Авторcтво: Грачева Наталья Геннадьевна, Осадчая Светлана Юрьевна, воспитатели ГБДОУ детский сад № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга |
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей. Дети данной возрастной группы не обладают историческим мышлением. Ребенку трудно представить течение времени, осознать историю возникновения города и биографию отдельных достопримечательностей. Даже если педагог в качестве приоритетной образовательной задачи ставит не расширение представлений детей об историческом прошлом родного края, а социокультурную адаптацию воспитанников (формирование «умения жить в мегаполисе»), то и в этом случае он сталкивается с рядом проблем. Дошкольники не способны воспринять большой город во всем его многообразии, им непросто разобраться в сложном устройстве и функционировании мегаполиса, в том числе в системе экономических связей. Поэтому неслучайно одним из направлений краеведческого образования в детском саду является финансовое просвещение детей, поскольку они, так или иначе, оказываются вовлеченными в хозяйственную жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, музеи, театры, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Решать вышеуказанные педагогические проблемы помогает игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Особое место среди всех игр, используемых в системе дошкольного образования, занимают дидактические игры, которые специально разрабатываются педагогами и направлены на решение нескольких педагогических проблем одновременно. Главной особенностью дидактических игр является то, что познавательные задания предлагаются детям в увлекательной и соревновательной форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
В качестве примера приведем описание авторской настольной дидактической игры «Люблю по Пушкину гулять», разработанной авторами данной публикации. Данная игра позволяет не только закрепить историко-краеведческие представления детей о своем родном городе, но и развивать их финансовую грамотность.
Адресная группа: дети 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группа).
Место игры в образовательном процессе.
Данная игра реализуется в рамках культурно-образовательной для дошкольных образовательных учреждений «Город на ладошке» Е.Н.Коробковой, Н.Г. Шейко [2]. В течение месяца проводилась работа по разделу теме «Город Пушкин – Царское село». Дети подготовительной к школе группы изучали исторические места города Пушкин, посещая их вместе с родителями в рамках семейных образовательных прогулок. Во время городских путешествий выходного дня дошкольники изучали городское пространство, знакомились с объектами культурного наследия. По результатам семейных прогулок представлялись фотоотчеты. Также в работу по этой теме вошла такая работа как:
· рассматривание альбомов, иллюстраций и мультимедийных презентаций об истории города Пушкин;
· чтение художественных произведений «Здравствуй Царское село» М.Ф. Альбельдиль, «Сказочный путеводитель по Царскому селу и Павловску» Ю.А. Скоробогатова, «Пригороды Санкт-Петербурга. Пушкин» Е.В. Дмитриева, М.С. Зимина, «Царское село» Е. Литвяк.
Цель игры: способствовать социализации ребенка в окружающем городском пространстве.
Задачи:
· формирование у детей познавательного интереса к родному городу;
· закрепление и расширение знаний детей о достопримечательностях г. Пушкина;
· развитие пространственных представлений;
· обучение детей стратегиям поведения в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка билетов в музей, плата за услуги в кафе);
· развитие умения работать в команде, закрепление умения соблюдать правила коллективной игры;
· развитие речи.
Особенности организации игры: подгруппа детей от 2 до 4 человек с 1 педагогом
Необходимое оборудование: игровое поле (карта- схема с нанесенными объектами); карточки с изображением культурных объектов г. Пушкин (24 штуки), на обратной стороне краткая информация об объекте; маленькие карточки «деньги» достоинством 1 и 3 рубля; фишки-«синички»(можно использовать любые другие фишки) по количеству игроков; карточки сувениры. Два игровых поля «Екатерининский парк»; «Александровский парк». Дополнительные карточки объектов, для игроков повторно попавшим на значок «достопримечательность ».
Данная настольная игра может использоваться в образовательной деятельности различных вариантах.
Вариант № 1 « Ходилка –бродилка»(приложение № 1).
Каждый из игроков выбирает фишку и помещает ее на старт. По считалке выбирается очередность игроков. Игрок, идущий первым – бросает кубик и передвигает свою фишку на выпавшее число шагов. На поле игрок может попасть на один из следующих ходов:
Удача! Если ты остановился там, где изображена твоя синичка, - возьми карточку достопримечательности и 3 рубля в подарок. Если твоя синичка выпала другому игроку, он берет себе карточку достопримечательности, а ты получаешь из банка 1 рубль
Посещение платное – сбрось в банк 1 рубль (при необходимости разменяй в банке), чтобы забрать карточку достопримечательности. Если денег нет – сделай 1 шаг вперед
Зайди перекусить в кафе и заплати 1 рубль. Если денег нет – сделай 1 шаг вперед.
Заплати 1 рубль и возьми сувенир на память о достопримечательностях г. Пушкина! Если денег нет – пропусти ход.
Тебе повезло! Твоя синичка принесла тебе монетку – возьми 1 рубль из банка.
Посети достопримечательность! Найди в колоде карточку с таким же номером, назови её и забери себе.
Финал игры и подсчет очков
Когда все игроки дошли до финала, подведите итоги. За одну карточку «достопримечательности» каждый игрок получает 2 балла, за одну карточку сувениров – 1балл. Победа достается игроку, у которого больше баллов.
Вариант финала игры. В этом варианте учитываются и деньги, заработанные игроками в ходе игры. Если у игроков, по итогу игры, остались деньги, в сумме больше 3 рублей, игрок имеет право купить любую оставшуюся карточку с «достопримечательностью», предварительно назвав её. При подведении итогов учитывается то, что за каждую карточку «достопримечательности» дается 2 балла, за сувенир 1 балл, за каждый оставшейся рубль тоже 1 балл. Победителем считается игрок, набравший больше баллов.
Вариант №2 «Что изменилось?» (приложение № 2).
Вариант на внимание: разложите перед игроком несколько маленьких карточек с изображением объектов, дайте ребенку время запомнить все изображения. Предложив ребенку закрыть глаза, уберите или поменяйте местами карточки. Предложите назвать объект, которого не стало или объекты которые поменялись местами.
Вариант № 3 Лото « В каком парке находится?» (приложение № 3).
На игровом поле «Екатерининский парк» или «Александровский парк» предложите ребенку разложить карточки с изображением объектов по месту нахождения.
Вариативность использования игры «Люблю по Пушкину гулять» позволяет использовать данную авторскую настольную игру на протяжении долгого времени для решения различных образовательных и воспитательных задач.
Литература:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
2. Коробкова Е.Н., Шейко Н.Г. «Культурно-образовательная программа для дошкольных учреждений «Город на ладошке» с методическими рекомендациями. – СПб., 2011.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва)
4. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.6-11.
Приложения
Приложение 1. Изображение игровых материалов
Приложение 2. Карточки, составленные в цепочки-лото
Приложение 3. Карточки, составленные в листы-лото
Поделиться: