Поиск по сайту

Образовательный проект «ПДДейка». Интерактивная игра в режиме он-лайн как способ обучения безопасному поведению на дорогах детей с разными возможностями здоровья


Авторcтво: Селезнева Анастасия Евгеньевна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД Дворца творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж плюс», Приморского района Санкт-Петербурга; Смирнова Мария Геннадьевна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД Дворца творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж плюс», Приморского района Санкт-Петербурга


Целью федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах" является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 25 процентов по сравнению с 2010 годом. Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе - повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения, а также обеспечить условия для грамотного, ответственного и безопасного поведения участников дорожного движения [1].

Современное решение проблемы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма заключается в:

- в усилении решения проблемы безопасности дорожного движения со стороны пешеходов, в частности детей;

- в создании многоуровневой системы обучения детей – от уголков по безопасности, классов ПДД, мобильных автогородков до стационарных автогородков, в которых педагогическими работниками общеобразовательных, дошкольных и учреждений дополнительного образования изучаются основы безопасности дорожного движения;

- в моделировании в учебных условиях (виртуальных и практических) конкретных ситуаций автодорожного и пешеходного движения, в событиях и действиях, максимально приближенных к обстановке на дорогах города;

- в создании принципиально новой модели взаимодействия образовательных учреждений всех типов (дошкольного, общего, дополнительного образования детей) по обучению дорожной безопасности детей.

К настоящему времени образовательными учреждениями Санкт-Петербурга накоплен опыт обучения детей правилам дорожного движения (далее - ПДД) и воспитанию культуры безопасного участия в дорожном движении. Педагогами применяются различные педагогические технологии, в том числе компьютерные. Однако для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) таких методик по обучению детей ПДД практически нет. Но данные статистики информируют нас о том, что «сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам» [2]. Решение этой актуальной проблемы в настоящее время находится в числе насущных тем, на которых сфокусировано внимание органов образования всех уровней.

В связи с этим, во исполнение Приказа Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ГБОУ ДОД «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» на основании договоров о социальном партнерстве с ГБСКОУ №№ 657, 13 начал осуществлять совместную деятельность по разработке адаптированных программ, методик обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому, при создании образовательного проекта «ПДДейка» нами учитывались особенности работы с детьми с ОВЗ и возрастные особенности восприятия целевой аудитории - начальная школа, старшие дошкольники. Таким образом, в нашем учреждении шагом по созданию условий для равного доступа к образованию по курсу «Дорожная безопасность. Правила дорожного движения» для детей с различными возможностями здоровья, является разработка интерактивной игры в режиме он-лайн. Игра, помимо прочего, содержит опции выбора и компановки заданий при проведении как стандартных, так и нестандартных занятий в форме игры, викторины для различных групп обучающихся.

Данный образовательный проект задуман в виде ряда электронных презентаций, способствующих удобному усвоению информации в домашних условиях.

В целом в проекте представляется пять тем занятий:

1) Дорога и ее элементы.

2) Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы.

3) Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

4) Правила поведения в транспорте.

5) Дорожные знаки и дорожная разметка.

Разработка, представленная в виде электронной презентации, способствует удобно усваивать информацию в домашних условиях. Она состоит из трех частей: первая часть посвящена теории о дороге и ее элементах, представлена в видеоматериале. Вторая часть представляет собой сбор дидактических заданий по изученной теме. Третья часть представляет дополнительную информацию в форме видеоролика.

селезнева1.JPG Презентация по детскому дорожно-транспортному травматизму, состоит из рисунков и аудиозаписей авторов этой идеи. На втором слайде (Рис.1) происходит знакомство с далматинцем ПДДейкой, который просит научить его правилам дорожного движения, поскольку боится городских и загородных дорог. Данное обращение записано на аудиозапись и прописано в виде диалогового окна, для аудиального и визуального восприятия информации. У ребенка появляется мотивация пройти все задания и помочь главному герою.селезнева2.JPG

Он следует указаниям ПДДейки и попадает на меню (Рис.2), где может выбрать занятия или задания. В нем представлены три кружка, с названием: «1-е занятие», «задания по пройденной теме» и «это интересно». После каждого пройденного этапа, в меню можно вернуться при помощи гиперссылки.

ПДДейка рекомендует начать с занятия и ознакомится с элементами дорог.

селезнева3.JPGЭто 4 слайд (Рис.3) он имеет гиперссылку на видеоматериал, созданный авторами программы. В нем рассказывается о городской дороге, также представляются фотографии, сменяющие друг друга при помощи эффектов. Дополнительная фоновая, музыкальная дорожка, создает спокойную атмосферу для запоминания информации.селезнева4.JPG

На следующем слайде (Рис.4), ребенку предлагается ответить на вопросы по просмотренному видео. Чтобы сразу не загружать разной информацией, мы разделили городскую и загородную дорогу на два видеоролика. На 6-ом слайде предлагается аналогично просмотреть информацию по загородной дороге и ответить на вопросы. Это может быть не просто проверка знаний, но и домашним заданием, тому, кто не смог присутствовать на занятиях по правилам дорожного движения.

селезнева5.JPGСледующее окошко в меню «задания по пройденной теме», включают себя задания репродуктивного, творческого, подвижного формата.

9 слайд (Рис.5) демонстрирует загадки по элементам дороги. Нажатие мыши на разноцветные кружки на слайде, селезнева6.JPGпозволяют прослушать загадки голосом ПДДейки.

На следующем слайде (Рис.6), ребенок может не только выучить полезный стишок о том какой стороны нужно придерживаться на дороге, но и проделать физминутку.

Следующее задание является творческим (Рис.7). Ребенок должен пошагово нарисовать с ПДДейкой элементы городской дороги, таким образом, подкрепляя и проверяя полученные знания.

селезнева7.JPG15 слайд (Рис.8) снова возвращает нас в меню, где предлагает узнать об истории возникновении дорог. Он так же представлен в виде видеоролика украшенный мелодичной мелодией и яркими картинками.

При составлении заданий учитывались возрастные особенности детей, привлекательность для них игровых элементов вселезнева8.JPG обучении, в связи с этим предложены разнообразные задания: загадки, рисунки, физминутки.

При оформлении презентации также учитывались возрастные особенности детей, соответствующий шрифт и красочные иллюстрации. Мультяшное оформление ПДДейки, способствует привлечению внимания к содержанию данного материала.

Разработанная презентация, предлагается в электронном формате на CD диске, что позволит удобно использовать материал. Презентации могут быть тиражированы.

В заключении, следует отметить, что данный проект поэтапно внедряется в ГБОУ СОШ № 554 Приморского района. В нем участвуют обучающиеся двух первых классов. И, на данный момент (по прошествии семи месяцев с начала учебного года), мы можем с уверенностью сказать, что подобная увлекательная форма подачи материала в форме интерактивной игры в режиме он-лайн способствует формированию у обучающихся устойчивой мотивации к овладению знаниями по правилам дорожного движения, поддерживает постоянный интерес к предмету изучения и, вместе с тем, способствует решению образовательных задач.

Обращаясь к проблеме доступности образования для детей с ОВЗ, на наш взгляд, образовательный проект, подобный «ПДДейке», может стать неким инструментом постепенной адаптации, «переходным звеном» от домашнего обучения детей с особыми потребностями к получению образования в условиях современных общеобразовательных учреждений.


Литература

1.Распоряжение Правительства российской федерации от 27 октября 2012 года N 1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва
"
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

3.Алексей Куденко, статья-справка: «Инклюзивное образование в России», Интернет проект: РИА Новости «Трудное детство», 06.07.2011г., официальный сайт: http://deti.rian.ru/spravki/20110706/200144120.html.

4.Михайлов Л.А. Форштат М.Л. Учебное пособие по правилам дорожного движения. – СПб, «Лики России», 2007. – 72 с., ил.

5.Методическое пособие по безопасности на дорогах. Москва: Интеллин, 2011.- 280 с.

6.Форштат М.Л. Учебное пособие по ПДД для начальных классов. - СПБ. : ИД «МиМ , 1998. - 112 с.: илл. – (Учебная серия).


Поделиться: