Поиск по сайту

Внеурочная деятельность - инструмент реализации ФГОС


Авторcтво: Шумкова Эрна Федоровна, заместитель директора по УВР ГБОУ лицея №150 Калининского района Санкт-Петербурга


Цель внеурочной деятельности  - создание условий для проявления и развития интересов и творческого потенциала ребенка, для его самореализации.
В основу работы внеурочной деятельности мы положили оптимизационную модель.
Она нам показалась наиболее привлекательной,так как в ее реализации принимают участие все участники образовательных отношений. В этом случае дети имеют возможность посещать внеурочные занятия как на базе нашего лицея, так и на базе других образовательных организаций. Координирующую роль при этом выполняет классный руководитель.
Занятия внеурочной деятельности проводятся в формах отличных от урока, при этом 30%-50%  отводится на теоретическую часть, а остальные 50%-70% на практическую.  Это подготовка и проведение конкурсов, деловых игр, демонстрации видеофильмов, экскурсии,  работа над проектами и пр.
Рабочие программы ВД в нашем лицее содержат 4 раздела: пояснительная записка, планируемые результаты, тематическое планирование, ресурсное и методическое обеспечение.Разделы сохранены такие, как и в рабочих программах по предметам.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учетом пожеланий обучающихся, их родителей и возможностей лицея.
По результатам проведенного мониторинга стало очевидным, что  невозможно удовлетворить все запросы родителей в плане разнообразия занятий и увеличения количества отведенных  часов,  так как руководителями занятий являются большей частью педагоги лицея, которые и так достаточно перегружены.
Учитывая комплексный характер инноваций при переходе на ФГОС, возникает вопрос, как образовательная организация может оценить эффективность собственных шагов в этом направлении. Как оценить эффективность организации внеурочной деятельности?  Очевидно, что в конце учебного года оценивать ВД необходимо комплексно: с точки зрения обучающихся, родителей и руководителей занятий. Организация процесса оценки зависит от методик оценки, которые применяются. В данном случае это опросы, анкеты на основе самооценки деятельности, интервьюирование. Кроме того,  руководитель ВД представляет свои результаты  в виде готового продукта.Критерии оценки эффективности определялись, исходя из объема, полноты, качества и своевременности выполнения закрепленных функций и полномочий.
Составляя анкету для руководителей ВД, мы учитывали следующие критерии: сохранность контингента, уровень сформированности детского коллектива, ресурсное обеспечение, профессиональная позиция педагога, удовлетворенность организацией ВД, продуктивность ВД.                                                                                                              Анализируя  анкеты детей и родителей, мы увидели, что высокую оценку внеурочных занятий дают 92%  обучающихся  и 81% родителей. Продолжить занятия в следующем году изъявили 91% детей и 90% родителей. Ребята отмечали, чему они научились за год, что больше им нравится на занятиях ВД, какие формы работы наиболее интересны, хватает ли им на все времени. Родителям нравится, что внеурочные занятия соответствуют развитию коммуникативных навыков, что дети готовили сказки, инсценированные песни  на английском языке, уделяли больше внимания разговорной речи.  Высказывали пожелания, чтобы занятия начинались раньше, чтобы в лицее была пятидневка, чтобы на занятия  «Мир без границ»  (4 группы) отводили больше одного часа в неделю и прочие.
Профессиональная позиция педагога в анкете руководителя ВД включала  один из разделов: применение проектных и иных инновационных технологий. Из ответов учителей мы увидели, что все они в своей работе использовали чаще всего метод проектов. Продуктом проделанной работы в этом случае является презентация.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект: дети учатся аргументировано в корректной форме излагать свои мысли, слушать и слышать, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты групповой и индивидуальной работы над проектом. Работают целенаправленно и планомерно. Учатся выдвигать гипотезу, работать с различными информационными источниками: Интернет-ресурсы, справочная и энциклопедическая литература. Как правило, работают слаженно, поддерживают друг друга. Иными словами, руководитель внеурочной деятельности работает над формированием коммуникативных, регулятивных и познавательных действий. Данная работа осуществляется в соответствии с требованиями Положения об организации проектной деятельности в лицее. Работа над проектами – подготовительный этап участия в научно-практических конференциях. Важным условием для достижения этих  результатов является формирование ИКТ-компетентности обучающихся и навыков исследовательской  деятельности.
Так, реализуя проект «Моя малая Родина – Санкт-Петербург»  учащиеся 6б класса,  классный руководитель Подвербная А.И.  посетили выставку  в музее печати, познакомились с историей  печатного дела и процессом книгопечатания,  узнали много нового о Санкт-Петербурге. Работая над проектом «Летопись войны в прозе, стихах, рассказах очевидцев», ребята  брали интервью у участников ВОВ, жителей блокадного Ленинграда. И на чистый лист тетради ложились  свои строки.
Сорок первый. Выпускной.
Мечты. И вдруг война.
Наш Ленинград в блокаде.
Кругом боль, скорбь, беда.

Смерть по пятам ходила.
И голод жизни уносил.
Прабабушка мне говорила,
Что холод свечи загасил.

И не хватало сто грамм хлеба.
Буржуек трубы из окна.
Не видно ни кусочка неба.
Лишь дымка скорбная одна…
  Сегодня эти ребята показывают высокий уровень понимания понятий «Родина», «Мужество»,  «Патриотизм», проявляют  социальную активность, желание участвовать в делах класса.
Представляя  результаты своей работы младшим школьникам в рамках лицейской акции «Старшие младшим»,  они отмечали, что ученики 2 – 4 классов были внимательными слушателями и активными участниками подготовленных для них викторин. Вот пример формирования и развития личностных действий.
Хорошо, когда  ребенок получает в подарок  машинку с дистанционным управлением, но более ценно, когда он ее собирает сам.
Дети любят представлять результаты своего труда. За прошедший учебный год обучающиеся начальных классов  побывали  на выставке моделей, выполненных с помощью конструктора «LEGO». Машины двигались, роботы переносили пробирки с одного места на другое, а ребята младших классов с интересом наблюдали за этими передвижениями. Авторы этих произведений и руководитель Т, И. Яцкевич отвечали на вопросы заинтересованной публики.
Замечательный тандем  «Театральная студия» и «Декорирование и декупаж». Маленькие актеры готовили спектакль «Двенадцать месяцев», а на занятиях Н.Н. Еременко параллельно создавали декорации, узнавая много нового о различных стилях.
Продуктивность внеурочной деятельности находит свое отражение в сертификатах, дипломах, грамотах, полученных обучающимися на разных уровнях.
Главной задачей организации внеурочной деятельности является достижение метапредметных результатов. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности обучающихся и преподавателя. Достижение метапредметных результатов определяют сегодня как «ключевые компетентности».

Поделиться: