Поиск по сайту

Учитель и ученик в социальной сети: хорошо или плохо?


Авторcтво: Андреева Мария Юрьевна, методист ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Социальные сети уже достаточно давно и прочно вошли в нашу жизнь. Не обошло это явление и сферу образования. Ученики и учителя все более активно используют социальные сети. В интернете часто проводятся мастер-классы для учителей "Социальные сети для учителя",[i] а в обществе уже даже ходят анекдоты на эту тему: «Задержан учитель-садист. Он ставил своим ученикам единицы не только в школьном журнале, но и под их фотографиями в "Одноклассниках".

Возникает вопрос: стоит ли учителю использовать социальные сети в своей педагогической работе, или все-таки нет. Дискуссии на эту тему активно ведутся в Англии и США. Так 01.08.2011 губернатор американского штата Миссури подписал закон, который запрещает общение между преподавателями и студентами в социальных сетях, включая наиболее крупную из них – Facebook[ii]. При этом в законе основной целью запрета является "установление более четких границ между преподавателем и студентом" и "предотвращение возможности сексуального насилия над детьми". Правда, закон запрещает только непосредственное общение в соцсетях – учителя свободно могут создавать публичные страницы и размещать для них информацию для студентов. Также документ обязывает учебные округа штата письменно оформить правила взаимодействия учителей и учеников в онлайн-СМИ и социальных сетях, а также проводить тренинги по ознакомлению с этими правилами. В Великобритании Национальный союз учителей тоже не рекомендует добавлять своих учеников «в друзья», но в качестве основной причины называет «опасность быть униженными детьми в социальных сетях». Британские эксперты по безопасности в Интернете также подтверждают участившиеся факты неуважительного поведения учеников в Интернете по отношению к своим преподавателям. Союз приводит ряд примеров того, как ученики скачивали личные фотографии учителей с их профайлов на Facebook и выставляли эти фотографии на всеобщее обозрение, делая постыдные комментарии к ним[iii].

Подобные дискуссии ведутся и в России. У нас пока никаких законов на эту тему нет, кроме той части Закона об Образовании, в которой обтекаемо сформулирована необходимость «использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет». А также есть отдельные мнения. Так в статье «Учитель и ученик в социальных сетях: добавить нельзя отказать», опубликованной в Учительской газете, говорится о том, что в современном мире учитель может лучше понять ребенка и сам приблизиться к его миру, его интересам, используя социальные сети. «Для учеников учитель превращается в живого человека, который следит за их жизнью, знает о них, а порой и разделяет их увлечения. То, что учитель «оценил» фотографию, ребенок рассматривает как интерес к нему и к его жизни. Одно простое действие порой показательнее для него, чем произнесенная на уроке фраза: «Ты мне интересен». Слово учителя превратилось в действие, а это, согласитесь, намного важнее»[iv]. С другой стороны, там же говорится и о риске, связанном с тем, что, разместив свою страничку в сети, учитель невольно выставляет себя на показ: «подобная дружба накладывает определенные обязательства на учителя. Дети смотрят на него как на образец поведения, учитель должен строго следить за всеми своими действиями, ему приходится ограничивать себя в желании выложить все напоказ. Тут встает сложный вопрос: готовы ли учителя ограничивать свое право на личную жизнь?»[v]

Теперь рассмотрим, что говорят сами учителя об использовании в своей работе социальных сетей. «Консультации даю, если возникает потребность. Обсуждаем изменения в расписании, если случается. Онлайн все. Тексты у себя в профиле выкладываю по надобности. Консультации реальные назначаю».
«ВКонтакте» - самый удобный и доступный файлообменник сейчас. Я у себя выложила файл – все его видят. И поговорить можно с компанией любой численности. Можно и уроки давать». «Детям нравится сидеть в интернете, и почему бы это не использовать в образовательных целях? Многие дети в реальности закрепощенные и стеснительные, но в интернете... Интернет раскрывает ребенка, дает ему возможность показать свою индивидуальность. Почему бы не использовать такой момент?» «По печальной закономерности сложилось так, что 90% детей нашей школы можно найти и оповестить в том же «ВКонтакте», чем дописаться в Электронном журнале». «Плюс интернета – его интерактивность. Можно поделиться информацией и сразу получить ответ, что не всегда возможно сделать за 45 минут урока». «Использую ее (социальную сеть) как средство оперативного оповещения учеников об изменениях. Кто-то из детей всегда найдется онлайн – достаточно оповестить 1-2 человек, остальные очень быстро узнают по цепочке. Собственную стену для этих целей не использовала, поскольку адресное обращение, во-первых, надежнее, во-вторых, не вижу необходимости собирать в друзья несколько сотен учащихся. На вопросы в свободное время тоже отвечаю; иногда, по мере собственной незанятости, консультирую онлайн, о поступлении выпускники тоже в основном здесь хвастались. Из дополнительных плюсов: из открытой информации можно узнать много интересного о жизни школы, об отношении учеников к учителям, вплоть до готовящихся бунтов и массовых побегов с уроков, об отношениях внутри класса». «Я на своих уроках постоянно советую детям тренироваться к ЕГЭ и ГИА по географии по группе "ВКонтакте". Иногда на элективах заходим с моего аккаунта или аккаунта любого из учеников в группу в контакте по подготовке к ЕГЭ по географии, вывожу на экран и сидим отгадываем решения. Сразу вижу, какой материал нужно объяснить, где у детей пробел, а где можно вообще не задерживаться, так как отвечают правильно». Есть и другая точка зрения: «Мой опыт общения с учениками в социальных сетях привел меня к выводу, что умение разделять частную жизнь и работу для учителя не менее важно, чем поддерживать неформальное общение с детьми. Работаю с детьми во всех параллелях (с 2 по 11 класс). У меня достаточно длинный рабочий день, и выхожу в сеть я поздно вечером. Видя меня онлайн, дети в первую очередь интересовались, что будет завтра на уроке, проверила ли я работы и не могла бы сказать отметки, а заодно и спросить отметки за другую работу у другого учителя («она же у вас в друзьях и сейчас на сайте»). Поняла, что это пора прекращать, когда один ученик в субботу в 11 вечера обратился с просьбой "Не могли бы Вы написать все мои оценки за четверть, мама спрашивает». Мои доводы, что я не могу помнить все оценки у всех учеников, их не убедили, они обиделись». «Граница между учеником и учителем, на мой взгляд, должна быть четко обозначена». «Слово может быть неправильно понято, в социальных сетях не может быть разговора тет-а-тет, поэтому считаю однозначно необходимо разграничить детей и взрослых». [vi]

По вышеприведенным высказыванием можно судить о том, что многие учителя с успехом используют социальные сети в образовательном процессе, однако у некоторых все же есть сомнения на счет целесообразности использования этой технологии. Отметим также, что во многих школах такие социальные сети, как «Одноклассники» и «ВКонтакте» заблокированы фильтрами.

Таким образом, мы видим, что существует ряд плюсов и минусов. Ниже приведена таблица, систематизирующая достоинства и недостатки использования учителем социальных сетей при общении с учениками.

Плюсы

Минусы

Возможность давать консультации on-line

Возможное недовольство родителей тем, что ребенок сидит много времени в социальных сетях

Возможность выкладывать презентации, обучающие медиа-файлы, возможность использовать как файлообменник

Возможные обвинения со стороны родителей в некорректном поведении учителя в социальных сетях

Возможность проводить дополнительные занятия, подготавливать с учениками проекты, готовить к ЕГЭ и т.п.

Возможность подрыва авторитета учителя, попытки учеников завязать «панибратские» отношения с учителем

Возможность работать в режиме конференции с любым количеством учеников

Ограничение собственной свободы самовыражения учителя в социальных сетях

Возможность проверять знания учеников on-line

Возможность возникновения конфликтных ситуаций в классе «учитель его добавил в друзья, а меня – нет»

Возможность оперативного информирования учеников и родителей

Неэтичные высказывания со стороны учеников на странице учителя в социальных сетях

Возможность «стать ближе» к ученикам, узнать об их назревающих проблемах и предотвратить их

Отнимает личное время учителя после окончания рабочего дня

Возможность общения с родителями

Вероятность использования письменных высказываний, вырванных из общего контекста во вред учителю

Так как можно использовать все плюсы и избежать неприятностей при использовании учителем социальных сетей в своей работе? Наверное, однозначного ответа нет, но можно попробовать выработать для себя и учеников некие алгоритмы и «правила».

Для начала надо четко определить, какие цели вы ставите перед собой, добавляя своих учеников в «друзья». Если вы планируете использовать свой аккаунт только в учебных целях, то стоит либо убрать со своей страницы все, что касается вашей личной жизни, либо не добавлять учеников к себе, а создать отдельную закрытую группу для ваших учеников и их родителей. Размещать там кратко темы уроков, основные важные моменты и домашнее задание. Там же вы можете разместить ссылки на интересное видео по данной теме, на электронные энциклопедии и книги. Также можно разместить опросы, с помощью которых определить, с какими темами у учеников возникают трудности.
В приведенном выше алгоритме есть один недостаток – ваша группа при внешней непохожести на специальные сети для учащихся и педагогов по сути и функциям окажется их аналогом, и, скорее всего, после того, как это заметят ученики, утратит свою популярность, а, следовательно, и эффективность. Можно пойти другим путем: не создавать отдельных групп и страниц, а общаться с учащимися на своей страничке. При таком варианте стоит сделать закрытыми фотоальбомы и записи, не предназначенные для учеников, оставив в открытом доступе лишь то, что никак не может быть неправильно понято. Определить, для себя и для ребят, какие действия будут излишними. Например, ни в коем случае не позволять детям обсуждать с вами их одноклассников и тем более других учителей и администрацию школы. Вам же не следует комментировать детские фотографии с вечеринок, пляжные фотографии и подобные им, а также, и их обсуждения на личных страницах. В случае, если вам стало известно о том, что родители учащегося против его пребывания в социальных сетях, стоит поговорить с ними и обосновать, для каких образовательных целей это нужно в конкретном случае. Если родители все равно против, тогда следует постараться свести на нет общение в сети с данным ребенком, предварительно поговорив с ним и объяснив ситуацию. В случае, если общение с учениками через социальные сети выходит по каким-либо причинам из под контроля и грозит обернуться неприятной ситуацией, стоит поставить в известность как родителей, так и администрацию школы, психолога и социального педагога.



Источники:

1. http://www.livescience.com/10045-teachers-asked-unfriend-students-facebook.html



[ii] Законопроект сената №54 http://www.senate.mo.gov/11info/pdf-bill/intro/SB54.pdf

[iv] Учитель и ученик в социальных сетях: добавить нельзя отказать, «УГ Москва», №33 от 13 августа 2013 года

[v] Учитель и ученик в социальных сетях: добавить нельзя отказать, «УГ Москва», №33 от 13 августа 2013 года


Поделиться: