Поиск по сайту

Как мы работаем с документом «Профессиональный стандарт педагога».


Авторcтво: Салова Ида Григорьевна, Ведерникова Ольга Васильевна, методисты ГБОУ лицея № 101 Санкт-Петербурга


Среди самых разных отзывов, поступивших  после официального утверждения Минтрудом России профессионального стандарта педагога (октябрь 2013г.), был один, который запомнился многим читателям. Отзыв принадлежит опытному руководителю образовательного учреждения. Поскольку с самого начала мы настроены на откровенный разговор, приводим текст дословно: «Чувствую себя полной дурой. Несколько лет потратила на детальное изучение квалификационных характеристик. На их основе научилась создавать должностные инструкции для своих сотрудников. А теперь придется начинать все сначала. Попыталась вникнуть  в представленные в документе таблицы, быстро запуталась и бросила это безнадежное дело. Все в душе протестует против этого нововведения». Сомнения коллеги нам  понятны: после знакомства с профессиональным стандартом педагога нами тоже овладело пессимистическое настроение. Но в результате подробного изучения  деталей документа его восприятие стало более оптимистичным. Дело в том, что существуют два, почти идентичных документа: Концепция профессионального стандарта педагога и Профессиональный стандарт педагога Минтруда России. Упоминаем об этом не для освещения истории вопроса, а для того, чтобы предложить порядок изучения документов, облегчающий коллегам их понимание.

1) В первую очередь, необходимо организовать семинары по изучению и осмыслению развернутой  Концепции профессионального стандарта педагога, созданного в логике структуры его профессиональной деятельности,  с учетом новых задач, стоящих сегодня перед современным образованием. Подробное знакомство с развернутой концепцией облегчит осмысление содержания второго документа. Опираясь на развернутую Концепцию профессионального стандарта педагога, можно решать ряд важных задач:

обсуждать с педагогами ближайшие и отдаленные перспективы  их профессиональной подготовки, исходя из актуальных потребностей лицея;

искать контакты с высшими учебными заведениями (академиями, университетами, образовательными центрами), которые могут обеспечить необходимую переподготовку;

выявить совместно с руководителями других образовательных организаций (ОО), ассоциаций тех педагогов, кто уже сегодня владеет передовыми педагогическими практиками, налаживать сетевое взаимодействие и т.д.;

предусмотреть финансовую поддержку  по изучению опыта педагогов Санкт-Петербурга и других регионов с целью получения новых дополнительных профессиональных  компетенций.

2) Профессиональный стандарт педагога Минтруда России по содержанию аналогичен развернутой Концепции профессионального стандарта, но отличается по форме описания, являющейся универсальной для всех профессий вне зависимости от их специфики (таблично - кодовый, матричный вариант). В данном документе закреплены трудовые функции, вменяемые в обязанности сотрудникам. На их основе составляются должностные инструкции, трудовые договора, заключаются эффективные контракты, что в конечном итоге окажет влияние на оплату труда, начисление трудового стажа и пенсий. При подготовке данного документа учитывалось соответствие предъявляемых педагогу требований действующему трудовому законодательству России. Отсюда таблицы и коды, разобраться в которых непросто (возможно  обращение к юристам).

         Перечисленные управленческие задачи определяют содержательную педагогическую программу подготовки по освоению нового профессионального стандарта педагога, то есть, как сегодня говорят, дорожную карту, определяющую этапы продвижения к поставленной цели. В лицее дорожная карта нашла отражение в проекте «Профессионал» Программы развития. Мы отдаем себе отчет в том, что вопрос реализации профессионального педагогического стандарта – это длительный процесс. Наш коллектив находится в начале этого пути. Ускорять события, перепрыгивая через этапы, – значит ничего не достичь. Администрация лицея решила педагогов не «нагружать» и не «забивать их головы» таблично-кодовым вариантом Профессионального стандарта педагога Минтруда России. На наш взгляд, он адресован администрации, которой придется основательно поработать с предложенными таблицами и кодами.

         В Концепции профессионального стандарта требования к педагогу делятся на императивные (педагог должен) и рекомендательные (педагогу рекомендуется). Требовать с педагога выполнения многих сложных функций можно, лишь создав соответствующие условия для реализации. Это очень важный управленческий момент. Ведь стандарт создается и принимается не на один год, а на отдаленную перспективу: как образно сказал Е.Ямбург (один из разработчиков документа), стандарт написан на вырост. К сожалению, сегодня ясно, что к выполнению многих важных функций педагог не готов. Как же быть? Что делать? Данный документ не предусмотрел  эту печальную реальность (неготовность педагогов) перед вызовом времени, не определив условия и сроки реализации, что может вызвать не постепенное, поэтапное, а формальное, ускоренное решение назревших задач. Формально прописать новые профессиональные компетенции и обрушить их на плечи неподготовленных педагогов – это нечестно и приведет к нежелательному результату.      

         Вариант Профессионального стандарта педагога Минтруда России для преодоления противоречия между новыми требованиями к педагогу и реальным положением вещей рекомендует администрации ОО вводить в практику педагогов новые трудовые функции постепенно на основе разработки соответствующих локальных актов о должностных инструкциях. Предполагаем, что предстоящая в этом направлении работа  будет вызывать психологическое сопротивление руководителей ОО, поскольку это дополнительная работа. Продвижение профессионального стандарта педагога в ОО на основе разработки  локальных актов предоставит администрации  определенную степень свободы в оперативном реагировании на происходящие изменения. Создание внутренних локальных документов с полным правом можно отнести к административному творчеству, заключающемуся в совершенствовании рычагов управления развития. Важно отслеживать, чтобы вновь созданные документы не противоречили существующему трудовому законодательству и не приводили к ущемлению прав педагога в перспективе.                     

         В самый разгар обсуждения  Концепции профессионального стандарта педагога неожиданно вышло Постановление Правительства РФ от 08.08.2013г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», в котором не учтены новые задачи, которые предстоит решать ОО в условиях освоения нового профессионального стандарта педагога. Налицо ярко выраженная рассогласованность в работе министерств и ведомств. Складывается ситуация, давно описанная в баснях Крылова («Лебедь, рак да щука», «Квартет»). Важнейшим условием реализации профессионального стандарта педагога является приведение в соответствие с ним всей нормативно-правовой базы. Это задача не ОО, а профильного министерства и депутатского корпуса. До тех пор, пока данная работа не проделана, руководитель должен быть осторожным на «минном» правовом поле при внесении пусть даже самых необходимых изменений в документах, определяющих права, полномочия и функциональные обязанности своих сотрудников. Потому в данной ситуации желаем коллегам внимательно и детально ознакомиться с обоими документами, представляющими профессиональный стандарт педагога.  Удачи всем, друзья!

 


Поделиться: