Поиск по сайту

Формирование системы универсальных учебных действий в начальной школе


Авторcтво: Каткова Елена Михайловна, учитель начальных классов ГБОУ прогимназия №130 Выборгского района Санкт-Петербурга


Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Современному учителю необходимо переосмыслить цели и ценности начального образования, сформулированные в новом Стандарте для начальной школы.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Учить себя - вот та задача, успешное решение которой зависит от умения учителя организовать учебную деятельность школьников. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Начальная школа – этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении и познании. Обучение и воспитание учащихся начальной школы строятся с учетом того, что первое звено системы образования является фундаментом всего последующего обучения.

В младшем школьном возрасте происходит становление основ гражданской идентичности и мировоззрения. Моральное развитие учащихся начальной школы связано с освоением моральных норм и с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями. Результатом развития общения и форм учебного сотрудничества является рост социальной, культурной и коммуникативной компетентности ребенка. В начальной школе формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности ― умение принимать решения, ставить перед собой цель и добиваться ее выполнения в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе. Одна из важнейших функций начальной школы – приобщение школьников к культуре чтения, при этом чтение понимается как базовая образовательная компетентность, образовательная программа «длиною в жизнь»; основа успешности процесса обучения; средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром; способ получения удовольствия в духовной сфере.

Цели и особенности данного этапа образования определяют требования к результатам освоения ОП начального общего образования и организационно-педагогические условия их достижения. К личностным результатам обучающихся относится уровень сформированных ценностных ориентаций выпускников начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Метапредметными результатами обучающихся являются освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия. К предметным результатам потребности самостоятельного познания окружающего мира относится освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Неотъемлемыми составляющими в реализации ОП прогимназии являются идеи:

1) концептуальной и организационной интеграции деятельности коллектива школы - учителей начальной школы, учителей-предметников, специалистов психолого-педагогической службы и медицинских работников. Деятельность службы сопровождения направлена на создание оптимальных психолого-педагогических условий для самореализации и развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:

- осуществление профилактики психического переутомления и травмирования детей в начале школьного обучения и в связи с переходом в основную школу;

- проведение коррекционно-логопедической работы по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников, по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности;

- исследование динамики развития отдельных качеств личности (ответственности, самостоятельности), самооценки, мотивов учебно-познавательной деятельности и др.

- изучение уровня сформированности познавательной, эмоциональной, волевой сфер, в том числе определяющих готовность к продолжению образования

2) присвоения членами семьи обучающихся роли полноправного участника образовательной деятельности. Родители обучающихся на всех этапах обучения информируются по вопросам содержания образования и подходах к оцениванию его результатов, психолого-педагогической адаптации ребенка к обучению в школе, социализации младшего школьника. Для этого проводятся тематические родительские собрания и консультации по актуальным вопросам психологии и дидактики.

Родители присутствуют на уроках и внеурочных занятиях вместе с психологом. Родители обучающихся привлекаются к организации оздоровительной работы, реализации культурно-досуговых программ.

3) необходимости осознанного противодействия объективно существующим негативным явлениям современного социума:

Права и обязанности участников образовательного процесса фиксируются в общественном договоре между прогимназией и родителями обучающегося.

Показателями выполнения образовательной программы начального общего образования ГБОУ прогимназии являются:

- сохранение физического и психического здоровья обучающихся,

- положительная динамика в их интеллектуальном и социальном развитии,

- устойчивая мотивация и готовность к познанию – желание и умение учиться, психологическая готовность к продолжению образования.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование учебной деятельности.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Успешное решение образовательных задач предполагает, что учащийся:

yмеет ставить цели (задачи),

владеет способами или создает способы решения поставленной задачи,

yмеет контролировать, оценивать и исправлять свою деятельность.

Результативность образования проявляется также в том, что в процессе учебной деятельности ребенок способен отвечать для себя и других на такие вопросы, как: «Что нужно сделать? Зачем я это делаю? Каким образом я это делаю? Как я могу проверить правильность своих действий? Как я оцениваю то, что я сделал? Как я оцениваю то, как я это делал? Как могу исправить то, что не получилось?»

Таким образом, развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет цель и основной результат школьного образования. В значительной степени достижение данного образовательного результата связано с развитием метапредметных универсальных учебных действий. Обладая метапредметными УУД, учащийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил. Это дает ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения учебных задач и достижения образовательных целей, то есть управлять своей деятельностью.

В прогимназии рассматривается развитие УУД в начальной школе как процесс, проходящий в три основных этапа

Первый этап – выполнение учебного действия по образцу. Задание, которое предлагается ученику требует для своего выполнения того или иного способа действия. Этим способом ученик пока не владеет, не знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец выполнения, близкую аналогию.

Кратко данный этап обозначается как «Представление». На этапе «Представления» ученик еще не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого задания, может выполнить его только с опорой на образец на конкретном предметном материале.

Второй этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи.

Кратко этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа, может этот способ назвать (знает, как он называется на общепринятом или специально введенном педагогом для учащихся языке), знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал.

Третий этап – применение способа в контексте учебной деятельности, ее этапа. В это время ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Он также выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности.

Место универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе

УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета. Основная цель программы — раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения применительно к особенностям дидактического процесса прогимназии.

В соответствии с ФГОС НОО в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

1. Личностные универсальные учебные действия — система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

2. Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

3. Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

4. Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

К концу обучения младшего школьника в прогимназии определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.




Метапредметные действия

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

1. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

-удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно», «ложно», «истинно», «существенно», «не существенно»);

-корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

-анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

2. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

-осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

-анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки,

устанавливать их причины;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:

-воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

-сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

-анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

-составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.


2. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

-оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

-различать особенности диалогической и монологической речи;

-описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

-характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

- характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;

-выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

-составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

- писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

1. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:

-различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

-выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

-анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

-применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

-презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие

умственные операции:

-сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики

по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;

-выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному

признаку);

-приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

-выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

3. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;

-выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

-выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

-преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

-моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели) с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

-исследовать собственные нестандартные способы решения;

- преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески

переделывать.

1. 1. Отражающие отношение к социальным ценностям:

-идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

-проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

-проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

-различать основные нравственно-этические понятия;

-соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

-оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

-мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

1. 2. Отражающие отношение к учебной деятельности:

-воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

-выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

-применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.




При разработке ФГОС НОО второго поколения особое внимание было уделено компетентностному и системно-деятельностному подходам.

Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребенка. Именно поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Перед школой и учеником стоит задача не просто изучать основы математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь задача расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования. В связи с этим очень важным становится процесс формирования и развития УУД в условиях возрастания объемов информации, ее быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.



Литература:

1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2. «Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» Руководители проекта: О. Б. Логинова, В.В. Фирсов, М.Р. Леонтьева.

3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

4. Блохина Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 9 — С. 20—25.


Поделиться: