные основы славянского мира. Россия и славянские народы (из выступления на Межрегиональном научно-практическом семинаре, 2016 год)


Авторcтво: Ледовской Владимир Анатольевич, учитель истории и обществознания ГБОУ лицей № 101 Санкт-Петербурга


        Православие является важнейшей универсалией, определяющей развитие славянских народов, и сегодня особенно актуальным представляется разговор  о славянской дружбе, точнее, её истоках и истории.
        Сегодня перед нашим обществом стоят глобальные вызовы и угрозы – одна из которых – это угроза безопасному развитию стран славянского мира.  Сейчас осознанно ведётся большая политическая игра с целью раздробить этот мир и внести в него раскол. Но для того, чтобы внести смуту в сознание славянских народов, нужно прежде всего уничтожить общие культурные и религиозные традиции. Язык нашей культуры на протяжении тысячелетия формировался мировоззрением Православной Церкви.
        На протяжении многовековой истории южно - славянских и западно - славянских  государств мы видим, что наиболее родственные духовные связи проявились  в отношениях России и Сербии. О древних культурных, творческих связях сербов и русских мы можем узнать благодаря сохраненным рукописям, свидетельствующим о решительной роли,  которую сыграли южные славяне  в прививании кирилло-мефодиевской письменности на Руси. Это и есть первое южнославянское влияние.    В XIVв поворот общественного сознания к Вечности на Руси продолжился во многом благодаря начавшемуся в Византии и у южных славян Православному Возрождению, распространившемуся на Великую Русь. Применительно к русской письменности это явление учёные называют вторым южнославянским влиянием. Огромное количество новых переводов с греческого, сделанных в балканских странах и на Афоне, пополнило тогда, в период с середины  XIVв – по середину XVв, русскую литературу.
        Турецкое иго, в котором Сербия окончательно очутилась в середине 15 века, не приостановило, не прекратило общение сербов и русских, оно даже подтолкнуло его, усилило, заставив ученых сербов и болгар покидать родные края и искать благоприятные условия для своей литературной деятельности на Руси. Так сербы подарили русским, пожалуй, самого плодовитого древнерусского книжника - священноинока Пахомия Серба (Логофета), афонского монаха, который в 1438 году уже оказывается среди русских и пишет сказания, похвальные слова русским святым (преп. Варлааму Хутынскому, преп. Сергию Радонежскому, преп. Кириллу Белозерскому), сочиняет и редактирует их жития.
Общение двух народов укрепляется и семейными связями русских и сербских государей и князей.  Так, жена великого князя московского Иоанна III Васильевича Софья Палеолог  по матери была сербкой. Великий князь Василий III после развода с первой женой женится на Елене Глинской, мать которой была сербка  Анна Якшич,  дочь воеводы Стефана Якшича.  Сын Елены Глинской,  Иоанн IV,  сознавал свое сербское происхождение и с самого начала своего царствование проявлял любовь к сербам и сербской Церкви.
       Своего пика русско-сербские связи достигают при Петре I. Новороссия и Малороссия рассматривались российскими императорами как стратегически важные земли, наиболее близкие географически к Балканам — региону, где славяне находились под гнетом Австрийской и Османской империй. Естественными союзниками Российской империи в борьбе за освобождение Балкан были православные и славянские народы Юго-Восточной Европы. Появление сербов и других православных славян на территории российского государства было обусловлено антиправославной политикой Австрийской империи, стремившейся насадить католицизм или, на худой конец, униатство, среди славянских народов, проживавших на ее территории.
        В контексте современных  событий на Украине история давних лет приобретает особый смысл: тут и планы по «католизации» и «онемечиванию» южнославянских и восточнославянских народов, и вечный раздор, вносимый внешними силами в славянский мир, и духовная близость русского, сербского и других православных славянских народов, плечом к плечу противостоявших попыткам уничтожения и ассимиляции на протяжении многих веков. Иван Александрович Ильин отмечал, что «любить свою Родину умеет именно тот, кто не склонен ненавидеть или презирать другие народы...». [2]

Россия и православие

         Православие всегда являлось объединяющим фактором в отношениях славянских народов.  Обращают на себя  внимание события, происходящие в современном духовном мире. Речь идёт о встрече папы Римского Франциска и патриарха Кирилла.  Россия всегда была и остаётся  многоконфессиональной страной. Но, поскольку православие является основным духовным стержнем славянских народов, то угрозы и вызовы, стоящие сегодня перед православной церковью, могут оказать влияние на развитие всего нашего многонационального государства.
         Начну с того, что исторически все самые важные вопросы, связанные с догматами веры, обсуждались на Вселенских соборах. На втором Вселенском соборе в 381 году был принят Никео - Цареградский символ веры. Неизменный символ веры остался только у православных христиан. Римская церковь и за ней все протестанты изменили 8-ой член символа веры, считая, что Святой Дух исходит не только от Отца, но ещё и от Сына. Православная церковь исходит из того, что Святой Дух исходит только от Отца. Со временем между восточными и западной церквями возникло много противоречий, что и привело к расколу христианской  церкви в 1054г.,  и с тех пор больше никаких встреч между папой и патриархом до 2016 г не было.  Католики считают, что папа является главою всех Церквей.  Именно поэтому, католическая церковь на протяжении многих лет говорит о стремлении к объединению всех Церквей, называя это экуменизмом. Вот что говорят нам об экуменизме и католицизме святые отцы:
Преподобный Феодосий Печерский: «Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.  Если кто начнет хвалить и свою, и чужую, то он двоевер, близок к ереси. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами».[5]
Преподобный Амвросий Оптинский: «Но главная ересь Римской церкви, не по существу, а по действию, есть измышленный догмат главенства, или вернее горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими четырьмя Восточными Патриархами. Ради сего преобладания приверженцы Римской церкви поставили своего папу выше правил и учреждений Вселенских Соборов, веруя в его непогрешимость». [4]
         В этом же духе проповедовали Святитель Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Святитель Марк Эфесский. Позволю процитировать отрывок из  Окружного послания Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным христианам ( 1848 г.):  «Из ересей, распространившихся, какими Бог весть судьбами, в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь – папизм». [1]
        Вот что нам говорит о папизме Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Папизм - так называется ересь, объявшая Запад, папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа». [3]
        В 1870 году на Первом Ватиканском Соборе был утверждён догмат о непогрешимости папы. Вот его основные положения: «Папа есть божественный человек и человеческий Бог.  Папа повелевает небесными и земными вещами. Папа в мире то же, что Бог выше всякой сотворенной власти, Папа имеет власть над чистилищем и адом. Он – Владыка Вселенной» и т.д. [1]
        Вот поэтому сейчас встреча папы Римского Франциска и патриарха Кирилла 12 февраля на Кубе  вызывает очень много сомнений и тревог как у мирян, так и у священства.
         Митрополит Вениамин   Владивостокский и Приморский, греческий митрополит Лимассольский Афанасий, афонский Старец Гавриил Карейский, настоятель храма Успения Божией Матери Новгородской области Алексий Мороз и другие священнники говорят о том, что эта встреча вносит раскол в Православную церковь.  По итогам этой встречи была принята совместная декларация, в которой папа и патриарх называют друг друга братьями и говорят о возможности сосуществования разных Церквей и налаживании межрелигиозного диалога. При этом опускается момент, связанный с тем, что в Символе Веры мы говорим о вере в Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, подразумевая, что другой церкви нет.
         Историческая встреча папы и патриарха носит неслучайный характер.  Летом 2016г планируется провести восьмой Всеправославный собор.  Как утверждают выше перечисленные священники, идея Всеправославного собора под руководством константинопольского патриархата - добиться перехода Православия под контроль папы Римского. В январе 2016 г. в Москве в здании Московской областной Думы состоялся семинар-совещание "Духовная безопасность России в условиях идейной экспансии Запада. Всеправославный собор 2016 года". В самом начале участникам совещания был роздан текст официального обращения депутата Зининой С.И. в Совет Безопасности Российской Федерации.  В обращении, которое уже подписало несколько тысяч человек, а  среди них есть учёные, богословы, деятели культуры, говорится о тревогах, связанных с этим собором, на котором планируется принятие документов, направленных на глубокую реформу Православной церкви. О целях собора также известно из речи константинопольского патриарха Варфоломея, указавшего на необходимость утвердить экуменизм в качестве официальной доктрины Православной Церкви. В связи со всем вышесказанным, сейчас, как никогда очень важно, чтобы все священнослужители вне зависимости от положения в церковной иерархии твёрдо и открыто высказывались по всем этим актуальным проблемам и разъясняли позицию Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, главой которой является Христос. Ведь если исходить из официальной доктрины Ватикана, то переход РПЦ под юрисдикцию Рима неизбежен. А такой шаг, несомненно, вызовет раскол в Православной Церкви, что может привести к катастрофическим последствиям и создать угрозу раздробления нашего государства.
         В центре Рима в соборе им. Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов,  а папа Франциск тоже иезуит,  размещен уменьшенный макет «храма объединенных религий», вокруг которого расположены копии различных культовых сооружений, в том числе – копия Собора Василия Блаженного. А возглавлять должен этот храм объединённых религий -  папа Римский.  
        Поскольку наш разговор посвящен истокам единства славянских народов, кажется вполне корректным, что географическое, экономическое и политическое единство должно ещё более объединять и сублимироваться в язык культуры, ценности которой наднациональны и надрелигиозны.
        Великий русский философ, провидец, Иван Александрович Ильин, обращаясь к нам  из XIX в., писал.:
« …И вот ныне, когда наши поколения переживают великий государственный, хозяйственный, моральный и духовно-творческий провал в истории России и когда мы повсюду видим недругов (религиозных и политических), подготовляющих поход на ее самобытность, мы должны твердо и точно выговорить: дорожим ли мы нашей русской самобытностью, готовы ли мы ее отстаивать?...»  [2]

       Литература        

1.   И.Я. Фроянов. История России с древнейших времён до начала ХХ в СПб, 1992}
    Ин. 15, 26.}
2.   Преподобный Феодосий Печёрский « Послание великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской.»
  (Кормч. Рум. муз. № 233, л. 377; Сборн. Царскаго № 393, л. 513 на об.; Патерик кассиановск. редакции 1462 г.; имп. публ. библ. № 271; Новгор. Соф. библ. № 502 и др. Опис. рукоп. Толстова. отд. ИИИ. № 70. С. 599, 600).
3.   «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим». 1908-1909гг
4.   Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 206-207) }
5.   «О ереси и расколе», 1867г.}
6.   Догматическая конституция Pastor Aeternus 18 июля 1870 год. }
7.   И.А. Ильин "О России",  серия "Духовное наследие русского», Сретенский  монастырь , 2006 г}






Поделиться: