Авторcтво: Сидельникова Галина Дмитриевна, доцент, к.п.н., учитель, Симонян Инна Борисовна, психолог ГБОУ ЛО «Юкковская специальная школа-интернат», Ленинградская область |
Посещая с учащимися парки Ленинградской области в городе Пушкине, Линдуловской рощи, и др., мы прогуливаемся по аллеям. Они красивы в разное время года: весной первая нежная зелень радует глаз, буйство красок осенью и серебристая опушенность веток инеем зимой.
Учитывая, что эмоциональная значимость и единение, понимание себя, как неотъемлемой части природного мира через социально-значимые проекты и перспективы формируется экологическое сознаний.
Все вышесказанное послужило основанием для создания на пришкольном участке аллеи. Чтобы придать социальную окраску проекту по посадке деревьев на пришкольной территории мы назвали его «Аллея выпускников школы-интерната».
Наставниками по реализации этого проекта были руководители школы» завуч по воспитательной работе Темняк Н.В. и директор школы-интерната Радченко Ж.В. Теоретическое и практическое руководство проектом осуществлял учитель Сидельникова Г.Д. Психологическое сопровождение, так необходимое для длительных проектов, реализовывала Симонян И.Б.
Проект имеет эколого-биологическую направленность, так как любые посадки связаны с биолого-экологическими характеристиками растительности.
Это следующие эколого-биологические особенности растений:
- создание органических веществ (уникальная способность только растений: из неорганических веществ синтезировать органические вещества) на свету - фотосинтез
- побочное явление фотосинтеза выделение кислорода, что делает уникальной атмосферу нашей планеты;
- очищение воздуха (поглощение веществ и удержание пыли);
- поглощение шума;
- места обитания для животных (норы в корнях, гнезда птиц).
Все это изучается детьми на уроках, а при проведении посадки деревьев еще раз повторяется.
В традиционной посадке деревьев участвует вся школа. Он реализуется уже 3 год.
Все это экономит время непосредственно на посадку, а дает возможность уяснить экологическое и социальное значение, впервые создаваемых аллей в Древнем мире преследовались как социальные, так и экологические цели. Социальные:
-разделение территории на участки,
- скрытное пребывание войск в аллее,
- наблюдательные территории, позволяющие обнаружить врагов.
-защита путников от палящих лучей.
Экологические:
- места обитания для животных и птиц,
- удерживание влаги,
- уменьшение эрозии почв.
Пиаже Ж. в своем труде «Психология интеллекта» отмечает, что огромное значение имеет чувственное, эмпатийное взаимодействие с природой. Что и возникает непосредственно при посадке деревьев. Красота дерева, его значимость для природы и человека создают определенный эмоциональный настрой
Начало посадок деревьев было осуществлено в 2019-2020 учебному году двумя 10 классами- выпускникам (фото 1, 2, 3)
Один класс высаживал березку, помня, что береза является символом России, а другой класс высаживал дерево, выращенное из семени, растущего на пришкольном дворе каштана. Это дерево было выращено под руководством учителя биологии Губановой А.М. Ко времени посадки дерево достигло 6-ти летнего возраста. Первая участники закладки «аллеи выпускников» и ученики 10-а и 10-б классов (фото 1,2,3). Его необходимо было перенести на новое место, которое было отведено для создания аллеи.
Именно этот факт выходит на первое место при выращивании растений для аллеи выпускников.
Совершенствуя проект, в 2020-2021 учебном году было решено перед непосредственной посадкой деревьев сделать небольшое 20 минутное выступление учащихся, которые будут на следующий год высаживать новые деревья.
Осуществление проекта требовало большой предварительной подготовки. Необходимо было определить место для создания аллеи, кроме того, чтобы традицию превратить в праздник, и не просто наблюдать посадку, заблаговременно размечалась территория, отмечались места посадки деревьев, подготавливались ямы для посадки растений. К ямам доставлялись плодородный грунт, дренаж, вода для полива посадок. Так как деревья сажались на открытом месте, для них необходимы колья и шпагат для укрепления растения в горизонтальном положении.
Здесь осуществлялась большая работа по побуждению к деятельности через потребности, личные мотивы, интересные ему сведения, ценностные ориентации и т. п., которые направляют и организуют, а также придают деятельности смысл и значимость для самого учащегося.
Они рассказывали собравшимся участникам акции о трактовке слова «аллея», значении аллей в древности, объяснили слово «традиция», рассказывали о тех каштановых аллеях, которые находятся у нас в Санкт-Петербурге, о разных каштанах и их особенностях.
Ученики 9 класса рассказали о том, когда, и с какой целью еще до нашей эры высаживались деревья в аллею. Кроме того, была осуществлена работа по объяснению термина «традиция». Учащиеся 8 класса рассказали о биологических особенностях каштана конского. Учащиеся 1 класса при всех посадили в контейнер каштаны.
Затем совершилось самое главное – посадка 2 каштанов, так как выпускались 2 класса сразу.
Дальнейшее совершенствование традиции (2021-2022 учебный год) сводилось к тому, что изменили породу посадочного дерева. Припомнили, что Петр 1 очень любил это дерево, а в Летнем саду Санкт-Петербурга при Петре были целые аллеи из елей. А особое значение его заключается в том, что фотосинтез елями осуществляется круглый год. Эти сведения и расширение знаний о породах деревьев послужили причиной замены каштанов на ели. Учащиеся изучали особенности ели, как древесной породы, собирали шишки, готовили рисунки к выступлению в процессе проведения акции (фото 4,5,6, 7)
Вся работа по созданию аллеи выпускников основывается на интерактивном взаимодействии, которое предполагает продуктивно-рефлексивное и деятельностно-практическое взаимодействие всех участников акции. Как уже было сказано, она носит длительный характер и требует внимания и от руководителей школы, и от непосредственных участников акции. Следовательно, особую ценность приобретает экологическое наставничество, способствующее толчком к поступательному личностному всего коллектива и личности каждого учащегося.
Фото 4. Перед посадкой деревьев
|
Фото
5. Участники
Теоретической части
|
Фото
6. Участники практичесчкой части
|
Фото 7. Вид аллеи в целом.
|
Подводя итоги описания акции, отметим, что она имеет временной конец деятельности. Это значит, что проведение посадок необходимо осуществлять из года в год. Кроме того, при формировании мотивации педагоги-наставники проекта опираются на необходимость зарождения и закрепления сотрудничества, на бережное отношение к ребенку и к объектам природы.
Поделиться: