Поиск по сайту

Сопровождение семьи маленького ребенка: из опыта работы по программе «Растем вместе»


Авторcтво: Ларечина Елена Викторовна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада №43 Кировского района Санкт-Петербурга


Демографический и экономический кризис, сопровождаемый разрушением духовно-нравственных и социокультурных традиций и устоев в современном обществе, привлек внимание специалистов из разных сфер деятельности (социальной, медицинской, педагогической и психологической) к семьям маленьких детей. Поддержка семьям, имеющим детей, оказывалась на различных уровнях: от министерств и ведомств, создающих правовое поле для реализации государственных заявленных задач, до педагогов, психологов и медиков, прямо реализовывавших программы поддержки семей. Сейчас сопровождение семей ведется от этапа планирования беременности до поступления ребенка в вуз. Однако в данной цепочке в силу дефицита государственных учреждений недостаточное внимание уделяется важному возрастному этапу, являющемуся основополагающим для развития эмоциональных отношений между родителями и детьми. Это этап раннего возраста — с одного года до трех лет, до поступления ребенка в дошкольное учреждение.

В это время семья может переживать и естественный кризис перестроения внутрисемейных отношений, связанный с появлением ребенка. Этот период характеризуется сосредоточением эмоциональной жизни семьи на симбиотических отношениях матери и ребенка (Витакер К., Бамберри В.). Именно в это время очень важна роль отца для существующей диады «мать и ребенок» и установления баланса семейных отношений. В возрасте от года до трех лет активно расширяется социальное пространство контактов ребенка, в этот период многие начинают посещать группы ранней социализации и группы раннего развития. Очень важно включать отца в пространство этих занятий.

Кризис семейных отношений может усугубиться возрастным кризисом взрослеющего ребенка. У родителей возникает масса вопросов по поводу воспитания и развития малыша, а перед большинством семей встает проблема выбора развивающих студий, центров, дошкольных учреждений. Часто семья остается один на один со своими вопросами, сомнениями и тревогами, и, несмотря на всеобщую психологизацию общества (консультации и советы психологов в журнальных статьях, на телевидении, популярная психологическая литература), очень сложно определить, какие моменты особенно важны для гармоничного развития ребенка, как правильно применить полученные знания, не навредив ребенку и не ухудшив психологический климат в семье.

Проведенные нами исследования показали, что притязания родителей детей раннего возраста в основном фокусируются на развитии интеллекта малышей. При этом выявлена тенденция к занижению уровня естественной эмоциональности детей раннего возраста. Эти факты являются показателями недостаточного понимания родителями закономерностей развития детей раннего возраста. На современном этапе, стараясь удовлетворить желаниям родителей, большинство предлагаемых программ в центрах раннего развития направлено на интеллектуализацию малышей. Во многих случаях эти программы создаются без учета естественных потребностей детей этого возраста (отлучение ребенка от матери во время занятий, кабинетная система проведения занятий — в течение полутора часов ребенок вынужден приспосабливаться к четырем специалистам и переходить из класса в класс).

Программа «Растем вместе » была разработана с учетом закономерностей развития детей раннего возраста и их естественных потребностей.

Основными целями программы являются: развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста, оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития малыша. Важными особенностями программы являются:

— совместное посещение занятий детьми и родителями (или другими близкими ребенку людьми);

—активное участие родителей в деятельности ребенка, проявление уважения к потребностям и желаниям малыша;

— сопровождение – специалист выполняет роль консультанта; сопровождающего диаду, при этом он передает знания, необходимые для развития и воспитания, обучает некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком;

— проведение семейных праздников и тематических занятий (день папы, день мамы, праздник семьи) — это позволяет закрепить ценности семьи, отцовства и материнства как важной составляющей гармоничного развития ребенка;

— реализация личностно-ориентированного подхода к ребенку и членам семьи (проведение занятий в малых группах, индивидуальные консультации);

— использование телесно-ориентированных игр, упражнений, массажей во взаимодействии родителей и ребенка – как профилактика и коррекция нарушений эмоциональных отношений в диаде;

— системность и структурированность изложения методического материала программы.

Результаты анкетирования, проводимого в конце года, показали, что 82,5% матерей отмечают позитивные изменения в отношениях с детьми: более близкий эмоциональный контакт, снижение агрессивных проявлений по отношению к детям, большая терпимость к негативным проявлениям малышей, лучшее понимание желаний и потребностей детей.

Активное включение родителей в процесс занятий и системный подход к сопровождению семей маленьких детей оказывается весьма эффективной технологией работающей на укрепление эмоциональных отношений в семье в целом.

Программа «Растем вместе» в 2010 году - победитель II Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации «Развивающие психолого-педагогические программы». Данной программе был присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России»


Список литературы

  1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. — СПб, 1998.
  2. Балобанова В. П., Пасторова А. Ю. групповая работа с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. СПб: ИРАВ, 2003.
  3. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения. // Вопросы психологии. — 1994, № 9.
  4. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург: «Деловая книга», 1995.
  5. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. — М.: «Просвещение», 1991.
  6. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.


Поделиться: