Поиск по сайту

«День дружбы» (методическая разработка занятия (сценарий)


Авторcтво: Базина Наталья Александровна, воспитатель, Фирер Елена Анатольевна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №34 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


       Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности.

       Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие окружающих его людей.

       Толерантность — это жизненная позиция человека, имея которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

       Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Нам важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

·         уважает мнение других

·         доброжелательна

·         направлена на взаимодействие

·         способна понять и принять

·         любознательна и чутка

·         снисходительна.

      Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в образовательном учреждении, а также за его пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.

      Как же нам воспитателям воспитать терпимость в дошкольниках? У нас есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении.

 

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий:

·         Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народа и других народностей.

·         Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения, детские подвижные игры разных народов.

·         Народные праздники.

·         Занятия по мотивам народных сказок.


                                                                                                Сценарий


ЦЕЛЬ: Воспитание у детей чувства гордости за свою страну, любовь к Родине, уважительного отношения к различным народам нашей России. 

Образовательные задачи:

•   расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов».

• формировать интерес к культуре и искусству различных народов, проживающих на территории РФ и за ее пределами;

• создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию.

Развивающие задачи:

  • развитие интонационной выразительности речи, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к культуре народов, их традициям и обычаям;
  • формирование взаимопонимания, доброжелательности. 

В зале на сцене оформлена выставка народных костюмов и промыслов непосредственное участие в которой приняли родители воспитанников группы.

Вход детей под песню «Я, ты, он, она» муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского. Дети танцуют, садятся на стульчики.

Два ребенка читают стихи:

1 ребенок: Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!         
Мы рады приветствовать вас!
Как много светлых улыбок
Мы видим на лицах сейчас.

2 ребенок:

Сегодня праздник нас собрал:                                 
Не ярмарка, не карнавал!
Здесь праздник дружбы наступил
И ребят всех пригласил.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались на Праздник Дружбы.

- Что на свете всех сильней?
Дети: Дружба!
- Ну, а что всего нужней?
Дети: Дружба!
- Что всего дороже нам?
Дети: Дружба!
- Главная награда нам -
Дети: Дружба!

Ведущая: Россия - самая большая страна в мире. Россия – это звучит гордо! Мы любим её бесконечные равнины, богатые леса, красивые реки, моря и озёра, города и сёла.

Россия большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы. И люди могут быть счастливы только тогда, когда на их земле царит мир и дружба. Ведь недаром говорят, «дружба и братство – лучшее богатство!»

Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты —
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.

Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

Мы вместе в России красивой родной,
Живем большой и дружной семьей.

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Всех их объединяет одно: они любят петь, танцевать, в стихах прославлять свою Родину.
И даже в нашей маленькой семье, в нашей группе есть интересные семьи, представители разных национальностей. Я приглашаю …… рассказать о прекрасной Беларуси.

(выходит семья, представляющая Беларусь)


                                                                                        Беларусь


Взрослый: (во время рассказа на проекторе идет показ слайдов)

Добрый день, дорогие друзья. Мы родом из Белоруссии. Белоруссия славится своими необъятными полями. В Белоруссии много рек и озёр. Важнейшая достопримечательность - Беловежская пуща. Это участок земли не изменённый человеком. В Беловежской пуще много редких исчезающих растений, птиц и животных. Есть у нас и своё поместье Деда Мороза. В Белоруссии много городов, сел и посёлков и каждый из них красив и неповторим.

Традиционный белорусский костюм - это простые формы одежды, прямолинейный покрой, преобладание белого, чёрного и красного цветов в оформлении и ромбо-геометрический орнамент. Белорусский народ спокойный и дружелюбный. А любимое блюдо в Белоруссии – бульба – картошка.

Ребенок:

Цвети, моя любимая сторонка,

Пусть горести и беды обойдут.

Не зря тебя так нежно и негромко,

С любовью Русью Белою зовут!

Танец «Беловежская пуща» сл. Н.Добронравова муз. А.Пахмутовой

Ведущая: А сейчас мы совершим путешествие в необыкновенную страну – Корею.

(выходит семья, представляющая Корею)


                                                                                          Корея


Взрослый: (во время рассказа на проекторе идет показ слайдов). 

Республика Корея расположена в южной части Корейского полуострова. Она богата лесами и чистейшими реками и озёрами. Природа Кореи охраняется государством и входит в состав национальных парков и заповедников. Столица и крупнейший город Кореи – Сеул.   Государственный язык - корейский. Государственный флаг Кореи - является официальным государственным символом Кореи.

Национальный традиционный костюм жителей Кореи называется Ханбок. Ханбок часто шьют из ярких однотонных тканей. Обычно ханбок надевают только на большие праздники. Детей одевают в ханбок на первый день рождения. Этот праздник называется Тольджанчхи. На этой церемонии ребёнок выбирает свою дальнейшую судьбу и то, как он будет жить. Чем заниматься. Для проведения этого праздничного обряда перед малышом раскладывают несколько предметов, каждый из которых имеет свой смысл и значение. И… отпускают малыша, чтобы он сам выбрал себе судьбу!

Одним из важнейших праздников Кореи является Соллаль (Корейский новый год). Празднуется он три дня.

Чтобы увидеть всё многообразие этой культуры, нужно обязательно побывать в Корее.

Ребенок:

Эх, Корея, Корея! Хэджу и Пхеньян.                            
Не забыть никогда... Солнце, утро, туман...
Мне всего-то шесть лет... Красота этих мест
В моём сердце звенит, как души благовест.

Корейский танец с веерами

Ведущая: Спасибо, девочки, за такой чудесный танец. А мы продолжаем и отправляемся в солнечный Дагестан.

(выходит семья, представляющая Дагестан)


                                                                                      Дагестан


Взрослый: (во время рассказа на проекторе идет показ слайдов)

Сегодня я хочу рассказать вам о своей малой родине, где жили и живут мои предки. Это Северный Кавказ -Чеченская республика. Регион где есть величественные горы, быстрые реки , густые леса . Мир в котором почитают старших ! Столица моей малой родины -г.Грозный, Основанный в 1818 году. Это была крепость Грозная. Со временем вокруг крепости образовались города и села . Чеченцы являются одним из древнейших народов Кавказа -численность около 1.5 млн человек .
Несмотря на трагические страницы историй ( пережив несколько войн , депортацию населения ) чеченскому народу удалось сохранить свои обычаи ,традиций , культуру . Одной из главных традиций чеченского общества является почетное уважение к старшим , гостеприимство . Чеченцы говорят « куда не приходит гость , туда не приходит благодать "»
Сохранились также нац. блюда, одежда, которая носится и в современном мире.
Одним из основных предметов мужской одежды считается папаха . ( я вам ее сейчас представлю )
Нац. Танцем чеченцев является лезгинка. Это очень красивый , энергичный танец .

Танец «Лезгинка»

Ведущий: Вот так интересно и трогательно сегодня рассказали ребята о родных местах. Всем нам нужно трепетно и уважительно относиться к традициям, к языку, к замечательной многообразной культуре народов России. Наша Россия всегда славилась своим народом, своими песнями и традициями. Люди с давних пор занимались разными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства. Помимо росписи, существовали и другие виды искусства: кружевоплетение, гончарное дело кузнечное мастерство, глиняная и деревянная игрушки. (Все виды представлены на выставке).


                                                                                          Россия


Всем известная роспись - Городецкая. Это гордость русских народных промыслов. Эти чудесные орнаменты не спутаешь ни с какими другими.

Ребёнок:

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Ведущий: Славился народ на Руси не только промыслами. В свободное время любил собираться, петь, шутить, да хороводы водить. Вот и мы сейчас отдохнём и кадриль плясать пойдём.

Танец «Русская Кадриль»

Вед: Наша страна красива и богата. Обширна ее территория, разнообразна природа, но главное богатство страны – это люди. В нашей стране живет более 180 национальностей. Из культур разных народов складывается культура большой страны.

  1. Живут в России разные                             
    Народы с давних пор.
    Одним – тайга по нраву,
    Другим – степной простор.
  2. У каждого народа                                       
    Язык свой и наряд.
    Один черкеску носит,
    Другой надел халат.
  3. Один – рыбак с рожденья,                               
    Другой – оленевод.
    Один – кумыс готовит,
    Другой готовит мед.
  4. Одним милее осень,                                         
    Другим милей весна.
    А Родина Россия

           У нас у всех одна! 

Вед: Спасибо ребята вам за стихи. Сегодня мы встретились здесь все вместе на этом празднике, чтобы ещё раз задуматься о ценности дружбы, несмотря на разные национальности, возраст, интересы и культуру.. Настоящая дружба выше всех обстоятельств. Я хочу у вас ребята спросить, а какие правила дружбы вы знаете?

Дети:

·         Не ссориться

• Уступать

• Не бояться просить прощения, если обидел друга

• Быть вежливым

• Не злиться

• Не жадничать

• Помогать другу

• Быть честным

Ведущая: Молодцы ребята, вы всё правильно сказали. Цените и берегите своих друзей. А завершить наш праздник мы хотим красивой песней о Родине.

Дети выходят на сцену. Поют песню «Родина моя» на стихи П.Синявского

(Воспитатели раздают детям флажки)

Ребенок: Родина наша - это наш дом,                                    
Где мы все вместе дружно живем.
Пусть мы по-разному песни поем,
Но все мы мечтаем лишь об одном

ВСЕ:  Пусть будет мир в нашем доме родном!

Танец «Россия, мы дети твои" 

Ведущая: Дорогие гости, спасибо, что вы пришли сегодня на наш праздник. Мы от души желаем всем мира, добра и благополучия!

Вывод:

У детей дошкольного возраста нет предубеждений в отношении друг друга. Ребенок в этом возрасте открыт к общению и дружбе с другими детьми, и он не выделяет детей по цвету кожи и разрезу глаз. По своей природе дети толерантны. Их негативное, предвзятое отношение к людям других национальностей формируется только под внешним воздействием окружающего общества. Мы много говорим детям об их правах и порой забываем напомнить, что права и свободы имеет каждый член общества. Понимание ребенком толерантности зависит от нас, от наших взглядов, поступков, а мы, педагоги, сделаем все возможное, чтобы воспитать в детях терпимость и любовь друг к другу.

Описание: H:\Статьи журнал\Дружба народов\QumbaH742bQ.jpg

 


Поделиться: